Цели урока:
- Развивать фонематическое восприятие и слух, умение различать твёрдые и мягкие звуки.
- Совершенствовать умение обозначать на письме мягкость согласных в конце слова буквой ь.
- Расширять и обогащать словарь учащихся путем подбора синонимов и антонимов.
- Развивать мелкую моторику, слуховое внимание, логическое мышление.
- Развивать временные и пространственные представления.
Оборудование: картинка Мягкий знак – Веселый человечек, “снежинки” с вопросами, предметные картинки для “превращения” слов (хор – хорь, шест – шесть, ел – ель, угол – уголь, мел – мель ), индивидуальные карточки со знаками = и >, схемы “Б>З, Б=З”, мяч, “волшебное окошко”.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Речевая зарядка: проговаривание скороговорок, выученных ранее.
Сядет тот, кто назовёт по имени ласково своего соседа.
2. Сообщение темы занятия.
– Послушайте слоги: ун – унь. Чем отличаются слоги ун – унь? (В слоге ун – согласный твердый, а в слоге унь – мягкий). Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими.
Послушайте стихотворение:
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать. (Буква Ь)
– Кто догадался, о чём мы будем говорить на занятии?
Мягкость согласных может обозначаться на письме мягким знаком.
– Сегодня на занятии мы будем тренироваться произносить слова с мягким согласным звуком на конце слова, внимательно вслушиваться в окончания слов, и обозначать мягкость согласных при помощи буквы мягкий знак. (Запись числа в рабочей тетради).
3. Превращения слов с твёрдым согласным в слова с мягким согласным.
Оказывается мягкий знак – фокусник, он может одно слово превратить в другое. Если приближается слову, то оно делается совершенно неузнаваемым.
- Как превратить мел в мелкое место на реке? (мел – мель)
- Как превратить хор в хищного зверька? (хор – хорь)
- Как сделать, чтобы шест стал цифрой? (шест – шесть)
- Как из угла в комнате сделать топливо? (угол – уголь)
- Как слово ел превратить в дерево? (ел – ель)
(Выясняется значение и звучание каждого слова. Слова записываются парами в тетрадь. Выделяются твердые и мягкие согласные в конце слова цветными карандашами. Устно составляются предложения с этими словами.)
4. Звукобуквенный анализ слов.
Послушайте слово – камень. Посчитайте
количество звуков и покажите на звуковой линейке
(числовой ряд приклеен к парте). Посчитайте,
сколько букв, запишите. Выберем схему (Б>З).
Почему? (камень – 5 зв.,6 б., Б>З)
Он не произносится, но в слово часто просится.
Почему мягкий знак назван хитрым знаком? Как об этом говорится в стихотворении? Как об этом сказать по-другому? Зачем мягкий знак в слово часто просится?
Мягкий знак не обозначает звука. Будем это помнить, когда будем анализировать слова.
- Отгадать загадку, в отгадке посчитать, сколько в слове звуков и букв.
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица. (Жук) Жук – 3 зв., 3 б., Б = ЗВ лесу мне видеть довелось,
Как грыз кору могучий... (Лось) Лось – 3зв., 4 б., Б>ЗНе робей, но берегись
В том лесу, где бродит... (Рысь). Рысь– 3зв., 4 б., Б>З
- Игра “Кто лучше считает буквы и звуки?”
У всех учеников 2 сигнальные карточки: со знаком = и >. Логопед называет слова:
Мост, весна, дверь, дом, конь, сыр, рис, гусь, стол, соль.
Дети сосчитают, сколько в слове звуков и сколько букв надо для его написания. Если в слове количество звуков и букв совпадет, поднимают карточку со знаком равенства, если не совпадает – поднимают карточку со знаком неравенства (Б>З).
5
. Отбор слов с мягким согласным в конце слова. Слова с пропущенными буквами (записаны на доске).- “Дед Буквоед” съел буквы в словах:
Картофе…, помидо…, снеги…, ко…, клё…, меда…, оле…, сире….
(Дети вставляют в слова пропущенные буквы и записывают слова с мягким согласным в конце слова в тетрадь, проверка)
6. Физкультминутка.
- Учащиеся произносят и выполняют движения:
Мягкий знак, | Тридцать, двадцать, |
Мягкий знак, | Десять, пять. |
Без него нельзя никак! | Мы не будем забывать. |
Без него не написать | Мягкий знак в конце писать. |
- Кинезиологические упражнения
“Колечко”. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
“Кулак – ребро – ладонь”. На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
“Лезгинка”. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз
“Ухо – нос”. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”.
“Змейка”. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы рук.
7. Развитие временных представлений.
Какое сейчас время года? Расскажите о приметах зимы. Снежинки, какие?
Пока мы, ребята, отдыхали, ветер занес к нам в класс снежинки. Посмотрите, какие необычные. Прочитаем, что же здесь написано?
Дети читают вопросы на снежинках, отвечают, объясняют, какой звук последний, как обозначают его на письме.
- Первый месяц года. (Январь)
- Назовите осенние месяцы.
- Желанный в доме человек? (гость)
- Часть руки с пальцами? (кисть)
- Назови число, больше шести, но меньше восьми. (7)
- Последний месяц года. (Декабрь)
(Запись в тетрадь любых двух слов – отгадок, согласный с мягким знаком подчеркивается зеленым карандашом).
8. Расширение и обогащение словаря путем подбора синонимов и антонимов.
Работа с синонимами
А что это тут за окошко? Наверное, там кто-то живёт? (Логопед открывает сначала одну створку.) Оказывается, здесь живут слова. Давайте их прочитаем. (Объяснение значений) На какой вопрос отвечают? (Логопед открывает другую створку. Выясняются значения слов и вопросы.)
спасать | звать |
плакать | выручать |
ругать | потушить (огонь) |
погасить | бранить |
приглашать запирать (дверь) | |
закрывать | рыдать |
Соединяем слова стрелками, читаем парами, выясняем последний звук и какую букву будем писать последней, с каждой парой слов составляем устно предложения, дети записывают любую пару и подчёркивают согласный с мягким знаком.
Работа с антонимами
Игра в мяч “Скажи наоборот”
Логопед бросает мяч ребёнку, называя слово с мягким звуком на конце (они могут быть записаны на доске). Надо возвратить мяч, назвав противоположное слово.
Молодость, день, радость, трусость, одеть, дать, молчать, поднимать, бросить, купить, налить.
Дети записывают любую пару и подчёркивают согласный с мягким знаком.
9. Итог занятия.
Каких слов сегодня мы произносили много? Какая буква нам нужна, чтобы обозначить на письме мягкий согласный звук в конце слова? Какие задания особенно понравились? Сдавая тетради, вы называете мне слово с мягким звуком в конце слова. Молодцы!
Рисунок