Цель урока: закрепление умения выявлять, в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько, уравнивать количество предметов в группах, убирая или добавляя предметы.
Задачи урока:
- Дидактические: закрепить умения выявлять, в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько, уравнивать количество предметов в группах, убирая или добавляя предметы.
- Развивающие: развивать произвольное внимание, логическое мышление у учащихся.
- Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, умение работать в парах.
Оборудование: мягкие игрушки, разрезной материал
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
– Вспомните, ребята, чему мы с вами учились на предыдущих уроках математики? (считать, определять лево – право, вверху – внизу, перед – после)
– А сейчас, я хочу проверить, насколько вы внимательные, я прошу вас всех закрыть глаза. Откройте и посмотрите на доску, кто сидит на доске? (игрушки – мишка, собака, зайка и медвежонок). А теперь снова закройте глаза (учитель поворачивает игрушки в противоположную сторону). Открывайте, посмотрите на наших гостей (игрушек) и скажите, что изменилось (сначала они смотрели в правую сторону, а потом в левую).
– Молодцы, вы очень внимательные.
Устный счет
– Сосчитайте:
- От 1 до 10 и обратно;
- От 3 до 7, от 5 до 9, от 2 до 5;
- От 9 до 5, от 6 до 4, от 8 до 3.
– Назовите:
- Число, которое называем при счете перед числом 3, 7;
- Число, которое называем, при счете после числа 8,6;
- Соседей чисел 4, 7;
- Число, которое стоит между числами 5 и 7, 2 и 4, 8 и 10.
III. Работа по теме урока
Практическая работа. Игра “разноцветный коврик”
Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется “Разноцветный коврик”. Но играть мы будем в парах, поэтому все задания, которые я вам даю, вы должны выполнять вместе с соседом по парте. Посмотрите друг на друга, вспомните, как зовут соседа по парте, назовите его имя. И так приступаем. Возьмите конверты у вас на столах и достаньте из него цветные квадраты, приготовьтесь выполнять задания.
– Выложите первый столбик (столбик – это когда фигуры располагаются сверху вниз). Положите красный квадрат выше зеленого, но ниже синего.
– Какой квадрат выше красного? (Синий)
– Выложите второй столбик справа от первого так, чтобы зеленый квадрат находился ниже синего, но выше красного.
– Выложите третий столбик так, чтобы красный квадрат находился выше синего, а зеленый выше красного.
– Выложите четвертый столбик: синий квадрат правее зеленого, а зеленый правее синего. Между ними положите синий квадрат.
(После выполнения каждого задания учитель показывает на доске правильный ответ. Дети проверяют, все ли они сделали правильно. В итоге получается следующая картинка..)
С |
С |
З |
С |
К |
З |
К |
С |
З |
К |
С |
З |
– Посмотрите на первый ряд сверху. Какой квадрат находится между синим и зеленым? (синий)
– В каком ряду между двумя красными находится зеленый квадрат? (в среднем)
– Какая фигура нижнего ряда правее синего квадрата? (зеленый квадрат)
– Каких квадратов мы положили больше? Как это узнать (объединить их в пары)
Поставьте парами красные и зеленые квадраты. Каких квадратов больше? (больше зеленых квадратов, потому что им не хватило пары)
– На сколько зеленых квадратов больше, чем красных? (на 1. Один зеленый квадрат остался без пары)
– Каких квадратов меньше и на сколько (на 1 красный квадрат меньше, так как одного красного квадрата не хватало, чтобы получилась пара.)
– Поставьте ниже синие квадраты, что вы можете сказать об их количестве? (их больше, чем красных и зеленых, так как им не хватает пар)
– На сколько синих квадратов больше, чем зеленых? (на 1)
– На сколько зеленых квадратов меньше, чем синих (на 1)
– На сколько синих квадратов больше, чем красных? (на 2)
На сколько красных квадратов меньше, чем синих? (на 2)
– Сосчитайте, сколько всего красных квадратов. (3)
– Сколько всего зеленых квадратов? (4)
– Сколько красных и синих квадратов вместе? (8)
– Оцените себя и поднимите руки те, кто все понял и выполнил все задания верно.
– Поднимите руки те, кто еще ошибается.
– А теперь поднимите руки те, кто еще не до конца разобрался и допускает много ошибок.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику.
– рассмотрите рисунок на с. 14. В какую сказку мы попали? (волк и семеро козлят)
– Кто автор этой сказки (Это народная сказка)
– Посчитайте, действительно ли козлят семь. (да)
– Прочитайте задание к иллюстрации (хором). Сколько вопросов в задании?
– А сейчас вы снова будете работать в парах. Первые 2 вопроса читает первый вариант, отвечает на них и объясняет соседу (шепотом), следующие 2 вопроса – учащиеся 2 варианта.
– У какой пары возникли вопросы? (затруднения обсуждаются коллективно).
– Поднимите руки те, кто понял все и ответил на все вопросы.
– Поднимите руки те, у кого еще иногда встречаются ошибки.
– Те ребята, у которых возникли затруднения, подойдите ко мне после уроков.
– А сейчас давайте рассмотрим таблицу, приведенную ниже. Что изображено (яблоки, груши, лимоны).
– Как их можно назвать одним словом? (фрукты)
– Прочитайте вопросы к таблице.
– Чего больше? (груш)
– Чего меньше? (лимонов)
– Как сделать, чтобы стало столько же? (Положить 1 лимон, и лимонов станет столько же, сколько яблок. Положить 2 лимон, и лимонов станет столько же, сколько и груш. Положить 1 яблоко, и яблок станет столько же, сколько и груш. Убрать 1 яблоко, и яблок станет столько же, сколько и сколько лимонов. Убрать 1 грушу, и груш станет столько же, сколько яблок. Убрать 2 груши, и груш станет столько же, сколько лимонов)
– Как можно двумя способами уравнять две группы предметов? (Добавить недостающие или убрать лишние предметы.)
Рассмотрите рисунок на станице 15. Прочитайте вопросы к нему. Ответьте на вопросы. Одной лопатки не хватает. По одному ведру хватит всем.)
– Какое задание нужно выполнит на полях? Прочитайте его шепотом. Как вы поняли, что нужно сделать? (Найти закономерность, в соответствии с которой нанизаны бусинки на верхнюю нитку, и проверить, на какой из нижних ниток она соблюдается)
– Какая нитка подойдет для продолжения бус? (Первая)
– Почему не подходит вторая?
Физкультминутка.
2. Работа в тетради с печатной основой
– Откройте тетрадь на с.8. Прочитайте первое задание.
– Как, не считая, определить, чего больше? (поставить парами)
Соедините каждую картинку с ответом.
– Посмотрите на следующее задание. Что меняется при переходе от одного рисунка к другому? (форма фигур)
– Как сделать, чтобы менялся еще и цвет? (закрасить каждую фигуру своим цветом)
– Проследите, что меняется на следующем рисунке (цвет и количество треугольников).
– Что вы нарисуете в последней рамке? (2 треугольника красного цвета)
– Прочитайте, какое задание нужно выполнить в клеточках.
– Сколько флажков вы нарисуете? (4)
– В какую сторону они повернуты? (влево)
VI. Рефлексия
– Откройте учебники на с 15. Ответьте на вопросы.
– Какие способы уравнивания вы нашли? Убрать 1 помидор с куста на рисунке слева, или добавить 1 помидор на куст на рисунке справа)
VII. Подведение итогов урока.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Чем вы поделитесь дома с родителями?
– Ребятам, которые активней всего поработали на уроке, Буратино жмет руку, тем, кто не достаточно хорошо поработал, желает быть активнее.