Урок математики по теме "На сколько больше? На скольно меньше?"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: закрепление умения выявлять, в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько, уравнивать количество предметов в группах, убирая или добавляя предметы.

Задачи урока:

  • Дидактические: закрепить умения выявлять, в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько, уравнивать количество предметов в группах, убирая или добавляя предметы.
  • Развивающие: развивать произвольное внимание, логическое мышление у учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, умение работать в парах.

Оборудование: мягкие игрушки, разрезной материал

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

– Вспомните, ребята, чему мы с вами учились на предыдущих уроках математики? (считать, определять лево – право, вверху – внизу, перед – после)

– А сейчас, я хочу проверить, насколько вы внимательные, я прошу вас всех закрыть глаза. Откройте и посмотрите на доску, кто сидит на доске? (игрушки – мишка, собака, зайка и медвежонок). А теперь снова закройте глаза (учитель поворачивает игрушки в противоположную сторону). Открывайте, посмотрите на наших гостей (игрушек) и скажите, что изменилось (сначала они смотрели в правую сторону, а потом в левую).

– Молодцы, вы очень внимательные.

Устный счет

– Сосчитайте:

  • От 1 до 10 и обратно;
  • От 3 до 7, от 5 до 9, от 2 до 5;
  • От 9 до 5, от 6 до 4, от 8 до 3.

– Назовите:

  • Число, которое называем при счете перед числом 3, 7;
  • Число, которое называем, при счете после числа 8,6;
  • Соседей чисел 4, 7;
  • Число, которое стоит между числами 5 и 7, 2 и 4, 8 и 10.

III. Работа по теме урока

Практическая работа. Игра “разноцветный коврик”

Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется “Разноцветный коврик”. Но играть мы будем в парах, поэтому все задания, которые я вам даю, вы должны выполнять вместе с соседом по парте. Посмотрите друг на друга, вспомните, как зовут соседа по парте, назовите его имя. И так приступаем. Возьмите конверты у вас на столах и достаньте из него цветные квадраты, приготовьтесь выполнять задания.

– Выложите первый столбик (столбик – это когда фигуры располагаются сверху вниз). Положите красный квадрат выше зеленого, но ниже синего.

– Какой квадрат выше красного? (Синий)

– Выложите второй столбик справа от первого так, чтобы зеленый квадрат находился ниже синего, но выше красного.

– Выложите третий столбик так, чтобы красный квадрат находился выше синего, а зеленый выше красного.

– Выложите четвертый столбик: синий квадрат правее зеленого, а зеленый правее синего. Между ними положите синий квадрат.

(После выполнения каждого задания учитель показывает на доске правильный ответ. Дети проверяют, все ли они сделали правильно. В итоге получается следующая картинка..)

С

С

З

С

К

З

К

С

З

К

С

З

– Посмотрите на первый ряд сверху. Какой квадрат находится между синим и зеленым? (синий)

– В каком ряду между двумя красными находится зеленый квадрат? (в среднем)

– Какая фигура нижнего ряда правее синего квадрата? (зеленый квадрат)

– Каких квадратов мы положили больше? Как это узнать (объединить их в пары)

Поставьте парами красные и зеленые квадраты. Каких квадратов больше? (больше зеленых квадратов, потому что им не хватило пары)

– На сколько зеленых квадратов больше, чем красных? (на 1. Один зеленый квадрат остался без пары)

– Каких квадратов меньше и на сколько (на 1 красный квадрат меньше, так как одного красного квадрата не хватало, чтобы получилась пара.)

– Поставьте ниже синие квадраты, что вы можете сказать об их количестве? (их больше, чем красных и зеленых, так как им не хватает пар)

– На сколько синих квадратов больше, чем зеленых? (на 1)

– На сколько зеленых квадратов меньше, чем синих (на 1)

– На сколько синих квадратов больше, чем красных? (на 2)

На сколько красных квадратов меньше, чем синих? (на 2)

– Сосчитайте, сколько всего красных квадратов. (3)

– Сколько всего зеленых квадратов? (4)

– Сколько красных и синих квадратов вместе? (8)

– Оцените себя и поднимите руки те, кто все понял и выполнил все задания верно.

– Поднимите руки те, кто еще ошибается.

– А теперь поднимите руки те, кто еще не до конца разобрался и допускает много ошибок.

IV. Физкультминутка.

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

– рассмотрите рисунок на с. 14. В какую сказку мы попали? (волк и семеро козлят)

– Кто автор этой сказки (Это народная сказка)

– Посчитайте, действительно ли козлят семь. (да)

– Прочитайте задание к иллюстрации (хором). Сколько вопросов в задании?

– А сейчас вы снова будете работать в парах. Первые 2 вопроса читает первый вариант, отвечает на них и объясняет соседу (шепотом), следующие 2 вопроса – учащиеся 2 варианта.

– У какой пары возникли вопросы? (затруднения обсуждаются коллективно).

– Поднимите руки те, кто понял все и ответил на все вопросы.

– Поднимите руки те, у кого еще иногда встречаются ошибки.

– Те ребята, у которых возникли затруднения, подойдите ко мне после уроков.

– А сейчас давайте рассмотрим таблицу, приведенную ниже. Что изображено (яблоки, груши, лимоны).

– Как их можно назвать одним словом? (фрукты)

– Прочитайте вопросы к таблице.

– Чего больше? (груш)

– Чего меньше? (лимонов)

– Как сделать, чтобы стало столько же? (Положить 1 лимон, и лимонов станет столько же, сколько яблок. Положить 2 лимон, и лимонов станет столько же, сколько и груш. Положить 1 яблоко, и яблок станет столько же, сколько и груш. Убрать 1 яблоко, и яблок станет столько же, сколько и сколько лимонов. Убрать 1 грушу, и груш станет столько же, сколько яблок. Убрать 2 груши, и груш станет столько же, сколько лимонов)

– Как можно двумя способами уравнять две группы предметов? (Добавить недостающие или убрать лишние предметы.)

Рассмотрите рисунок на станице 15. Прочитайте вопросы к нему. Ответьте на вопросы. Одной лопатки не хватает. По одному ведру хватит всем.)

– Какое задание нужно выполнит на полях? Прочитайте его шепотом. Как вы поняли, что нужно сделать? (Найти закономерность, в соответствии с которой нанизаны бусинки на верхнюю нитку, и проверить, на какой из нижних ниток она соблюдается)

– Какая нитка подойдет для продолжения бус? (Первая)

– Почему не подходит вторая?

Физкультминутка.

2. Работа в тетради с печатной основой

– Откройте тетрадь на с.8. Прочитайте первое задание.

– Как, не считая, определить, чего больше? (поставить парами)

Соедините каждую картинку с ответом.

– Посмотрите на следующее задание. Что меняется при переходе от одного рисунка к другому? (форма фигур)

– Как сделать, чтобы менялся еще и цвет? (закрасить каждую фигуру своим цветом)

– Проследите, что меняется на следующем рисунке (цвет и количество треугольников).

– Что вы нарисуете в последней рамке? (2 треугольника красного цвета)

– Прочитайте, какое задание нужно выполнить в клеточках.

– Сколько флажков вы нарисуете? (4)

– В какую сторону они повернуты? (влево)

VI. Рефлексия

– Откройте учебники на с 15. Ответьте на вопросы.

– Какие способы уравнивания вы нашли? Убрать 1 помидор с куста на рисунке слева, или добавить 1 помидор на куст на рисунке справа)

VII. Подведение итогов урока.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Чем вы поделитесь дома с родителями?

– Ребятам, которые активней всего поработали на уроке, Буратино жмет руку, тем, кто не достаточно хорошо поработал, желает быть активнее.