3-й класс.
Система Л.В.Занкова.
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам.
Форма урока: урок-практикум (45 мин).
Цели урока:
- создать целостное представление об окружающем мире;
- формировать интерес учащихся к культуре своего народа.
Задачи урока:
- учить графическому изображению линий различной толщины в процессе выполнения композиции “Паутинка”;
- формировать навыки общения детей в коллективной творческой деятельности;
- развивать образное мышление, наблюдательность и эстетическую отзывчивость на красоту окружающей природы;
- развивать умения анализировать, сравнивать, синтезировать свои знания в единое целое;
- воспитывать интерес к музыкальному творчеству и фольклору, исполнительскую и слушательскую культуры;
- воспитывать эстетический вкус, аккуратность.
Материалы:
Ход урока
1 этап. Организационный. Организация класса (1 мин).
2 этап. Постановка цели. Эвристическая беседа
(5 мин).Звучит фрагмент музыкального произведения П.И. Чайковского из цикла “Времена года” (“Осень”)
– Какие чувства у вас возникли при прослушивании данного произведения?
– Как вы думаете, о каком времени года прозвучал данный фрагмент?
– Назовите автора этого музыкального произведения?
Прочитайте тему нашего урока.
Вспомните только что прослушанное произведение и ответьте на вопрос…
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
У природы всё идёт своим чередом. Времена года сменяют друг друга.
У каждого времени года есть свои секреты, и некоторые мы вместе с вами сегодня раскроем.
Песня “Осенний вальс” (сл. М. Скребцова) в исполнении учащихся.
3 этап. Актуализация знаний (3мин).
Давайте заглянем в удивительный мир природы – в осенний лес.
– Чем вы восхищались, когда путешествовали по осеннему лесу?
Тихо падают осенние листья, создают разноцветный ковёр, и он уже не бесшумный, а шуршит под ногами. Хочется наклониться, взять охапку, подбросить высоко вверх и … а среди ветвей затаилось лёгкое кружевное чудо.
– Кто скажет, что это за чудо-кружево пряталось в ветвях? (паутина)
– Кто создаёт это кружево в природе? (паук)
Поэтому и называют это кружево паутинкой.
4 этап. Выполнение задач стандартного типа (3мин).
(Как устроена паутинка)
– А кто из вас знает, как устроена паутинка?
В утренние часы паутинка покрыта мельчайшими капельками росы, они удивительно сверкают на солнце, переливаясь разноцветными красками. Получается сказочный узор. [2]
– А какого цвета паутинка?
На компьютерном изображении паутины видно, какие пауки гениальные архитекторы. Сначала они натягивают несущие нити (красный цвет), которые закрепляют между ветками и травинками. Затем следуют “базовые нити” (жёлтые), которые можно сравнивать со спицами колеса. Потом плетут вспомогательные нити (белые). А завершают постройку клейкие охотничьи нити (синие). И отличная западня готова.
– А почему же они сами не попадают в эту западню?
Пауки не запутываются в паутинке, потому что они бегают только по осевым нитям. “Пряжу” вырабатывают особые железы на брюшке паучка. Её свойства не перестают удивлять учёных. Она эластичная, прочная и может выдержать больший вес, чем стальные нити такой же толщины. Если бы на свете существовал паук с размером человека, то его сеть могла бы остановить летящий самолёт и остаться целой. Эти сказочные узоры бывают разной конструкции. Чаще всего мы видим простые формы – колесовидные сети, названные по сходству с велосипедным колесом.
– А что вам напоминает паутинка?
На первый взгляд все паутинки похожи друг на друга, но если внимательно рассмотреть их, то мы видим, что пауки плетут разные паутинки, и каждая из них отличается друг от друга. [2]
Пауки – кругопряды плетут очень прочную паутинку, в которую попадают даже мелкие животные. Местные рыбаки нередко используют паутину этих пауков для изготовления сетей.
Пауки – аргиопы плетут фигурную паутину. Насекомые принимают её за цветок и летят прямо в ловушку. Если вытянуть паутинку в одну длинную нить – то её длина будет 300 м.
Ещё в средние века о пауках были распространены самые невероятные и страшные курьёзные легенды. Об этом чуть позже.
А сейчас мы отправимся в удивительный и прекрасный, таинственный мир народной мудрости – мир фольклора. В нём звучит сказка и песня, загадка и пословица… здесь играют, поют, рассказывают и слушают… здесь можно узнать очень многое, о многом подумать, многое понять…
5 этап. Выполнение задач реконструктивно-вариативного типа
(6мин).(Русский фольклор)
У каждого времени года свои приметы, свои традиции. С осенью связано много примет.
– А вы, знаете приметы, связанные с паутинками?
“Если на бабье лето луга будут опутаны тенетником, гуси гуляют стадами, скворцы не летят, то и осень будет затяжной”, “Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде”; “Паук недвижим посреди паутинки – к ненастью”
Приметы осени во всём встречаем взор:
Там тянется, блестя на солнце, паутинка,
Там скирд виднеется, а там через забор
Кистями красными повиснула рябинка… (Н.Греков)
В старину осень встречали несколько раз. – Кто мне назовёт самый большой праздник осени? ( Осенины)
Праздник Осенины начинается с бабьего лета. О нём говорят: “Бабье лето 8 дней”. Знают это время года и многие народы: русские. поляки, белорусы. У нас бабье лето было известно под именем паутинного, даже поговорка такая есть: “Бабье лето летает” [2]
Но у каждого народа были свои песни, обряды, игры — свой фольклор. В древние-древние времена, когда люди ещё не умели писать, они передавали друг другу свои знания о жизни, играя в игры, совершая обряды, напевая песни. Хоровод – это главный элемент танца и мы сейчас это покажем.
Игра – хоровод Колпачок (паучок) [5]
Выбирают водящего, который садится на корточки в
центре круга.
Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись
за руки, и поют:
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.
Хлопая в ладоши, поют:
Танцевать заставили.
Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.
Все поют:
Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.
6 этап. Выполнение задач творческого типа
(20 мин).В древнегреческой мифологии есть печальная и красивая легенда об искусной мастерице Арахне, которой не было равных в плетении кружев и тончайших нитей. Гордая своим умением, вызвала Арахна на состязание саму богиню Афину! И вышла у мастерицы работа, по красоте не уступавшая тканям Афины. Своим узором Арахна обличала богов в праздности и лени... Разгневалась Афина, порвала ткань Арахны, а в наказание превратила ее в паука. Однако и в образе паука не утратила Арахна свое искусство и по-прежнему плетет удивительно тонкие сети-кружева. [2]
Издавна кружева слыли рукодельной работой. В руках у мастерицы только и были что крючок костяной да нитка. Кручёную нить крючком подхватывали, плели-вязали узорчатые кружева. Но крючком тонкий узор не навяже шь, прозрачности настоящей не достигнешь. И к тому же, тянет крючок только одну нить. А кружево красиво, когда оно, словно паутина, из нескольких нитей сплетается.
И стали кружева не вязать, а плести сразу из множества нитей. А чтобы они не перепутались, концы их не потерялись, к каждому кончику привязывались круглые палочки-коклюшки. Сидит мастерица, перебивает нити, перекидывает их через колышки– иголки, воткнутые в рисованной на бумаге узор. Быстро снуют мастеровые руки, кажется, что само собой плетётся узорчатое прозрачное полотно. Будто сказочная старушка нитью воздух оплетает. [4]
Сегодня редко можно увидеть, как плетут кружево вручную на коклюшках. Теперь работу эту делает машина. У неё много механических рук – каждую ниточку и без коклюшки удержит, не спутает. То, что выходило из рук кружевницы после многих дней работы, машина за час успевает сделать. И чудесные кружева получаются. Лёгкие, воздушные.
– Где же увидели, где подсмотрели художницы-кружевницы рисунок своего затейливого нитяного узора?
Верно, там же, где можем увидеть и мы с вами, – в лесу, в поле, в огороде, на реке. Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны: “рыбка”, ручеёк, “мельница”, “мороз”. [4]
Окружает меня кружева -
Одуванчик, дрожащий едва,
Пенный гребень на гладкой волне
И узор на морозном окне.
Кружева – в стрекозиных крылах
И в летящих сквозных облаках,
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной.
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава-
Кружева, кружева, кружева… (Л. Яхнин) [4]
Практическая работа
А теперь каждый из вас пусть попробует стать искусным мастером-паучком. Будем “ткать” свою паутинку.
Для этого нам понадобиться чёрный лист картона и белая гуашь. На чёрном фоне (можно зелёный, синий) будем рисовать паутинку различными линиями белой краской. Линии могут быть: толстые, тонкие, волнистые и т.п. Сначала следует нарисовать осевые линии, потом вокруг них изобразить слегка волнистые круги. После того как паутинка “соткана”, каждый может проявить фантазию и изобразить то, что попало в сети паука — капелька, жучок, листочек.
Дети работают.
Тихо звучит музыкальная пьеса “Утро в лесу” В. Салманова.
7 этап. Контроль сформированности умений и навыков (4 мин).
Анализ работ.
По окончании урока детские работы размещают на доске. К своим работам учащиеся придумывают название.
– Легко ли вам было ткать свою паутинку?
Посмотрите ещё раз на работы вологодских мастериц…
– Скажите, какими качествами должны обладать люди, чтобы делать такие замечательные произведения искусства?
8 этап. Рефлексия
(3 мин).(В заключение учитель подводит детей к мысли о бережном отношении к природе, о красоте, которую создает природа.)
– Прочитайте ещё раз тему нашего урока.
– Как вы думаете, о каких “волшебных узорах” мы с вами сегодня говорили?
– почему эти узоры– волшебные?
Подведите итог, закончив любое предложение…
- Сегодня я узнал…
- Меня удивило…
- Я приобрел…
- Я попробую…
- Мне захотелось…
(Обобщая ответы детей)
Сегодня мы с вами увидели, что самое необычное можно увидеть в обычных вещах, если только будем очень внимательны.
Солнце нитями-лучами
Вышивает.
Луг – цветами,
Сад – плодами,
Пруд и небо – облаками,
Шита-вышита стежками
Разноцветная Земля. (Л. Яхнин)
Наши предки были очень внимательны к природе, примечали каждое ее движение и по этим приметам знали, что делать, как вести хозяйство, когда ждать ненастной, а когда ведренной погоды, и еще многое, многое другое…
Будем и мы внимательны к окружающему нас миру: к родной природе и к людям, какой национальности бы они ни были. Ведь все мы дети одной планеты — Земли, все мы братья и сестры на этой Земле, а потому должны жить в мире и согласии. [4]
Источники информации:
- Мельников М. Русский детский фольклор. М., 1989.
- Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии, фольклору. М., 2004.
- Шангин И.И. Русские народные праздники. СПб., 1997.
- Яхин Л.Л.. Воздушные узоры. М., 1988.
- Русские народные игры folkgame.ru
- Паук, паутина Анимация – zdesvsyo.ru › photo/132
- Хоровод(фото)http://school31belogorie.narod.ru/tradition1.htm
- Шаг за шагом: паутинка (мотив IV) blog.imhonet.ru/author/bosikom/post/1772729/
- images.yandex.ru › паук картинки
- images.yandex.ru › паутина картинки
- images.yandex.ru › осень картинки
- images.yandex.ru › вологодское кружево картинки