Тема урока: “Удивительный мир фразеологизмов”
Цели урока:
1. Вспомнить известное о фразеологии и фразеологических оборотах, углубить и расширить знания учащихся по теме урока.
2. Учить распознавать значение фразеологизмов;
4. Развивать речь учащихся, вводя в словарный запас фразеологизмы
5. Развивать умение наблюдать, сравнивать и делать выводы;
6. Воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности
7. Повышать речевую культуру школьников, воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.
Материалы к уроку: презентация (Приложение 2), видеоролик (Приложение 1), карточки с фразеологизмами.
Ход урока
Организационный момент.
Слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведём необычный урок-игру “Удивительный мир фразеологизмов”. Русский язык – великий язык. Перед ним преклоняются поэты и писатель, посвящая ему свои произведения. Посмотрите, какие прекрасные слова нашёл Н.В.Гоголь, когда писал о русском языке. (Приложение1)
Русский язык бойким и живым делает фразеология.
-Что изучает наука фразеология?
- Что такое фразеологизм?
-Как узнать значение фразеологизма?
Все эти знания пригодятся вам сегодня на уроке. Итак, мы начинаем нашу игру.
Каждой команде за правильные ответы будут выдаваться жетоны. Количество жетонов поможет в конце урока определить команду-победительницу.
Задания по группам.
Задание № 1. Продолжи фразеологизм.
Фразеологизмы задаются каждой команде по очереди. Учащиеся должны продолжить и объяснить значение фразеологизма.
- Без задних…(ног)
- Брать себя в …(руки)
- Бросать слова на …(ветер)
- Вывести на чистую… (воду)
- Делать из мухи …(слона)
- Держать язык за …(зубами)
- Гроша медного не … (стоит)
- Днём с огнём не …(сыщешь)
- Палец о палец не …(ударит)
- За тридевять…(земель)
Задание № 2. Фразеологизмы-антонимы.
Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика.
Задание раздается заранее в распечатанном виде каждой команде. На выполнение задания даётся определённое количество времени, после которого ученики сдают ответы экспертам, выбранным заранее из числа сильных учеников класса.
|
|
Задание № 3. Фразеологизмы - синонимы
Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика.
Задание раздается заранее в распечатанном виде каждой команде. На выполнение задания даётся определённое количество времени, после которого ученики сдают ответы экспертам, выбранным заранее из числа сильных учеников класса.
|
|
Задание № 4. Устойчивые словосочетания заблудились.
Подчеркнуть фразеологизмы и отправить стрелочками в нужное предложение.
(После выполнения задания осуществляется самопроверка по слайдам презентации с объяснением значения фразеологизма)
- Дождь лил как снег на голову.
- Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин.
- Я знал городские переулки как рыба в воде.
- Гости свалились как из ведра.
- Он всегда врёт как по маслу.
- У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.
Задание № 5. Задания для капитанов.
1).
Перед капитанами стоит трудная задача: вытягивая по очереди карточки с именами собственными. Они должны вспомнить фразеологизмы с ними. Поскольку сделать это нелегко, капитан может обратиться за помощью к своей команде.На карточках написаны имена
- Ерёма (я ему про Фому, а он мне про Ерему),
- Емеля (мели, Емеля, - твоя неделя),
- Маланья (на Маланьину свадьбу),
- Фома (Фома неверующий),
- Макар (куда Макар телят не нагонял),
- Сидор (драть как Сидорову козу),
- Федот (Федот, да не тот).
2). А теперь капитанам предстоит проявить свои актёрские способности. Вам нужно изобразить фразеологизм, который написан на листочке так, чтобы участники вашей команды догадались, о чём идёт речь, назвали фразеологизм и его значение.
- Как кот наплакал
- Без царя в голове
- Одна нога здесь – другая там
- Ни рыба ни мясо
Задание № 6. Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов, объясните лексическое значение.
- Писать как (лев, курица, собака) лапой.
( Писать как курица лапой – неразборчиво, так, что нельзя понять.)
- (Медвежья, собачья, волчья) услуга.
( Медвежья услуга – неловкая помощь, услуга, причиняющая только вред.)
- Открыть (Африку, Австралию, Америку).
( Открыть Америку – сообщать о чем-то известном. )
- Заморить (мужичка, судачка, червячка).
(Заморить червячка – перекусить, слегка утолить голод.)
- (Нарисовать, зарубить, начертить) на носу.
(Зарубить на носу – крепко запомнить на будущее.)
Задание № 7. “Как работает слово?”
Впереди нас ожидает ещё одна преграда это стихотворение В.Суслова “Как работает слово?”, из которого нужно выписать как можно больше фразеологизмов.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово “вода”.
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
“Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!”
А гуси и утки-сухие всегда.
Заметили люди: “Как с гуся вода”.
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт-
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
“Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
“Довольно лить воду! Ты дело давай!”
Работать впустую!... Что скажут потом?
На дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтобы вы не сказали: “В стихах-то вода”.
Итог урока.
Ребята, пока наши эксперты подводят итог, определяют команду-победительницу, мы составим синквейн по теме “Фразеологизмы” или синквейн о сегодняшнем уроке-игре.
После подведения итогов экспертами и учителем объявляется команда, набравшая большее количество баллов.