Цели урока:
- Повторить изученный материал по теме, систематизировать полученные знания.
- Закрепить навыки правописания деепричастий.
- Воспитание чуткого отношения к красоте и выразительности речи.
Оборудование:
На доске:
Таб. 1
№ |
Раздел |
I группа |
II группа |
I |
Теоретическая разминка | ||
II |
Практический блок |
Таб. 2
I группа |
II группа |
|
|
несов. вид сов. вид ЧИТАТЬ СБЕЖАТЬ ______________ _______________ МЕРЗНУТЬ ПРИКОСНУТЬСЯ ______________ _______________ |
несов. вид сов. вид КРИЧАТЬ ЗАПЕРЕТЬ ______________ _______________ ЛГАТЬ ИСПЕЧЬ ______________ _______________ |
|
|
_________________ РУКАВА – делать старательно; НА НОЧЬ ________________ – поздно; _________________ СЕРДЦЕ – неохотно. |
__________________ ГУБЫ – проявить
сдержанность; НЕСОЛОНО ____________ – не получить того, что хотел; ______________ НА ЛИЦА – следовать только истине. |
5) Заменить выделенные слова деепричастиями с НЕ |
|
Ласточки БЕЗ УМОЛКУ щебетали. Она, ВОЗМУЩАЯСЬ, выбежала из комнаты. |
Снег шел БЕСПРЕСТАННО весь день. УДИВЛЯЯСЬ, Ольга остановилась у окна. |
6) Расставить знаки препинания |
|
Свечу потушив подхожу я к окну. Не спеша надвигалась странная туча. |
Бойцы сидели молча. Мы встретились вновь после долгой разлуки очнувшись от тяжкой зимы. |
7) Поставь грамотно ударение |
|
Начав, поняв |
Приняв, отняв |
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка целей.
Объяснение правил занятия (Класс делится на две группы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Счет записывается в таблицу № 1.)
3. Теоретическая разминка (три вопроса каждой команде):
– Деепричастие – самостоятельная или служебная часть речи? Чем отличаются самостоятельные и служебные части речи?
– Признаки каких частей речи есть у деепричастий?
– Назовите глагольные признаки у деепричастий.
– От какого слова зависит деепричастие? Почему?
– Какие морфемы участвуют в образовании деепричастий несовершенного вида?
– Совершенного вида?
4. Практический блок.
Карточка № 1
Отрывок из стихотворения Баратынского “Смерть”:
И ты летаешь над твореньем,
Согласье прям его лия
И в нём прохладным дуновеньем
Смиряя буйство бытия.
Карточка № 2
Отрывок из стихотворения “Что имеем – не храним, а потерявши плачем”.
И сердце ноет, как теперь иначе,
Как жаль, ведь та пословица верна –
“Что мы имеем – не храним, а потерявши плачем”,
...Уже нет сил, измучена душа.
- К доске приглашаются по одному ученику от группы, остальные работают в тетрадях. (I группа: Ласточки НЕ ПРЕКРАЩАЯ щебечут. Она, НЕГОДУЯ, выбежала из комнаты; II группа: Снег шел, НЕ ПЕРЕСТАВАЯ, весь день. НЕДОУМЕВАЯ, Ольга остановилась около окна.)
- К доске приглашаются по одному ученику от группы, остальные работают в тетрадях. (I группа: Свечу потушив, подхожу я к окну. Не спеша надвигалась странная туча (не спеша – наречие); II группа: Бойцы сидели молча (молча – наречие). Мы встретились вновь после долгой разлуки, очнувшись от тяжкой зимы.)
- К доске приглашаются по одному ученику от группы, остальные работают в тетрадях.
- Стилистическая роль деепричастий . Стихотворение Р. Саути “Лондорский водопад”
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь.
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром
Лодоре!
– Какую картину рисует поэт? Какую часть речи использует в стихотворении? Почему?
– Есть повторы? Сколько деепричастий использовано?
5. Подведение итогов. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
Составить текст, используя данные фразы, деепричастия и деепричастные обороты.
Испуганно замерли, прислушиваясь; пригнувшись; опустив голову; отражаясь в воде; тяжело ступая; идя вдоль ручья; беззвучно приглашая искупаться в прохладной глубине; отдохнув; увидев красивый островок; сбросив с плеч тяжёлую ношу.