Урок в 1 классе по ОС «Школа 2100». Уровень обученности школьников: обычный класс средней школы. Классно-урочная форма работы.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Планируемые результаты:
- Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей, высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения.
- Метапредметные:
Р – определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.
П – ориентироваться в учебнике, делать выводы в результате совместной деятельности класса, группы или пары.
К – слушать и понимать речь других, выразительно читать текст, договариваться с одноклассниками о правилах работы в паре или группе, учиться работать в парах и группах. - Предметные: правильно читать текст, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, называть звуки в словах и давать им характеристику, делить слова на слоги, ставить ударение в словах, выделять на основе классификации признаки слов, списывать с печатного текста.
Цель урока: Формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по осознанию и применению знаний о звуках [ф и ф,] и букве ф.
Ресурсы:
- Презентация «33 родных сестрицы» pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,28880/Itemid,118/ (автор Лилия Валиахметова),
- Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина – Москва: БАЛАСС, 2011,
- Пропись №5 «Мои волшебные пальчики» О.В. Пронина – Москва: БАЛАСС, 2011,
- раздаточный материал,
- сигнальные карточки.
Ход урока
Содержание учебного материала | УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный этап. Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, концентрация внимания, наличие общей установки. |
|||
– | Р, К | Приветствует обучающихся. – С чем вы пришли на урок? – Что еще понадобиться для успешного усвоения материала? – У кого сейчас хорошее настроение – похлопайте в ладоши. |
Приветствуют учителя. – Учебник, тетрадь, пенал, дневник, цв. карандаши. – Внимание, дисциплина и хорошее настроение. (дети хлопают в ладоши) |
II. Постановка темы и цели урока. Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. |
|||
На доске прикреплены картинки: флаг, фиалка, конфета, фен (Приложение 1) |
Р, П, Л | Прочитайте слова. Что общего у этих слов? Мы эти звуки изучали? Определите тему урока. Зачем мы изучаем звуки и буквы? По какому плану мы изучаем буквы? – Какие знания нам пригодятся на уроке? – Настроим себя на работу. |
Чтение слов про себя Звуки [ф и ф, ] (чтение слов вслух) Нет! Звуки [ф и ф, ], буква ф. (варианты детей: быть грамотными, умными и т.д.) – выделяем звуки и определяем место в слове, – характеризуем по глухости – звонкости, твердости –мягкости, – учимся читать в слогах и словах, – учимся писать буквы и соединения. – Умение читать, делить слова на слоги, ставить ударение, характеризовать звуки, списывать с печатного текста. Хором: Я знаю, что буду делать Я понимаю, что хочу это знать Я думаю, что у меня все получиться. |
III. Освоение нового материала. | |||
1. Характеристика звуков. Цель: Научить выделять звуки и определять их место в слове, проверить умение давать характеристику звукам. |
|||
ИКТ – презентация «33 родных сестрицы» (107 слайд) (Приложение 2) | П, К | – Назовите название предметов, где есть звуки [ф и ф.], определите место в слове и дайте характеристику звука. – подведите итог работы: назовите выделенные звуки и их характеристику – Проверьте свои предположения по слайду. |
Филин, фея, фиалка, фламинго, футбольный (мяч), фотоаппарат, фотограф, флаг[ф] – согласный, глухой, твердый, встречается в начале , середине и в конце слова. [ф,] согласный, глухой, мягкий, встречается в начале, середине и в конце слова Самопроверка. |
2. Знакомство с буквой ф. Цель: Познакомить с буквой, научить находить сходства. |
|||
ИКТ – презентация «33 родных сестрицы» (108, 111 слайды) | П, Пр | – Какой буквой обозначаются эти звуки? – Сколько букв? Почему? Что вы знаете о заглавной букве? – Сравните буквы. |
– буквой эф.– 2. Заглавная и строчная.– С заглавной буквы пишутся первые слова в предложениях и собственные имена.– Одинаковые, отличие в высоте. |
Цель: Развивать воображение в процессе конструирования буквы (работа в парах). | |||
раздаточный материал (буква ф) (Приложение 3) |
П, Р | – Превратите букву в любой предмет. Варианты: очки, серьги, бусы, машина. Паровоз и т.д. Выставка работ – Оцените свою работу и работы одноклассников. |
(учащиеся договариваются в парах о предмете и вместе его рисуют)(выбирают самые удачные работы) |
Цель: Научить читать слова с изученной буквой. | |||
ИКТ – презентация «33 родных сестрицы» (112слайд) Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС |
Пр., К | – Прочитаем предложение медленно и напевно, громко и отрывисто, быстро и целыми словами – Почему буквы в тексте разного цвета? – Почему буква обозначает мягкий звук? – Прочитайте слоги в Букваре с 140. – В каких слогах буква обозначает мягкий звук? Почему? |
(читают в разном темпе)– буквы синего цвета обозначают твердый звук, а зеленого – мягкий.– После нее стоит гласная буква и.(чтение слогов)(фи и фе) |
Цель: Научить писать слова и соединения с изученной буквой. | |||
Пропись №5 с 28 | Пр, Р | – Сравните письменные буквы в табло. Из каких элементов состоит строчная буква ф? (показ написания буквы) – обведите строчные буквы по образцу. – Прочитайте соединения. Разделите все соединения по группам. (работа в парах) – Обведите слоги, обозначьте цветом гласные и согласные (твердые и мягкие)звуки – Проверьте |
– Очень похожи, отличие в высоте букв.Прямая линия и два овала.(работа по образцу)– по месту буквы– по твердости мягкости звука – по верхнему и нижнему соединению (пары представляют свой вариант)Обведение слогов, обозначение звуков цветом, взаимопроверка(обмен прописями в парах) |
IV. Работа со словами. Цель: Формировать умение классифицировать слова по самостоятельно выбранному признаку, познакомить с понятиями «фауна» и «флора» (работа в группах). |
|||
Набор слов: фиалка, фикус, фламинго, фазан, ромашка, белка, сова, василёк. (Приложение 4) | П, К | – создаем группы, выбираем капитана (готовность по сигнальной карточке) – Каждая команда получила набор слов. Прочитайте их и разделите на группы. (одобрение учителем, комментарии представителей других групп) – Рассмотрите данный вариант: Фиалка фламинго Фикус фазан Ромашка белка Василек сова _ По какому признаку распределены слова? – Назовите одним словом предметы из первого столбика. – Из второго. – Соотнесите слова растения и животные со словами флора и фауна. – Прочитайте на с 140 последнее предложение и оцените свои предположения. – Рассмотрите кубики и назовите представителей флоры и фауны. |
– рассаживаются по 4 человека, договариваются о капитане и показывают зеленую карточку. (команды определяют признак самостоятельно и делят на группы: По наличию буквы ф По количеству слогов Отвечающие на кто? и что? (по зеленой сигнальной карточке капитан выходит и на доске распределяет слова на группы, объясняя всему классу по какому признаку они это сделали) (живые – не живые предметы, кто?-что?) – растения – животные (варианты детей) (самоанализ) Ромашка, дерево, куст Пчела, белка, сова |
Цель: Чтение слов. Выборочное чтение. | |||
С.140 1-7 столбики слов | Пр, П | Объяснение непонятных слов – Найдите «военное» слово. – название города – название материка – слова, отличающиеся одной буквой – слова с первым ударным слогом |
Чтение слов в столбиках, определение смысла слов (гриф, телеграф, фрак, конфетти) Офицер Уфа Африка Кафе, кофе Фауна, Африка, фыркает, фикус, финиш, факел, кофе. |
Цель: Работа над однокоренными словами. | |||
С.140 | Пр | – Прочитайте слова (две строки). Что объединяет эти слова? – Прочитайте следующую строку. Можно эти слова назвать однокоренными? – В каком слове корень имеет другую букву? Почему? (понятие о чередовании букв г\ж) – Запишите любых 4 слова в Пропись с.28 – проверьте написание слов, Подчеркните слово, написанное лучше всего. |
– Однокоренные, т.к. имеют один корень и схожи по смыслу. (корень: фото) – Да, корень флаг. Флажок: корень флаж (нет слова флагок) (Запись слов) (обмен прописями – взаимопроверка) |
V. Изучение парности согласных звуков [ф и ф,]. Цель: Повторить правило проверки парных согласных. Закрепить навыки постановки ударения, деления слова на слоги и обозначение звуков цветом. |
|||
Пропись №5 | Пр | - прочитайте слова на с.28 – В каком столбике согласный звук [ф] слышится четко? Почему? – Какой звук слышится в словах первого столбика на месте буквы эф? Почему? – Что нового мы узнали о букве «ф»? – Как проверить написание парных согласных? – Подберите проверочные слова к словам первого столбика. – Спишите слова, поставьте в них ударение. – Спишите слова фломастер и фабрика, поделите слово на слоги и цветом обозначьте звуки. – Проверьте работу. |
Улов флот Боров фант Травка флакон – Во 2. После буквы «ф» стоят буквы «а» или «л» (гласные или звонкие согласные). – [в], буква «ф» стоит последняя или перед буквой «к». – Она парная «ф-в» – Изменить слова так, чтобы после согласной стояла гласная. – Улов-уловы Боров – боровок Травка – травушка (списывание слов с заданием) (списывание слов с заданием) (проверка с доски) |
VI. Работа с текстом «Папина профессия». Цель: Формировать умения воспринимать на слух рассказ в исполнении учителя или учащихся, умения читать тексты, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста. |
|||
1. Работа с текстом до начала чтения. |
|||
Текст на с 141 Букваря |
Л, Пр | – Прочитайте название рассказа. А кем может работать папа? – Что помогло вам догадаться о его профессии? |
«Папина профессия» – Фотографом. – Картинка. Человек несет фотоаппарат, подставку для него. |
2. Чтение текста самостоятельно. | |||
Следит за чтение учащихся. | Чтение текста шепотом. | ||
3. Выявление первичного восприятия текста. | |||
– Кем работает папа Саши? – Кто такой фотокорреспондент? |
– Фотокорреспондентом
(варианты ответов) |
||
4. Повторное комментированное чтение.
(читающими учащимися) |
|||
1 абзац: – Какая это профессия? Почему? – Почему она требует мастерства и фантазии? 2 абзац: – Что больше всего любит фотографировать папа Саши? Как вы думаете, почему? 3 абзац: – Сашин папа хороший фотограф? Докажите! – Чем Саша гордится? 4 абзац: – Кем хочет стать Саша? Почему? – Как он готовится к этому? |
– Творческая, интересная (варианты ответов) (варианты ответов) – Людей. (варианты ответов) – Да. – Его работы представлены на международной выставке. (варианты ответов) – Фотокорреспондентом. (варианты ответов) |
||
5. Обобщающая беседа. | |||
– Прочитайте предложение из текста, к которому подходит рисунок. – Что можно увидеть на фотографиях Андрея Ефимова? – Каких фотографий у него больше всего? Почему? |
(варианты ответов) |
||
6. Работа с текстом после чтения | |||
– Придумайте новое название рассказа. – Какие рисунки к тексту вы бы нарисовали? |
(варианты ответов) | ||
VII. Итог урока. Цель: Способствовать формированию рефлексии. |
|||
Р | – Какая тема урока у нас была? – Чему мы хотели научиться? – Что для этого делали? – У нас все получилось? (если нет, то почему?) – А мы все узнали о букве ? – Какая тема урока у нас будет завтра? – Оцените свою работу на уроке в дневнике. |
(варианты ответов) – Нет. Мы не читали и не писали заглавную букву. – Заглавная буква Ф. |