Урок по полной программе следует проводить в 10-м классе профильного уровня обучения.
Время проведения урока – два академических часа.
По упрощённому варианту (с исключением ряда углубляющих знания вопросов и заданий) урок проводится в 10 классе базового уровня обучения.
Цели урока:
образовательная:
- содействовать осознанному усвоению и углублению знаний учащихся о деятельности Ивана III по “собиранию” русских земель;
- оценить заслугу Ивана III в формировании нового централизованного государства;
воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, глубокое уважение к истории Отечества и национальной символике, понимание ответственности за его судьбу.
развивающая:
- развивать навыки научного исследования на основе самостоятельной исследовательской деятельности учащихся с научной, научно-популярной и документальной литературой;
- совершенствовать информационные и интеллектуальные умения учащихся;
- оказывать содействие учащимся в поиске, обретении и развитии своего индивидуального стиля учебной деятельности;
- развивать интерес к истории России на примере углублённого изучения исторических личностей;
- отрабатывать коммуникативные навыки речевого взаимодействия в аудитории класса.
Тип урока: урок применения знаний, навыков и умений.
Структура урока:
- Организационное начало. Мотивация. Актуализация знаний: подготовка к основному этапу.
- Применение новых знаний и способов действий.
- Обобщение и систематизация новых знаний.
- Подведение итогов урока.
- Рефлексия.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Оборудование урока:
Настенная карта “Образование и расширение Российского государства (XIV-XVI вв.)”.
Плакат “Россия в конце XV– начале XVI вв.”.
Стенд с выставкой книг по тематике урока.
Портретные изображения Ивана III и Василия III.
Дидактический раздаточный материал.
Компьютер, проектор.
Подготовительный этап: учитель заблаговременно знакомит учащихся со структурой семинарского занятия и порядком его проведения ‹Приложение 1›. Он предлагает перечень проблемных вопросов и заданий для подготовки к семинару, обозначает минимум словарной работы ‹Приложение 2›, объясняет схему построения альтернативных вопросов ‹Приложение 3› и рекомендует необходимую литературу ‹Приложение 4›.
Учащиеся получают домашнее задание: на основе изучения учебной и дополнительной литературы самостоятельно проработать материал по теме “Образование единого Российского государства”, кратко законспектировать в рабочей тетради ответы на вопросы к семинару.
В подготовке к уроку учащиеся могут предложить узловые и дополнительные вопросы, материалы по теме; на предварительной консультации к уроку защитить право войти в состав экспертной комиссии и др.
Для информационно-компьютерной поддержки урока учитель предлагает одному или группе учащихся подготовить мультимедийную презентацию “История становления государственной символики в правление Ивана III и Василия III”.
Ход урока
1. Организационное начало. Мотивация. Актуализация знаний: подготовка к основному этапу.
Во вступительном слове учитель сообщает тему и цели урока, настраивает, мотивирует и стимулирует учащихся на активное участие в коллективном рассмотрении выдвинутых проблем.
Учащимся предлагается в ходе урока систематизировать полученные знания с помощью графически-текстовой таблицы “Объединение русских земель вокруг Москвы” в рабочих тетрадях и поместить в ней выводы и оценочные суждения по всем основным вопросам ‹Приложение 5›
Необходимо напомнить учащимся, что они должны выступать не только в роли докладчиков, но и оппонентов, рецензентов; что при оценке работы будут учитываться их дополнения и рецензии, заданные ими корректные вопросы, умение вести дискуссию, применять полученные при подготовке к семинару знания для объяснения событий современности, делать практические выводы личностного характера.
Учитель ставит перед классом задачу: самостоятельно рассмотреть изученный материал по схеме: обсуждение проблемы в группе –> публичная защита проблемы.
Группы формируются учителем с учётом учебных способностей и межличностных отношений учащихся. Из числа наиболее подготовленных учащихся (2–3 человека) создаётся группа экспертов для проведения экспертизы и оценки деятельности участников семинара.
2. Применение новых знаний и способов действий.
Для коллективного рассмотрения выдвинутых проблем в группах, распределённые по блокам проблемные вопросы и задания в конвертах раскладываются на столе. Количество конвертов не должно превышать количества групп. Конверты разбираются представителями от групп. Вниманию учащихся в группах предлагаются следующие блоки вопросов и заданий:
Блок № 1
Основной вопрос:
Являлось ли объединение русских земель под властью Московского княжества процессом закономерным?
Дополнительные вопросы и задания:
- Определите суть новой исторической ситуации и степень её благоприятности для развития централизованного Московского государства.
- Можно ли рассматривать объединение русских земель как идеологическую основу внешней политики Московского княжества?
- Проследите по карте процесс включения русских земель в состав Московского государства.
- Приведите факты политической и социальной напряжённости (в Новгороде, Твери и других княжествах), сопровождающей процесс объединения. Чем было вызвано это противостояние?
- Какими способами Иван III “собирал” земли? Ваше мнение на этот счёт.
- Что, на Ваш взгляд, позволило Москве победить в борьбе за первенство с другими княжествами, претендовавшими на политическое лидерство на Руси?
- Почему литовско-русский вариант российской цивилизации не смог стать господствующим?
- Приведите аналогии централизаторской политики Ивана III в истории Западной Европы.
Блок № 2
Основной вопрос:
Можно ли считать освобождение русских земель от ордынского ига достижением общенационального значения?
Дополнительные вопросы и задания:
- Как Вы оцените роль Московского государства в полном восстановлении независимости Руси от татар?
- Почему стала возможной окончательная победа русских войск над ордынцами?
- Какую историческую ситуацию напоминает Вам ситуация, возникшая накануне знаменитого стояния на реке Угре?
- Как известно, современники Ивана III были недовольны его политикой по отношению к татарам. Чем можно объяснить колебания в политической деятельности Ивана III в отношениях с Большой Ордой?
- В чём заключается особенность окончания монголо-татарского ига? Оцените военные маневры Ивана III.
- Какое значение для дальнейшей судьбы страны имело её освобождение от монголо-татарского ига?
- Что Вы понимаете под национальным сознанием? Считаете ли Вы, что освобождение русских земель от ордынского ига способствовало формированию национального самосознания на Руси в XV веке?
- Была ли цивилизационная альтернатива освобождению Русских земель от монголо-татарского ига?
Блок № 3
Основной вопрос:
Как оценить превращение московского князя в государя всея Руси?
Дополнительные вопросы и задания:
- Являлась ли женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Зое (Софье) Палеолог положительным фактором в плане государственного развития?
- Можно ли рассматривать Ивана III преемником светской и духовной власти византийского императора?
- Утверждению какой идеи способствовала легенда о “шапке Мономаха”?
- Приведите примеры усиления государственной власти Ивана III. Ваши оценочные суждения на этот счёт.
- Согласны ли Вы с утверждением, что Иван III “дал России герб”? Какие версии существуют в научной литературе о происхождении российского герба?
- Продолжите фразу “Рим – Константинополь – Москва…”. Справедливо ли мнение о претензии России на мировое господство?
- Подлежат ли оправданию деспотические методы в государственной деятельности Ивана III и Василия III?
- Назовите имена выдающихся современников Ивана III и Василия III.
Блок № 4
Основной вопрос:
Докажите, что в XV веке образовалось единое государство – Россия.
Дополнительные вопросы и задания:
- Какие признаки единого централизованного государства Вам известны? Были ли они в России изучаемого периода?
- Охарактеризуйте функции Московского государства. Как Вы оцените эффективность структуры государственной власти?
- Почему в ходе централизации происходило постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы управления?
- Какие выводы о характере общественных отношений, государственной жизни людей можно сделать на основании содержания Судебника 1497 года? Анализ документа.
- Почему начало юридического оформления крепостного права стало возможным лишь в XV веке?
- Чем можно объяснить наличие внутри страны враждебных централизации сил? Кто их представлял?
- Каковы внешнеполитические последствия образования Российского централизованного государства?
- Считаете ли Вы справедливым наделение Ивана III прозвищем “Великий”?
- Соотнесите образование единого Российского государства со временем образования централизованных государств в Западной Европе. Каковы особенности процесса централизации в России по сравнению с западноевропейскими странами?
Блок № 5
Основной вопрос:
Являлось ли утверждение идеологии самодержавия положительным фактором развития российской государственности на долгосрочную перспективу?
Дополнительные вопросы и задания:
- Каковы были социально-политические предпосылки утверждения идеологии самодержавия в России?
- Охарактеризуйте основные изменения внутриполитического развития России в конце XV – начале XVI вв.
- Каковы были препятствия в России для утверждения самодержавной монархии?
- Как права различных слоёв населения России были ограничены в процессе объединения страны?
- С чем было связано всевластие царя? Носителем, какого идеала он являлся?
- Чем характеризуется отношение к царю в русской культуре?
- Как оправдывалась необходимость самодержавия в сочинениях И.С. Пересветова? Отвергните или докажите правильность его основных положений.
- Как изменились отношения государства и общества в ходе централизации государственной власти в России и Европе?
Новый материал по теме становится предметом обсуждения в группах. Работа осуществляется в течение 20–25 минут. В ходе совместной творческой работы через активное обсуждение, дискуссию, диалог учащиеся с учётом перечня вопросов и заданий подбирают соответствующие материалы, заранее подготовленные к семинару, определяют суть и объём выступления по проблеме, выбирают основного докладчика.
3. Обобщение и систематизация новых знаний.
При коллективном рассмотрении выдвинутых проблем между группами в защите вопроса (основное сообщение, дополнения к нему, ответы на вопросы) участвует вся группа.
При выступлении учащиеся могут пользоваться подготовленными заранее записями, выписками из первоисточников, цитировать книги.
Учащиеся должны быть готовы дополнить выступление товарища, прорецензировать его, высказать свою точку зрения и обосновать её, задавать корректные вопросы оппонентам и др.
Проблема считается защищённой, когда у представителей других групп (в том числе оппонентов) исчерпываются вопросы.
Критериями устного представления позиции группы по проблеме является умение ясно выражать мысли в устной форме, чётко делать короткие и взвешенные умозаключения.
Задача учителя – обеспечить освещение содержания темы самими учащимися, т.е. организовать развёрнутое изложение основных вопросов, работу по дополнению и комментированию выступлений; помочь выявить разные точки зрения учащихся. Учитель руководит дискуссией, при необходимости задаёт вопросы, исправляет допущенные ошибки, обобщает выступления учащихся и расставляет нужные акценты.
Целостный просмотр мультимедийной презентации “История становления государственной символики в правление Ивана III и Василия III” проводится с целью получения специфической информации при изучении темы урока. Кроме того, презентация может дать учащимся пример организации научно-исследовательской самостоятельной деятельности с различными источниками.
4. Подведение итогов урока.
По окончании работы учитель подводит итоги дискуссии, а также всего семинара. Вместе с экспертами он оценивает знания, умения и навыки учащихся, их вклад в коллективное рассмотрение выдвинутых проблем. Учитель предлагает учащимся, проявившим на уроке наименьшую активность, сдать на проверку таблицу “Объединение русских земель вокруг Москвы”.
Оценки в журнал выставляются по нескольким позициям: лучший знаток, лучший докладчик, за активность, рецензию, экспертизу, оформление таблицы в рабочей тетради и др.
5. Рефлексия.
Эффективность рефлексии как отдельного этапа урока зависит от готовности учащихся к самоанализу. Учитель напоминает школьникам “правило трёх нельзя”:
Нельзя говорить о том, что уже было сказано.
Нельзя отказываться от сообщения своего мнения (под каким бы то ни было предлогом)
Нельзя переносить на высказывание и оценку своё дурное настроение.
Учитель ставит вопросы:
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что помогало и что мешало в работе (в т.ч. в группе)?
– Какова роль различных источников информации в формировании ваших знаний и умений?
– Какой фрагмент урока вы считаете наиболее ценным и почему?
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
В конце урока учитель информирует учащихся о содержании и характере выполнения ими домашнего задания.
Индивидуальные задания: составить проверочные тесты для классов базового уровня обучения по теме “Образование единого государства России”:
а) на знание хронологии,
б) на соотнесение дат и событий,
в) на соотношение личностей и событий,
г) на установление логической связи между событиями.
Творческие задания носят альтернативный характер.
1 вариант – подготовить реферат об Иване III (Василии III) как исторической личности
2 вариант – написать эссе “Моё личное отношение к государственной деятельности Ивана III (Василия III)”
3 вариант – подготовить музейный урок “Наш край в конце XV– начале XVI вв.”