Введение:
В школу приходят разные дети: они росли в разных социальных условиях, у них не одинаков уровень развития, степень их эмоциональной и психологической готовности к школе. Сегодня нет ни одного первого класса, в который удалось бы набрать более или менее ровный контингента. Сейчас дети отличаются друг от друга, современные дети обладают целым рядом общих качеств. В педагогике появился новый термин “дети – индиго” означал детей особенных, нестандартных. Однако характеристики их - гиперактивность, развитая интуиция, уверенность в себе, высокий уровень самооценки, самостоятельность, эмоциональная неуравновешенность, неприятие авторитета взрослых, созвучны с типичными характеристиками современного первоклассника.
Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности.
Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты, при доминировании эмоционального. В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья обучающихся.
Адаптация к школе совсем нередко оказывается тяжелее самого учения. Кроме того, адаптация к школе – процесс многоплановый, понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Ребенка, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, принято считать адаптированным.
Наше понимание адаптации – это не только процесс приспособления индивидуума к успешному функционированию в той или иной среде, но и его способность к дальнейшему психологическому и социальному развитию. Из адаптационного периода ребенок должен выйти мотивированным на дальнейшее обучение в школе.
Целью работы является исследование школьной тревожности в условиях образовательного процесса, во время адаптационного периода.
Объект исследования – проявление школьной адаптации, в процессе обучения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – причины возникновения школьной адаптации у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: выявление факторов адаптации детей поможет учителю найти подходы к ребенку и созданию эмоционального благополучия детей.
Задачи исследования:
1. изучить феномен тревожности в психологии;
2. проанализировать проблемы и причины школьной адаптации;
3. провести диагностику во время адаптации детей младшего школьного возраста;
4. исследовать факторы, влияющие на возникновение школьной адаптации с помощью теста;
5. дать рекомендации и советы по проведению профилактической и психокоррекционной работе по преодолению школьной адаптации.
Методы исследования:
- Экспериментальное исследование тревожности у детей младшего школьного возраста с помощью теста и занятий , предназначенного для определения адаптации у детей.
- Изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;
- Анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии, педагогике, психодиагностике и др.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.
Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.
Педагоги и родители обычно говорят про такого ребенка, что он “боится всего”, “очень раним”, “мнителен”, “повышенно чувствителен”, “ко всему относится слишком серьезно” и т.п. Однако это, как правило, не вызывает сильного беспокойства взрослых. Вместе с тем анализ консультационной практики свидетельствует, что подобная тревожность – один из предвестников невроза и что работа по ее преодолению крайне необходима.
Исходя из сказанного, мы считали необходимым для преодоления школьной тревожности у учащихся первого класса принять следующие меры.
1. Снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника. Это важно, так как гипертрофированные потребности и мотивы, порождая бурные эмоциональные реакции, препятствуют формированию продуктивных навыков общения, деятельности.
2. Мы обратили особое внимание на развитие и обогащение у детей операциональных навыков поведения, деятельности и общения. Это нужно для того, чтобы дети могли свободно выбрать более продуктивные формы поведения.
3. Учитывая конфронтационный характер тревожности как личностного образования, мы стремились максимально “укрепить” у ребенка конкурирующие личностные образования.
4. Определенное место занимала непосредственная работа по снятию излишнего напряжения у детей в школьных ситуациях.
Следующий важный момент, который надо учитывать в работе, – это особое, специфическое отношение тревожных детей к успеху, неуспеху, оценке и результату. Как известно, такие дети чрезвычайно чувствительны к плодам собственной деятельности, болезненно боятся и избегают неуспеха. Одновременно им очень трудно самим оценить итоги своей деятельности, они не могут сами решить, правильно или неправильно они сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.
Такое особое отношение детей к успеху и неуспеху, с одной стороны, повышает травматическую вероятность неудач, причем неудач, которые, как отмечалось, дети с высокой школьной тревожностью объясняют в основном собственной неполноценностью, отсутствием способностей. С другой – это отношение делает ребенка чрезвычайно зависимым от взрослого. Это отражается и на мотивации учения, в основе которой лежит стремление “делать все так, как говорит учитель, ради его похвалы.
В соответствии со сказанным главными направлениями психокоррекционной работы с адаптации тревожными учащимися являются следующие занятие:
2.Диагностика адаптации детей младшего школьного возраста.
Рисуночный тест, используемый при диагностике школьной адаптации первоклассников.
Рисунок ребенка может рассматриваться как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств (Л.Н. Бачерников, 1979). Отличием этого интервью служит его проективный характер, заключающийся в том, что в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать (Г.Т. Хоментаускас, 1985, 1986).
- “В школе”.
Инструкция: Дети! Сейчас мы с вами будем рисовать рисунок на тему “В школе”. Рисуйте все, что вы считаете необходимым нарисовать. Старайтесь нарисовать свой рисунок на тему “В школе”.
- Учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов;
- Ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации;
- Игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации;
- Рисование машин, игрушек, военных действий, узоров и прочее указывает на мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых моментов;
- Опорный отказ рисовать на школьную тему, рисование того, что ребенок лучше всего умеет и знает, говорит о том, что у ребенка завышен уровень притязаний и есть трудности с приспособлением к школьным требованиям;
- Ничего не рисующие дети или копирующие у других детей сюжеты, не имеющие отношения к заданной теме, чаще всего имеют задержку психического развития.
2. “две дороги” Рисунок ребенка может рассматриваться как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств (Л.Н. Бачерников, 1979). Отличием этого интервью служит его проективный характер, заключающийся в том, что в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать (Г.Т. Хоментаускас, 1985, 1986).
“Дороги из дома в школу и из школы домой” (Давыдов)
3. Тест для определения тревожности у детей, (Р. Тэмлом, М. Дорки и В. Аменом)
Для проведения обследования необходимо иметь 14 рисунков: каждый состоит из основного и дополнительного, находящегося под основным. Размер основного рисунка 11х8,5 см, дополнительного – 2,3х8,5 см. Рисунки выполнены в двух вариантах: для мальчиков (а) и девочек (б). Лицо ребенка, являющегося главным персонажем, на основном рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. На дополнительном рисунке изображены две детские головки, по размеру и ракурсу точно соответствующие контуру головы на основном. Рисунок представляет модель ситуации, типичной для жизни ребенка изучаемого возраста.
Рисунки предъявляются ребенку в строго указанном порядке. Обследование проводят индивидуально с каждым ребенком, в отдельном помещении.
При предъявлении каждого рисунка экспериментатор дает строго определенную инструкцию.
4.Исследование школьной тревожности. Методика Филлипса.
Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни.
Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.
5. Готовность к школе:
- Ориентировка в окружающем, запас знаний, отношение к школе. Индивидуальная беседа с учащимся. Разговор с ребенком нужно вести неофицально и доверительно. Если ребенок испытывает затруднения при ответах, то его необходимо подбодрить. Нельзя торопить, ругать. Ученик отвечает на простые вопросы.
- Умственное и речевое развитие
- Понимание грамматических конструкций: диагност произносит предложение: “Петя пошел в магазин после того, как подчитал книгу.” учитель произносит предложение медленно и четко. После этого задается вопрос: “ что делал Петя раньше – был в магазине или читал книгу?”
- выполнение словесных поручений: на столе лежат карандаши. “ собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку.” после этого учитель спрашивает: “где теперь карандаши? Откуда ты их взял?”
- изменение существительного по числу: даются 11 существительных в единственном числе, ученик должен правильно поставить существительные во множественном числе. “книга - книги”, ручка, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок.
- рассказ по картинкам: на столе кладут четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий.
- собирание разрезных картинок. Ребенку предлагается сложить картинку из частей.
-рисунок человека: ребенку предлагается нарисовать человека. Если ребенок утверждает что не умеет рисовать, его необходимо ободрить и объяснить.
3) Развитие движений: Уровень развития мелких движений можно определить с помощью задания “Езда по дорожке”. Ученик должен проводить линию, не отрывая карандаша от бумаги.
- “Несуществующее животное”. Учащиеся должны рисовать животные, которые не существуют в этой жизни. Выявляется агрессивность ученика на каждом рисунке через образы.
- Рисунок “Наш класс” учащиеся должны рисовать свой класс. Кто чем занимается, у всех учащихся должен быть должность. Выявляется желаемые должности, в том числе обязанности и отношение друг другу.
3.Дневник наблюдения учащихся:
№ |
Ф.И.О уч-ся |
Результаты теста |
|||||
Готовность к школе |
“Наш класс” |
“Три дороги” |
Тест тревожности |
Исследование школьной тревожности. Методика Филлипса. |
“Несуществующее животное” |
||
- Заключение:
На каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное место в системе общественных отношений, которые определяют требования к его поведению и деятельности. Социальная ситуация развития ребенка, специфическая для каждого возраста, имеет своеобразные психологические характеристики и имеет большое значение для психологического благополучия ребенка. Так, психологическое благополучие школьника во многом определяется тем, насколько его учебная деятельность соответствует требованиям школы. Неблагополучие адаптации ребенка к школе проявляется, прежде всего, в высокой тревожности.
Школьная тревожность является одной из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог и классный руководитель. Особое значение имеет исследование изменений, происходящих в подростковом возрасте, поскольку этот возраст называют временем рождения личности. В младшем подростковом возрасте ребенок является еще типичным школьником, и в связи с этим, школьная тревожность влияет на развитие личности ребенка, может стать устойчивым свойством, чертой личности и темперамента.
Существенно, что, становясь школьником и переходя от одного этапа школьной жизни к другому, ребенок не просто приспосабливается к наличной ситуации школы. На основе сформировавшихся у него личностных качеств и возникших в предшествующем возрасте потребностей, он, так или иначе, преломляет воздействие школы и (сознательно и неосознанно) занимает по отношению к ней внутреннюю позицию. В психологии существует понятие “внутренняя позиция”, под которой подразумевается совокупность всех отношений ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему.
Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе.
В профилактике и преодолении тревожности детей существенную роль играет обеспечение ребенка необходимым набором средств и способов действий в значимых для него ситуациях, выработка индивидуальной эффективной модели поведения.