Образовательные области: “Художественно творчество”, “Познание”, “Коммуникация”.
Образовательные компоненты: “Рисование”, “Музыка”, “Природный мир”, “Развитие речи”.
Программное содержание:
- Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе, о растительном и животном мире весной.
- Активизировать словарь детей: “дупло, большая семья, линька, потомство”, высказывать суждения по теме.
- Закреплять умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
- Знакомить детей с техникой рисования “граттаж”.
- Развивать логическое мышление, внимание, воображение, память, связную речь: составлять простые распространенные предложения; творческое воображение, фантазию, умение самостоятельно задумывать содержание рисунка.
- Воспитывать интерес и любовь к природе.
Материал:
Иллюстрации по теме, загадки о диких животных, картинки (белка, заяц, медведь, лиса), искусственные елки, пеньки-стулья, мольберты, мяч, сундучок, зубочистки, листы, подготовленные для работы в технике “граттаж”, аудиозапись с голосами птиц, П.И. Чайковский пьесы из альбома “Времена года”.
Ход занятия
Воспитатель по экологии:
Я раскрываю почки
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня … (Весна)
Раздается стук в дверь. Входит Незнайка.
Незнайка: – Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (Ответы детей).
Незнайка: – Я случайно услышал, что вы говорили о какой-то весне. А что это такое?
(Ответы детей).
– У нас, в Солнечном городе, всегда лето, и что такое весна мы не знаем…
Воспитатель по экологии: – Ребята, расскажем Незнайке, что такое весна и какая она бывает?!
Проводится игра “Волшебный мяч”.
(Ребенок, которому воспитатель бросает мяч, называет один из признаков весны (Например, тает снег, ярче светит солнце, птицы прилетают из тёплых стран, и т. д.) и возвращает его воспитателю)
Воспитатель по экологии: – Ребята, а вы ждете весну? А почему? А как вы думаете, весна – это хорошо или плохо?
Проводится игра “Хорошо – плохо”.
Как вы думаете, а животные и растения могут ждать весну? (ответы детей).
Все ждут прихода весны и люди, и растения, и животные. А хотите отправиться в весенний лес и посмотреть, как его обитатели встречают весну. Да и Незнайка тоже посмотрит и увидит все своими глазами. Как же нам добраться до леса? (предположения детей).
Незнайка: – Я знаю, я знаю! Нужно закрыть глаза, сосчитать до пяти, а потом открыть глаза!
Воспитатель по экологии: – Ну что, ребята, попробуем?
Дети закрывают глаза, в это время воспитатель разворачивает мольберты, на которых закреплены картины с изображением весеннего леса.
Воспитатель по экологии: – В весеннем лесу прохладно. Солнце еще не прогрело сырую холодную землю. Как вы думаете, чем пахнет в весеннем лесу? (Предположения детей). В лесу пахнет прошлогодней травой и набухшими почками. Пробивается сквозь слой прелых листьев молодая весенняя травка. Воздух чистый и свежий. Как здесь красиво! Давайте послушаем звуки леса (звучит аудиозапись “Путешествие в весенний лес”).
Ребята, а кого можно встретить в лесу? (Ответы
детей). Обращает внимание детей на одну из ёлочек:
– Посмотрите, а разве на елке листья растут?
Наверное, это неспроста… Давайте, посмотрим, что
же это за необычные листочки! (Срывают листик, а
там загадка).
Проводится игра “Покажи и расскажи”.
(Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают и показывают, как двигается это животное).
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
(Медведь).
Незнайка: Ой, какой страшный зверь! А что вы еще о нём знаете? (ответы детей)
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает?
(Лиса.)
(Дети рассказывают Незнайке о том, где живёт лиса, чем питается)
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые торчком.
(Волк.)
(Рассказ детей о волке).
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка).
Незнайка: Вот так хозяюшка, эта белка! А что вы еще о ней знаете? (Ответы детей).
Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках…
(Заяц.)
Незнайка: А почему же зайца называют косоглазым? (ответы детей). А что ещё интересного можно рассказать о зайце?
Воспитатель по экологии: – Молодцы! Много знаете о жизни лесных обитателей.
– Ну что ж, пора нам возвращаться…
Встали елки на пути,
Их нам надо обойти.
(Дети идут к елкам.)
Воспитатель по экологии: – Ребята, смотрите, что это за сундучок лежит под елкой? Что же в нем?
Посмотрим? (Открывают сундучок, где лежат палочки-зубочистки).
Незнайка: – Ой, палочки. А для чего они? (Ответы детей.)
Воспитатель по ИЗО: – Незнайка, ты знаешь, что это волшебные палочки. Ими можно рисовать.
Незнайка: – Как это?
Воспитатель по ИЗО: – Этими палочками нужно царапать по специально подготовленным листам.
Незнайка: – И сможете нарисовать, как просыпается природа весной? (Ответы детей.)
Воспитатель по ИЗО: – Тогда начнем! Ребята, мы с вами уже заранее подготовили листы.
Воспитатель показывает, как выполнить изображение в технике “граттаж”: палочкой снимается слой краски и воска, на листах появляется цветное изображение. Теперь вы закройте глаза, и представьте картину весны, которую вы хотели бы нарисовать. Представили?
Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение “Времена года. Весна.” П. И. Чайковского.
Незнайка: – Какие замечательные рисунки! А вы можете подарить их моим друзьям? Ведь я уже увидел, как приходит весна, а мои друзья нет. И мне хотелось бы поделиться впечатлениями. Дети дарят рисунки Незнайке и прощаются с ним.