Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.
Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить (размышлять), уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью.
Осознав исключительную важность этой проблемы, стала работать над темой “Активизация творческого мышления у дошкольников”. А познакомившись с методами и приемами ТРИЗ, решила использовать технологию в своей работе, так как поняла какое большое значение эта теория имеет для развития ребенка.
Проведя первичную диагностику, пришла к выводу, что у детей не развиты мыслительные процессы, познавательный интерес, на невысоком уровне была и разговорная речь.
Поставила цель: разработать систему работы по активизации творческого мышления, применяя методы и приемы ТРИЗ.
Для осуществления этой цели поставила задачи:
- Создать предметно-развивающую среду;
- Формировать у дошкольников умение рассуждать, объяснять, доказывать;
- Развивать творческие способности, умение нестандартно мыслить;
- Воспитывать речевую и познавательную активность.
Определила этапы работы:
- Подготовительный;
- Практический;
- Заключительный.
Вначале изучила методическую литературу, прошла курсы повышения квалификации. На основе полученных знаний составила перспективный план, в котором сформировала формы и методы работы с детьми.
На втором этапе (практическом) для развития речи детей, их творческого и интеллектуального потенциала в группе была создана необходимая развивающая среда, оборудованная с учетом психофизических особенностей и возрастных возможностей дошкольников.
Созданы “Уголок потерянных вещей”, “Альбомы по интересам”, “Уголок превращений”, “Уголок ребусов, шарад, головоломок”, “Сундучок волшебных предметов”.
Подобрана и составлена картотека ТРИЗовских игр по развитию творческого мышления и познавательной активности, развитию творческих способностей.
Разработаны словесные дидактические игры: “Что общего”, “Составь цепочку слов”, “Волшебная палочка”, “Что может быть …”, “Волшебная шляпа”, “Чудесное превращение”, “Капризная кукла”, “Помоги советом”, “Садовник”, “То чего не бывает”.
Пособия и настольные игры использую как на занятиях, так и в свободной деятельности. Наиболее интересны для детей такие игры: “Что сначала, а что потом”, “Заколдованные животные”, “Садовник”, “Найди связь”, “Расскажи по схеме”, “День рождение”, “Как злого превратить в доброго”, “На неведомых дорожках”.
На занятиях, в беседах, в свободной деятельности, на прогулке, в экспериментальной деятельности даю детям возможность находить истину. Стараюсь задавать проблемно-поисковые, творческие задания и вопросы, которые направлены на развитие мыслительных процессов (сравнение, обобщение, синтез, анализ). Наталкиваю на поиск ответов, которые должны вызывать умственные усилия, желание подумать: докажи, сравни, сочини, придумай, чем отличается? В чем причина? Как сделать по-другому?
Занятия провожу в форме свободного общения в виде диалога, в котором играю направляющую и организационную роль. На начальном этапе (в средней группе) использовала методы и приемы ТРИЗ в упрощенном, адаптированном виде, на уровне первичного ознакомления с основными понятиями, как часть занятия.
В конце занятия подвожу итоги для того, чтобы обучить детей навыкам анализа (Что было самым интересным ? Что осталось непонятным ?). Итоги проводятся в самых разнообразных формах: игры “Интервью”, “Копилка новостей” и др., обсуждение планов на будущее. Герой занятий и помощник воспитателя – утенок Кряк. От лица игрушки задаются проблемные вопросы. Утенок активно выражает свое мнение, спрашивает непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.
Все методы и приемы ТРИЗ интересны, необычны. Но в своей работе чаще всего использую:
- Метод фокальных объектов;
- Синектика;
- Противоречия;
- Эмпатия;
- Системный оператор;
- ММЧ;
- Наоборот.
Некоторые вам хорошо знакомы и часто используются воспитателями.
ММЧ – с помощью этого метода дети строят модели различных явлений, объектов, физического состояния вещества. Начала я свое знакомство с МЧ игрой “Конструктор”. Детям предлагается объяснить, что такое конструктор? Это игра, где много частей, из которых можно собрать что хочешь. Можно ли стул назвать конструктором? Из чего состоит кирпич, мыло? Они состоят из маленьких кусочков кирпича, мыла. Маленькие кусочки или частицы – молекулы. Мы их назовем маленькими человечками. А затем уже объясняется ребенку, как ведут себя человечки твердых, жидких, газообразных веществах. Важно чтобы дети не только строили модели из МЧ, но и смогли объяснить и обосновать свой ответ.
Все ТРИЗовские игры и задания учат вначале выявлять противоречивые свойства предметов, явлений объектов, а затем добиваться решения противоречий. Ведь наша жизнь сплошь состоит из ежеминутных противоречий, которые являются источником самодвижения и развития объективного мира и познания, а умение с ними работать – важнейшая составляющая творческого мышления.
Игра “Хорошо – плохо” является универсальной для решения всех противоречий.
Предлагаю несколько новых вариантов:
- Капризная кукла
Кукла не хочет идти гулять, капризничает;
Кукла:
– на улице холодно;
– плохо в толстой шубе бегать;
– деревья голые, грустно;
– кругом снег, нет травы;
Дети убеждают и доказывают, что гулять очень интересно и необходимо;
Дети:
– деревья в инеи очень красивые;
– можно сделать из снега горку и кататься;
– а в шубе, если упадешь, не ударишься;
- Сюжетно-ролевая игра “Магазин”
Утенок Кряк предлагает поиграть в “Магазин”.
Кряк: Этот магазин будет не простой, а сказочный. Я буду продавцом, и буду продавать товар только хорошим сказочным героям, а плохим не хочу.
Сюжет игры основан на том, что один и тот же предмет (товар) вначале предлагается плохому герою, с указанием отрицательных сторон предмета, а затем положительному герою рассказывается о положительных сторонах. Игра наглядно демонстрирует вывод, что в каждом предмете есть и хорошее и плохое.
Вариант игры.
В магазин входит Бармалей: – Я хочу купить краски.
Кряк: Зачем тебе краски, они плохие. Ты ими испачкаться можешь.
Бармалей: Не буду покупать.
Затем входит Золушка.
Кряк: Золушка купи краски! Смотри какие они хорошие, разноцветные, яркие. Ты ими любую картину нарисовать сможешь.
Золушка: Хорошо, покупаю.
В процессе игры продаются конфеты, ножик, будильник, причем воспитатель обеспечивает организационную сторону игры, а аргументы “за” и “против” покупки высказывают дети.
Очень интересный метод эмпатия. Его мы используем в совместной работе с психологом. Главный смысл войти в роль кого–либо или чего–либо.
Предложить творческие задания: покажи как Баба Яга, Красная шапочка и пр. смотрится в зеркало, пробует незнакомое блюдо, выслушивает похвалу, замечание.
А с помощью “волшебной шляпы” ребенка можно превратить не только в сказочного героя, но и в любой предмет, который расскажет о себе, о своем житье – бытье.
Другим интересным методом является синеткика. Здесь важно превратить непривычное в привычное и наоборот. Например сосулька похожа на карандаш, нож, ручку. Фонарный столб – жираф, удочка, великан, двойка. Для знакомства детей с прямой аналогией можно прочитать стихи:
На свете все похоже:
Змея – на ремешок;
Луна – на круглый глаз … огромный;
Журавль – на тощий кран подъемный;
Кот толстый – на пижаму;
Я на тебя, а ты – на маму.
(Роман Сев)
Фантастическая аналогия способна любую ситуацию перенести в сказку и использовать какое-либо волшебство, фантастических животных, пришельцев из космоса. Для решения задачи, для выхода из создавшейся ситуации. Например: “Каша сегодня волшебная. Она называется “попрыгунчик”. Тот, кто съест всю кашу, будет очень хорошо прыгать. Мы проведем соревнование, кто дальше прыгнет”.
Метод фокальных объектов ставит задачи придумать новое, видоизменить, улучшить привычный вид реального объекта, рассмотреть предмет с необычной стороны, составить рассказ, сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения.
Термин “фокальный” означает, что объект находиться в центре внимания, в фокусе. Например, берется слово яблоко, произвольно выбирается другое любое слово. Выбрано слово пингвин. К нему подбираются определения. Какой пингвин? Бегущий, летающий, прыгающий. Затем надо в понятие “яблоко” ввести те элементы, которые ему не свойственны.
“Летающее яблоко” – ему нужны крылья или надуть его;
“Бегущее яблоко” – у него выросли ножки;
“прыгающее яблоко” – все время прыгает, как мячик.
Дети фантазируют и уже придумывают истории об этих яблоках. Важно направить фантазию в нужное русло, раскрывая свойства яблока и пингвина, как можно полнее.
Пользуясь данным методом можно придумать фантастическое животное, необычный предмет.
Метод “системный оператор” (или девятиэкранка) сложен для детей дошкольного возраста, а вот пятиэкранка вполне приемлема.
Объяснение пятиэкранки начинают с игры “Лифт”.
Воспитатель: Этот трех этажный дом необычный в нем живут не люди, а разные предметы (схема на наборном полотне).
На втором этаже живут они сами.
Например, ромашка. На 1 этаже (подсистема) живут отдельные части этих предметов.
– Назовите, из каких частей состоит ромашка?
Дети: Лепестки, серединка стебелек, листочки, корни.
Воспитатель: А комнаты на 3-ем этаже (подсистема) – это места , в которых могут быть эти предметы.
– Где может быть ромашка?
Дети: Клумба, букет, ваза с цветами, поляна в лесу, венок.
Закрепить знания можно играми “Назови этаж”, “Первый, второй, третий”.
Для того чтобы выстроить пятиэкранку, нам необходимо знать прошлое предмета и умение прогнозировать будущее.
А для этого проводятся игры “Что было раньше”, “Что потом”.
Важно подчеркнуть, что возможен не один вариант развития, а множество (ромашку, может съесть корова, из нее можно сделать украшение, подарить, поставить в вазу, она может засохнуть).
Так выглядит системный оператор (пятиэкранка):
Затем предлагается покатать на “пятиэкранке” самые любимые предметы: игрушки, мороженое и книгу сказок.
Совместно с музыкальным руководителем в театрализованных играх обучаем детей навыкам театрализации, перевоплощения используя метод решения сказочных задач и придумывание новых сказок. Например, детям предлагали выручить семерых козлят, обмануть волка, перевоспитать и сделать его добрым.
Считаю, что положительных результатов в работе с детьми можно достигнуть только в тесном взаимодействии с семьей.
Формы работы по взаимодействию с семьей. |
|||||||
Беседа |
Родительское собрание |
Мини – газета “Малышок” |
Школа семейного творчества |
Консультации и видеоконсультации |
Участие в занятиях и праздниках |
КВН |
Информационные письма |
На начальном этапе в своей работе с родителями сочла необходимым познакомить с программой ТРИЗ через беседы, консультации на темы: “Что такое ТРИЗ”, “Школа творческой личности”, “Хотите ли вы умного ребенка?”.провели родительские собрания: “Развиваем творческие способности детей”, “Сказки по-новому”. Была открыта “Школа семейного творчества”, где родители вместе с детьми выполняли творческие задания, рассказывали о придуманных образах, вступали в диалог друг с другом, проигрывали небольшие сценки из собственной жизни. В группе издавалась мини – газета “Малышок”, где родители знакомились с ТРИЗовскими играми, учились вместе с детьми сочинять новые сказки. У некоторых родителей появился неподдельный интерес. Для своих детей стали подбирать и самостоятельно создавать развивающие игры (“Универсальное лото”).
Считаю, что методы и приемы ТРИЗ совершенны для развития творческого мышления, воображения, а также для познавательно – речевого развития творческих способностей, так как у детей в результате обучения возросла познавательная активность и интерес, детские ответы стали нестандартными, раскрепощенными, расширился кругозор, появилось стремление к новизне, фантазированию, речь стала более образной и логичной.
Работа по данной теме не завершена. В дальнейшем планирую:
- Продолжать работу с родителями, привлекая к активному участию в творческих конкурсах, в совместных с детьми занятиях.
- Развивать познавательный интерес и речевую активность, творческое мышление, используя различные методы педагогического воздействия.
- Пополнить предметно – развивающую среду материалами, пособиями, развивающими играми.
- Разработать творческий проект по теме “Развитие творческих способностей дошкольников”.
- Поддерживать тесную связь с педколледжем, пединститутом, общеобразовательной и художественной школой.