Паспорт программы
Наименование программы |
Адаптированная программа “ Народные игры” |
Ф.И.О.автора где и кем работает |
Бартецкая Ольга Владимировна, учитель физкультуры 2 кв. категории |
База реализации программы |
МОУ “ Начальная общеобразовательная школа №11” |
Цели и задачи программы |
Цель программы – создание оптимальных условий для овладения школьниками необходимых двигательных умений и навыков через изучение народных игр.
|
Литература используемая при составлении программы |
Для учителя 15 наименований |
Организация образовательного процесса |
Программа призвана реализовывать основные положения Декларации Прав Ребёнка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования. Программа является подтверждением особого статуса детства, как периода, независящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий. Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности МОУ “НОШ №11”, реализует инновационную деятельность школы в рамках и реализации программы развития. |
Календарно-тематическое планирование |
Представлено по всем видам программного материала с первого по четвертый класс с указанием тем. |
Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обуславливает актуальность теоретической и практической её разработки подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию.
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, около 90% детей 1-4 классов имеют отклонения физического и психического здоровья.
Состояние здоровья учащихся оценивается по результатам изучения школьной медицинской документации по различным направлениям.
Уровень заболеваемости детей по МОУ “Нош №11”
Заболевание |
2006-07 уч.год |
2007-08 уч.год |
2008-09 уч.год |
Лор-заболевания |
24% |
20,6% |
24,5% |
Нарушение зрения |
21% |
11,9% |
13,2% |
Неврологические заболевания |
3% |
14,2% |
8,8% |
Хирургические заболевания |
26,4% |
29,3% |
13,2% |
Стоматологические (кариес) |
58,5% |
57,1% |
47,7% |
Эндокринные |
14,4% |
20,6% |
17,6% |
Тубинфецированные |
36,6% |
34,1% |
16,8% |
Нарушение слуха |
5% |
4,8% |
4,6% |
Хронические заболевания |
21,3% |
19,5% |
14,6% |
Из данной таблицы видно, что с периода 2006-07 уч.года по 2008-09 уч.год уменьшилось количество детей с нарушением зрения (7,8%) и слуха (0,4%), хирургическими (13,2%),стоматологическими (10,8%), хроническими заболеваниями ( 6,7%). Уменьшилось количество тубинфецированных (19,8%)
Но наряду с этим увеличилось количество детей с лор-заболеваниями (0,5 %), с неврологическими заболеваниями (5,8%), эндокринными (3,2%).
По данным углубленных медицинских осмотров наблюдается тенденция роста количества учащихся со специальной и подготовительными физкультурными группами. увеличивается контингент учащихся с ортопедическими отклонениями.
По результатам мониторинга:
2006-2007 учебный год.
2007-2008 учебный год.
2008-2009 учебный год.
Для оздоровления используются различные пути. Одно из направлений – физическая культура, спортивные игры. Игра являются одним из важных средств разностороннего физического воспитания. В играх мы находим все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метания, преодоление препятствий, сопротивления. Игры способствуют развитию внимательности, сообразительности, ловкости, быстроты, силы, выносливости, а коллективные игры – воспитанию дружбы и товарищества.
Наша школа работает второй год над реализацией программного развития, целью которой является сохранение и укрепление здоровье ребенка и поэтому необходимым ввести кружок “Народные игры”, который направлен на укрепление и сохранение здоровья, способствует развитию двигательных качеств.
Игры на свежем воздухе оказывают большое оздоровительное воздействие, улучшают деятельность всего организма и используются как средство активного отдыха. Во время игр дети всегда активны и инициативны. В то же время условия и правила игр вынуждают их к сдержанности.
В играх дети отличаются большой непосредственностью. Они полностью раскрывают положительные и отрицательные черты характера, а это имеет большое значение для лучшего изучения детей. Игры отличаются большой эмоциональностью. При правильной организации и проведении они доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение. Детей в играх привлекают широкие возможности для проявления личных качеств, активности, инициативы. В играх больше, чем в других физических упражнениях, участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им хочется, как позволяют их индивидуальные особенности.
Данная программа “Народные игры” является адаптированной, составлена на основе имеющихся программа: Копылов В.(журнал “Народное образование”№2 за 2005год), С.Н. Асламава (Редакция журнал “Сибирячок”), И.В.Кузнецова том №1 “Школа здоровья”, Москва,2003. В этих программах делается упор на культурные и народные традиции России.
Дети должны знать игры Приангарья, игры своих бабушек и дедушек. В программу включены игры Сибирячка, бурятские народные игры, игры народов Сибири Дальнего востока, белорусские игры и другие.
Занятия по группам проводится с учетом возрастных особенностей:
Название группы |
Общее количество часов по разделу |
Количество часов в неделю |
Младшая группа (6-7 лет) |
72 |
2 |
Средняя группа (8 лет) |
74 |
2 |
Старшая группа (9-10 лет) |
114 |
3 |
Специально- коррекционная группа |
74 |
2 |
Во время каникул проводятся народные праздники, игры- соревнования, игры – забавы.
Цель программы – создание оптимальных условий для овладения школьниками необходимых двигательных умений и навыков через изучение народных игр.
Задачи:
- Расширять кругозор учащихся в области знаний народных игр.
- Расширить двигательный опыт обучающихся за счёт овладения двигательными действиями игры.
- Повысить мотивацию учащихся к двигательной активности.
- Способствовать улучшению здоровья учащихся через игровые занятия на свежем воздухе.
- Совершенствовать функциональные возможности организма в игре посредством организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психических процессов.
Принципы:
- Принцип развития. Основная задача - это развитие школьника, и в первую очередь - целостное развитие его личности и готовность к дальнейшему развитию.
- Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника, атмосферы.
- Принцип систематичности. Должно быть систематично, соответствовать закономерностям развития ребенка и входить в общую систему непрерывного образования.
- Принцип системного чередование нагрузок и отдыха. Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе игры является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий.
- Принцип направленности на развитие физических качеств. Следует выделить мышление как главный процесс, основной фактор развития и осуществление ведущего в данном возрасте типа деятельности - учебной деятельности. Однако нельзя не учитывать в учебном процессе того, что в это время бурными темпами идет и формирование организма ребенка. Данные возрастной физиологии позволяют говорить о существовании сенситивных периодов развития таких физических качеств, как сила, ловкость, координация в школьном возрасте.
Форма занятий: сюжетно- ролевая игра, игра- соревнование, игровая, комбинированная.
Для первого и второго класса программой предусматривается преимущественно такие подвижные игры, в которых нет деления играющих на группы, команды (“ Гуси – лебеди”,
“Совушка”, “ Два Мороза”). Здесь многие игры имеют определенный сюжет и включают подражательные движения. Это в значительной степени облегчает понимание содержания и правил игры, а также способствует повышению эмоциональности и творческих проявлений детей.
Для третьего и четвертого класса программой предусматривается преимущественно такие как бессюжетные народные подвижные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим школьникам.
Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами. Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида. В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами.
В программе для I-II класса есть также игры с элементами соревнования, готовящие детей к простейшим командным играм (“ Гонка мячей”, “Мяч среднему”).
В III-IV классах проводятся более сложные игры: с водящими (“ Караси и щука”, “Пятнашки - ноги от земли”); с делением на команды (“День и ночь”, “ Охотники и утки”).
Начальная группа (1 класс)
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
||
всего |
теория |
Практика |
||
Игры с бегом |
6 часов |
1час |
5 часов |
|
Игры с мячом |
4 часа |
30 мин. |
3,5 часа |
|
Игры с прыжками |
4 часа |
30 мин. |
3,5 часа |
|
Игры, развивающие метательные способности |
4 часа |
30 мин. |
3,5 часа |
|
Игры с элементами футбола |
4 часа |
30 мин. |
3,5 часа |
|
Игры – аттракционы |
4 часа |
30 мин. |
3,5 часа |
|
Зимние игры |
8 часов |
1 час |
7 часов |
|
Игры с короткой скакалкой |
4 часа |
30 мин. |
3,5 часа |
|
Игры на асфальте |
2 часа |
30 мин. |
1,5 часа |
|
Народные игры |
8 часов |
1час |
7 часов |
|
Игры Сибирячка |
14 часов |
14 часов |
||
Воспитательная работа |
8 часов |
8 часов |
||
Итоговое занятие |
2 часа |
2 часа |
||
Итого: |
72часов |
6,5 часов |
65,5 часа |
Тематическое планирование
№ занятия |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
|||
Всего |
Т |
П |
|||
1 |
Водное занятие. Знакомство игр с бегом. Знать где находится пульс и найти его. |
6 |
1 |
5 |
|
2 |
Её величество игра. Игры Сибирячка “Молчанка”. |
1 |
1 |
||
3 |
Игры с бегом “Лошадки”, “Скорый поезд”. |
1 |
1 |
||
4 |
Игры для бегом “Кошки и воробьи”. |
1 |
1 |
||
5 |
Игры для бегунов “Гонка с выбыванием”. |
1 |
1 |
||
6 |
Игры Сибирячка “ Земля - воздух-вода”. |
1 |
1 |
||
7 |
Игры с бегом “Белые медведи”. |
1 |
1 |
||
8 |
Игры с бегом “Сокол и утки”. |
1 |
1 |
||
9 |
Игры Сибирячка “Птицелов”. |
1 |
1 |
||
10 |
Водное занятие. Знакомство игр с мячом. Игра с мячом “Охотники и утки” |
4 |
30* |
3,5 |
|
11 |
Игры с мячом “Передал - садись”. |
1 |
1 |
||
12 |
Игры с мячом “Гонка мячей по шеренгам”. |
1 |
1 |
||
13 |
Игры с мячом “Мяч соседу”. |
1 |
1 |
||
14 |
Игры Сибирячка Колобок”. |
1 |
1 |
||
15 |
Водное занятие. Знакомство игр с прыжками. Игры с прыжками “Прыгающие воробушки”. |
4 |
30* |
3,5 |
|
16 |
Игры с прыжками “Пустое место”. |
1 |
1 |
||
17 |
Игры с прыжками “Вызов номеров”. |
1 |
1 |
||
18 |
Игры Сибирячка “Почта”. |
1 |
1 |
||
19 |
Игры Сибирячка “Гуси летят”. |
1 |
1 |
||
20 |
Игры с прыжками “Удочка”. |
1 |
1 |
||
21 |
Водное занятие. Знакомство игр, с развивающими метательными способностями. Игры, развивающие метательные способности “Подвижная цель”. |
4 |
30* |
3,5 |
|
22 |
Игры, развивающие метательные способности “В горизонтальную мишень”. |
1 |
1 |
||
23 |
Игры, развивающие метательные способности “Салки с мячом”. |
1 |
1 |
||
24 |
Игры, развивающие метательные способности “Перестрелка”. |
1 |
1 |
||
25 |
Водное занятие. Знакомство игр с элементами футбола. Игры, развивающие метательные способности “Подвижная цель”. |
4 |
30* |
3,5 |
|
26 |
Игры с элементами футбола “Салки с футбольным мячом” |
1 |
1 |
||
27 |
Игры с элементами футбола “Меткий футболист”. |
1 |
1 |
||
28 |
Игры Сибирячка “Иголка, нитка, узелок”. |
1 |
1 |
||
29 |
Игры с элементами футбола “Эстафеты с элементами футбола”. |
1 |
1 |
||
30 |
Водное занятие. Знакомство с играми- аттракционы. Игры- аттракционы “Бой”. |
4 |
30* |
3,5 |
|
31 |
Игры – аттракционы “Достань городок”. |
1 |
1 |
||
32 |
Игры Сибирячка “Жар- птица”. |
1 |
1 |
||
33 |
Игры – аттракционы “ Ловкий перемах”. |
1 |
1 |
||
34 |
Игры – аттракционы “Жонглёры”. |
1 |
1 |
||
35 |
Водное занятие. Знакомство с зимними играми. |
8 |
1 |
7 |
|
36 |
Зимние игры. “Палка – снег” |
1 |
1 |
||
37 |
Зимние игры. “Снежный тир” |
1 |
1 |
||
38 |
Зимние игры. “Салки со снежками”. |
1 |
1 |
||
39 |
Зимние игры “Ловкие”. |
1 |
1 |
||
40 |
Игры Сибирячка “Палочка – выручалочка”. |
1 |
1 |
||
41 |
Игры на санках “С горки на санках” |
1 |
1 |
||
42 |
Игры на санках “Скользни дальше” |
1 |
1 |
||
43 |
Игры на санках “Перетягушки” |
1 |
1 |
||
44 |
Водное занятие. Знакомство с играми со скакалкой. Игры с короткой скакалкой |
4 |
30* |
3,5 |
|
45 |
Игры с короткой скакалкой “Забегалы”. |
1 |
1 |
||
46 |
Игры с короткой скакалкой. Эстафеты. |
1 |
1 |
||
47 |
Игры Сибирячка “Краски”. |
1 |
1 |
||
48 | Игры с короткой скакалкой. |
1 |
1 |
||
49 |
Игры Сибирячка “Ручейки и озера”. |
1 |
1 |
||
50 |
Игры Сибирячка “Прятки”. |
1 |
1 |
||
51 |
Игры Сибирячка “Чив, чив, воробей”. |
1 |
1 |
||
52-53 |
Игры на асфальте “Резиночка”. |
2 |
30* |
1,5 |
|
54 |
Водное занятие. Знакомство с историей возникновения народных игр и с культурными традициями. |
8 |
1 |
7 |
|
55-56 |
Старинные народные игры “Собачка” |
2 |
2 |
||
57 |
Игры Сибирячка “Казаки – разбойники”. |
1 |
1 |
||
58-59,60 |
Старинные народные игры “Платочек - летуночек”, “Горелки”. |
3 |
3 |
||
61 |
Старинные народные игры “Схвати змею за хвост”. |
1 |
1 |
||
62 |
Старинные народные игры “Рыбы, птицы, животные”. |
1 |
1 |
||
63-64 |
Итоговое занятие. |
2 |
2 |
Знания и умения
К концу года обучения дети должны знать:
- краткие исторические сведения о прохождении и развитии народных игр;
- культурные традиции игр как мостик между поколениями;
- знать историю возникновения народных игр;
- понятие о пульсе, найти пульс.
К концу года обучения дети должны уметь:
- соблюдать правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке;
- соблюдать режим дня и правила личной гигиены;
- соблюдать значение физических упражнений для здоровья человека;
- соблюдать правила безопасности при проведении игр.
Структура программы.
Средняя группа (2 класс)
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
||
всего |
теория |
Практика |
||
Игры с бегом |
8 часов |
1час |
7 часов |
|
Игры с мячом |
8 часов |
8 часов |
||
Игры с прыжками |
3 часа |
3 часа |
||
Игры – аттракционы |
6 часов |
6 часов |
||
Зимние игры |
8 часов |
1 час |
7 часов |
|
Игры с короткой скакалкой |
4 часа |
4 часа |
||
Народные игры |
8 часов |
1час |
7часов |
|
Игры на внимание |
6 часов |
5 часов |
||
Игры Сибирячка |
13 часов |
13 часов |
||
Воспитательная работа |
8 часов |
8 часов |
||
Итоговое занятие |
2 часов |
2 часа |
||
Итого: |
74 часа |
3 часа |
71 часа |
Тематическое планирование.
№ занятия | Наименование разделов и тем. |
Кол-во часов |
||
Всего |
Т |
П |
||
1 |
Водное занятие. Знакомство игр с бегом. Понятие о пульсе, найти пульс. |
8 |
1 |
7 |
2 |
Её величество игра. Игры Сибирячка “Как тебя зовут?”. |
1 |
1 |
|
3 |
Игры с бегом “Птицелов”. |
1 |
1 |
|
4 |
Игры с бегом “Кенгуру”. |
1 |
1 |
|
5 |
Игры Сибирячка “Заря”. |
1 |
1 |
|
6 |
Игры с бегом “Воробушки и кот”. |
1 |
1 |
|
7 |
Игры с бегом “Коршун и наседка”. |
1 |
1 |
|
8 |
Игры с бегом “Наступление”. |
1 |
1 |
|
9 |
Игры с бегом “Пятнашки”. |
1 |
1 |
|
10 |
Игры с бегом “Пчелка и ласточка”. |
1 |
1 |
|
11 |
Игры с мячом “Метко в цель”. |
1 |
1 |
|
12 |
Игры с мячом “Отгадай кто бросил”. |
1 |
1 |
|
13 |
Игры с мячом “Мяч по кругу”. |
1 |
1 |
|
14 |
Игры с мячом “Выгони мяч”. |
1 |
1 |
|
15 |
Игры с мячом “Блуждающий мяч”. |
1 |
1 |
|
16 |
Игры Сибирячка “Лисичка”. |
1 |
1 |
|
17 |
Игры с мячом “Шар”, “Мяч соседу”. |
1 |
1 |
|
18 |
Игры с мячом “Мяч на полу”. |
1 |
1 |
|
19 |
Игры с мячом “Шар”. |
1 |
1 |
|
20 |
Игры с прыжками “Заяц без дома”. |
1 |
1 |
|
21 |
Игры с прыжками “Попрыгунчики”, “Второй лишний”. |
1 |
1 |
|
22 |
Игры Сибирячка “В змейку”. |
1 |
1 |
|
23 |
Игры с прыжками “Лягушата и цыплята”. |
1 |
1 |
|
24 |
Игры Сибирячка “Земля- вода- воздух”. |
1 |
1 |
|
25 |
Игры Сибирячка “Космонавты”. |
1 |
1 |
|
26 |
Игры на внимание “Правильно- неправильно”. |
1 |
1 |
|
27 |
Игры на внимание “Запрещенное движение”. |
1 |
1 |
|
28 |
Игры – аттракционы “Хлопни по шару”. |
1 |
1 |
|
29 |
Игры Сибирячка “Ёжик и мыши”. |
1 |
1 |
|
30 |
Игры-аттракционы“Неуловимый шнур”. |
1 |
1 |
|
31 |
Игры – аттракционы “Вернись в круг”. |
1 |
1 |
|
32 |
Игры – аттракционы “Точный укол”. |
1 |
1 |
|
33 |
Игры – аттракционы “Горелки”. |
1 |
1 |
|
34 |
Игры –аттракционы “Красная шапочка”. |
1 |
1 |
|
35-36 |
Игры на внимание “Копна- тропинка- кочка”. |
2 |
2 |
|
37-38 |
Игры на внимание “Двенадцать палочек”. |
2 |
2 |
|
39 |
Водное занятие. Знакомство с зимними играми. |
8 |
1 |
7 |
40 |
Зимние игры “Два мороза” |
1 |
1 |
|
41 |
Зимние игры “Снежный город” |
1 |
1 |
|
42 |
Игры Сибирячка “Льдинка, ветер и мороз”. |
1 |
1 |
|
43 |
Игры Сибирячка “Казаки- разбойники”. |
1 |
1 |
|
44 |
Зимние игры “Палка – снег” |
1 |
1 |
|
45 |
Зимние игры “Бобслей на снегу” |
1 |
1 |
|
46 |
Зимние игры “Футбол на снегу”. |
1 |
1 |
|
47 |
Игры Сибирячка “Солнце”. |
1 |
1 |
|
48 |
Игры на санках “Все по местам”. |
1 |
1 |
|
49 |
Игры на санках “С горки на санках”. |
1 |
1 |
|
50 |
Игры с короткой скакалкой. Эстафеты. |
1 |
1 |
|
51 |
Игры с короткой скакалкой “Забегалы”. |
1 |
1 |
|
52-53 |
Игры с короткой скакалкой “Люлька”. |
2 |
2 |
|
54 |
Знакомство с традициями и обычаями народных игр. Значение народных игр на свежем воздухе. |
8 |
1 |
7 |
55 |
Ознакомление с русской народной игрой “Русская лапта”. |
1 |
1 |
|
56-57 |
Старинные народные игры “Гуси- лебеди”. |
2 |
2 |
|
58-59 |
Ознакомление с русской народной игрой “Крокет”. |
2 |
2 |
|
60 |
Старинные народные игры “Петушинный бой”. |
1 |
1 |
|
61 |
Старинные русские игры “Быстро шагай”. |
1 |
1 |
|
62 |
Игры Сибирячка “Охотник”. |
1 |
1 |
|
63 |
Игры Сибирячка “Прятки”. |
1 |
1 |
|
64 |
Игры Сибирячка “Кошки-мышки” |
1 |
1 |
|
65-66 |
Итоговое занятие |
2 |
2 |
Знания и умения
К концу года обучения дети должны знать:
- значение “Народная игра как один из способов укрепления организма;
- традиции и обычаи в зависимости от времени года.
К концу года обучения дети должны уметь:
- соблюдать правила поведения и безопасности игр в спортивном зале и на спортивной площадке;
- соблюдать значение утренней гигиенической гимнастики;
- соблюдать гигиенические правила при проведении игр.
Структура программы.
Специально- коррекционная группа№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
Игры с бегом |
4 часа |
1час |
3 часа |
|
Игры с мячом |
6часов |
6 часов |
||
Игры с прыжками |
6часов |
1 час |
5 часов |
|
Игры для развития малой подвижности |
2 часа |
2 часа |
||
Игры, развивающие метательные способности |
6 часов |
6 часов |
||
Зимние игры |
8 часов |
1 час |
7 часов |
|
Коррекционные игры |
8 часов |
8 часов |
||
Общефизические игры |
6 часов |
6 часов |
||
Народные игры |
8 часов |
1 час |
7 часов |
|
Итоговое занятие |
2часа |
2 часа |
||
Игры Сибирячка |
10 часов |
10 часов |
||
Воспитательная работа |
8 часов |
2 часов |
||
Итого: |
74 часов |
4 часа |
70 часов |
Тематическое планирование
№ занятия |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
||
Всего |
Т |
П |
||
1 |
Водное занятие, знакомство игр с бегом. |
4 |
1 |
3 |
2 |
Её величество игра. Игры Сибирячка “Полярная сова и евражка”. |
1 |
1 |
|
3 |
Игры с бегом “Воробушки и Кот”, “У медведя во бору”. |
1 |
1 |
|
4 |
Игры с бегом “Носильщики”, “Филин и пташки”. |
1 |
1 |
|
5 |
Игры с бегом “Через кочки и пенечки”. |
1 |
1 |
|
6 |
Игры Сибирячка “Заря”. |
1 |
1 |
|
7 |
Игры с мячом “Подвижная цель”. |
1 |
1 |
|
8 |
Игры с мячом “Гонка мячей по кругу”. |
1 |
1 |
|
9 |
Игры с мячом “Обгони мяч”. |
1 |
1 |
|
10 |
Игры с мячом “Зорький глаз”. |
1 |
1 |
|
11 |
Игры с мячом “Гонка мячей в колоннах”. |
1 |
1 |
|
12 |
Игры с мячом “Мяч среднему”. |
1 |
1 |
|
13 |
Игры Сибирячка “Земля- вода- воздух”. |
1 |
1 |
|
14 |
Водное занятие, знакомство игр с прыжками. |
6 |
1 |
5 |
15 |
Игры с прыжками “Прыгающие воробушки” |
1 |
1 |
|
16 |
Игры с прыжками “Волк во рву”, “Два мороза” |
1 |
1 |
|
17 |
Игры для прыгунов “Мячик к верху”. |
1 |
1 |
|
18 |
Игры с прыжками “Точный прыжок” |
1 |
1 |
|
19 |
Игры с прыжками “ Удочка” |
1 |
1 |
|
20 |
Игры Сибирячка “Почта”. |
1 |
1 |
|
21 |
Игры Сибирячка”Гуси летят”. |
1 |
1 |
|
22 |
Игры Сибирячка “Колобок”. |
1 |
1 |
|
23 |
Игры для развития малой подвижности “Угадай чей голосок”. |
1 |
1 |
|
24 |
Игры для развития малой подвижности “Запрещенные движения”. |
1 |
1 |
|
25 |
Игры, развивающие метательные способности “Метко в цель”. |
1 |
1 |
|
26 |
Игры, развивающие метательные способности “Кого назвали, тот и ловит”. |
1 |
1 |
|
27 |
Игры, развивающие метательные способности “Кто дальше бросит”. |
1 |
1 |
|
28 |
Игры, развивающие метательные способности “Снайперы”. |
1 |
1 |
|
29 |
Игры, развивающие метательные способности “Попади в цель”. |
1 |
1 |
|
30 |
Игры, развивающие метательные способности “Зорький глаз”. |
1 |
1 |
|
31 |
Водное занятие, знакомство с народными играми в зимнее время. |
8 |
1 |
7 |
32 |
Зимние игры “Снежком по мячу”. |
1 |
1 |
|
33 |
Зимние игры “Соревнования с флажками”. |
1 |
||
34 |
Зимние игры “ Игра парами”. |
1 |
1 |
|
35 |
Зимние игры. “Снежный тир”. |
1 |
1 |
|
36 |
Зимние игры. Игра “Лисенок- медвежонок”. |
1 |
1 |
|
37 |
Игры Сибирячка “Палочка- выручалочка”. |
1 |
1 |
|
38 |
Зимние игры “Ловкие”. |
1 |
1 |
|
39 |
Зимние игры “Футбол на снегу”. |
1 |
1 |
|
40 |
Игры Сибирячка “Льдинки, ветер и мороз”. |
1 |
1 |
|
41 |
Игры Сибирячка “Колобок”. |
1 |
1 |
|
42 |
Коррекционные игры “Отгадай по голосу”. |
1 |
1 |
|
43 |
Коррекционные игры “Карусели”. |
1 |
1 |
|
44 |
Коррекционные игры “Волшебный мешок”. |
1 |
||
45 |
Коррекционные игры “Товарищи командиры”. |
1 |
1 |
|
46 |
Коррекционные игры “Два сигнала”. |
1 |
1 |
|
47 |
Коррекционные игры “Запрещенные движения”. |
1 |
1 |
|
48 |
Коррекционные игры “Палочник и палочки”. |
1 |
1 |
|
49 |
Коррекционные игры “Стой прямо, иди прямо”. |
1 |
1 |
|
50 |
Игры с элементами общеразвивающих упражнений “Совушка”. |
1 |
1 |
|
51 |
Игры Сибирячка “Ручейки и озёра”. |
1 |
1 |
|
52 |
Игры с элементами общеразвивающих упражнений “Шишки, желуди, орехи”. |
1 |
1 |
|
53 |
Игры с элементами общеразвивающих упражнений “Перетягивание в парах”. |
1 |
1 |
|
54 |
Игры с элементами общеразвивающих упражнений “Веревочный круг”. |
1 |
1 |
|
55 |
Игры с элементами общеразвивающих упражнений “Салки маршем”. |
1 |
1 |
|
56 |
Игры с элементами общеразвивающих упражнений “ Сигнал”. |
1 |
1 |
|
57 |
Водное занятие. Знакомство с народными играми, традициями. |
8 |
1 |
7 |
58 |
Старинные народные игры “Жар-птица”. |
1 |
1 |
|
59 |
Игры Сибирячка “Казаки- разбойники” |
1 |
1 |
|
60 |
Старинные народные игры “Лебедь, рак да щука”. |
1 |
1 |
|
61 |
Старинные народные игры “Круговая лапта”. |
1 |
1 |
|
62 |
Старинные народные игры “Лисы и куры”. |
1 |
1 |
|
63 |
Старинные народные игры “Филин и пташка”. |
1 |
1 |
|
64 |
Старинные народные игры “Вьюнок”. |
1 |
1 |
|
65-66 |
Итоговое занятие |
2 |
2 |
Знания и умения
К концу года обучения дети должны знать:
- значение русских народных игр на свежем воздухе, их закаливающий и общеукрепляющий эффект;
- традиции и обычаи России, Забайкалья, Приангарья в зависимости от времени года;
- понятие о пульсе.
К концу года обучения дети должны уметь:
- соблюдать правила 2-3 разученных игр;
- как выбрать место и взаимодействовать с партнером, командой и соперником;
- соблюдать правила поведения во время игр;
- уметь найти пульс.
Структура программы.
Старшая группа (3-4 класс)№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
||
всего |
теория |
Практика |
||
Игры с бегом |
6 часов |
8 часов |
||
Игры с мячом |
6 часов |
6 часов |
||
Игры с прыжками |
8 часов |
8 часов |
||
Игры, развивающие метательные способности |
6 часов |
6 часов |
||
Игры для развития боксерских навыков |
2 часа |
2 часа |
||
Игры с элементами футбола |
6 часов |
6 часов |
||
Игры – аттракционы |
6 часов |
6 часов |
||
Зимние игры |
12 часов |
12 часов |
||
Игры с короткой скакалкой |
4 часа |
4 часа |
||
Общеразвивающие игры |
8 часов |
8 часов |
||
Игры с пластмассовой тарелочкой |
2 часа |
2 часа |
||
Народные игры |
14 часов |
12 часов |
||
Игры Сибирячка |
20 часов |
20 часов |
||
Итоговое занятие |
2 часа |
2 часа |
||
Воспитательная работа |
12 часов |
12 часов |
||
Итого: |
114 часов |
114 часов |
Тематическое планирование
№ занятия |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
||
Всего |
Т |
П |
||
1-2 |
Вводное занятие. Знакомство с историей возникновения народных игр. Игры с бегом. |
2 |
2 |
|
3 |
Русская народная игра “Горелки”, “Воробушки и Кот” |
1 |
1 |
|
4-5 |
Игры с бегом “Носильщики”. |
2 |
2 |
|
|
Русская народная игра “Катание на тройках” |
1 |
1 |
|
7 |
Правила русских народных игр. Русские народные игры “Гуси”, “Коршун”. |
1 |
1 |
|
8 |
Ознакомление с русскими народными играми, применяемые в помещении. Русские народные игры “Золотые ворота”, и “Коршун” |
1 |
1 |
|
9-10 |
Игры с бегом “Кенгуру”, “Птицелов” |
2 |
2 |
|
11 |
Игры Сибирячка “Скрытый колокольчик”. |
1 |
1 |
|
12 |
Игры Сибирячка “Заря”. |
1 |
1 |
|
13 |
Игры Сибирячка “Земля- воздух- вода”, “Колобок”. |
1 |
1 |
|
14 |
Игры с мячом “Мяч среднему”, “Попади в мяч” |
1 |
1 |
|
15 |
Игры Сибирячка “Молчанка”, “Черного белого не брать, да и нет не говорить” |
1 |
1 |
|
16 |
Игры с мячом “Метко в цель” |
1 |
1 |
|
17-18 |
Игры с мячом “Гонка мячей по шеренгам”, “Гонка мячей по кругу” |
2 |
2 |
|
19 |
Игры с мячом “Выйграй время дальними бросками” |
1 |
1 |
|
20 |
Игры с мячом “Пятнашки с мячом”. |
1 |
1 |
|
21 |
Игры Сибирячка “Ручеёк”. |
1 |
1 |
|
22 |
Традиции и обычаи русского народа. Русская народная игра “Пчелки и ласточки”. |
1 |
1 |
|
23 |
Современные традиции, пришедшие к нам от предков. Русская народная игра “Змейка”. |
1 |
1 |
|
24 |
Культурные традиции как связь поколений. Игры Сибирячка “Чив, чив, воробей”. |
1 |
1 |
|
25 |
Игры Сибирячка “Чехарда”. |
1 |
1 |
|
26-27 |
Игры с прыжками “Прыжки по кочкам”, “Прыгающие воробушки”. |
2 |
2 |
|
28-29 |
Игры с прыжками “Зайцы и морковь”, “Пустое место”. |
2 |
2 |
|
30-31 |
Игры с прыжками “Лягушата и цапля”, “Котлы”. |
2 |
2 |
|
32-33 |
Как самостоятельно организовать проведение игр. Игры с прыжками “Удочка”. |
2 |
2 |
|
34 |
Игры Сибирячка “Ручейки и озера”, “Челнок”. Русская народная игра “Шарильщик”. |
1 |
1 |
|
35 |
Элементы русских народных танцев. Русские народные игры “Петушиный бой”, “Угадай, чей голосок?”. Игры Сибирячка “Кузовок Сибирячка”. |
1 |
1 |
|
36-37 |
Игры, развивающие метательные способности “Салки с мячом”. |
2 |
2 |
|
38-39 |
Игры, развивающие метательные способности “Пушки и мортиры”. |
2 |
2 |
|
40-41 |
Игры, развивающие метательные способности“Рикошет”. |
2 |
2 |
|
42 |
Игры для развития боксерских навыков “Салки”. |
1 |
1 |
|
43 |
Игры для развития боксерских навыков “Увернись от мяча”. |
1 |
1 |
|
44-45 |
Игры с элементами футбола “Салки с футбольным мячом”. |
2 |
2 |
|
46 |
Игры с элементами футбола “Ногой и головой через сетку”. |
1 |
1 |
|
47-48 |
Игры с элементами футбола “Слепой футболист”, “Скользкая цель”. |
2 |
2 |
|
49 |
Игры с элементами футбола” Меткий футболист”. |
1 |
1 |
|
50 |
Игры Сибирячка”Там, где вода поколено”. |
1 |
1 |
|
51 |
Игры Сибирячка “Полярная сова и евражка”, “Пробей стенку”. |
1 |
1 |
|
52 |
Народные игры как средство физической культуры. “Цепи- кованы”, “Ловишки” |
1 |
1 |
|
53 |
Игры – аттракционы “Слепой футболист”, “Скользкая цель”. |
1 |
1 |
|
54 |
Игры – аттракционы “Рапиристы”. Игры Сибирячка “Охотник”. |
1 |
1 |
|
55-56 |
Игры – аттракционы “Быстрые пальцы”. |
2 |
2 |
|
57-58 |
Игры – аттракционы “Извилистой тропой”. |
2 |
2 |
|
59 |
История изучаемых народных игр. Русская народная игра “Подмигиши”. |
1 |
1 |
|
60 |
Игры Сибирячка “Каравай”, “Найди флажки”. |
1 |
1 |
|
61-62 |
Ознакомление с традициями и обычаями русского народа, характерно для этого времени года. Зимние забавы и развлечения. “Снежки”, катание с горки на санках. |
2 |
2 |
|
63 |
Применение игр, забав и развлечений зимой. Элементы русских игр единоборств: забавы и развлечения, “Царь горы”. |
1 |
1 |
|
64 |
Зимние игры “Эстафета без палок”, “Снежная крепость”. |
1 |
1 |
|
65 |
Зимние игры “Ловкие”, “Бобслей на снегу”. |
1 |
1 |
|
66 |
Игры Сибирячка “Льдинка, ветер и мороз”. |
1 |
1 |
|
67 |
Зимние игры “Соревнование с флажками”. |
1 |
1 |
|
68 |
Зимние игры “Игры парами”. |
1 |
1 |
|
69 |
Игры на санках “Дружные шеренги”. |
1 |
1 |
|
70 |
Игры на санках “С горки на санках”, “Снежки”. |
1 |
1 |
|
71 |
Зимние игры “Попади снежком в цель”. |
1 |
1 |
|
72 |
Зимние игры “Быстрый лыжник”, “Солнышко”, “Цепи- кованы”. |
1 |
1 |
|
73 |
Зимние игры “Лисенок- медвежонок”. |
1 |
1 |
|
74 |
Игры Сибирячка “В змейку”. |
1 |
1 |
|
75 |
Игры Сибирячка “Удочка”. |
1 |
1 |
|
76 |
Игры с короткой скакалкой “Зеркало”. |
1 |
1 |
|
77 |
Игры с короткой скакалкой “Алфавит”. |
1 |
1 |
|
78 |
Игры с короткой скакалкой “Забегалы”. |
1 |
1 |
|
79 |
Игры с короткой скакалкой “Люлька”. |
1 |
1 |
|
80 |
Русская народна игра “Медведи и пчелы”. |
1 |
1 |
|
81 |
Общеразвивающие игры “Ловля обезьян”. |
1 |
1 |
|
82 |
Общеразвивающие игры “Эстафеты зверей”. |
1 |
1 |
|
83 |
Общеразвивающие игры “Дед мороз”. |
1 |
1 |
|
84 |
Общеразвивающие игры “Белые медведи”. |
1 |
1 |
|
85-86 |
Общеразвивающие игры “Хвостики”. |
2 |
2 |
|
87-88 |
Общеразвивающие игры “Бег сороконожек”. |
2 |
2 |
|
89 |
Игры Сибирячка “ Космонавты”. |
1 |
1 |
|
90 |
Игры Сибирячка “Заяц- месяц”, “Ежик и мыши”. |
1 |
1 |
|
91 |
Игры с пластмассовой тарелочкой “Лети тарелочка”. |
1 |
1 |
|
92 |
Игры с пластмассовой тарелочкой “Треугольник”. |
1 |
1 |
|
93 |
Старинные народные игры. Ознакомление с русской народной игрой “Городки”. |
1 |
1 |
|
94 |
Ознакомление с русской народной игрой “Бабки”. |
1 |
1 |
|
95 |
Ознакомление с русской народной игрой “Русская лапта”. |
1 |
1 |
|
96 |
Старинные народные игры “Дедушка- рожок”, “Платочек- летуночек”. |
1 |
1 |
|
97 |
Старинные русские игры “Шишки, желуди, орехи” Игры Сибирячка “Филин -пташки”. |
1 |
1 |
|
98 |
Игры Сибирячка “Гуси- лебеди”, “Ежик и мыши”, “Горелки”. |
1 |
1 |
|
99 |
Ознакомление с русской народной игрой “Чехарда”. |
1 |
1 |
|
100 |
Игры Сибирячка “Жар-птица” |
1 |
1 |
|
101-102 |
Итоговое занятие |
2 |
2 |
Знания и умения
К концу года обучения дети должны знать:
- русские народные игры, подводящие к отдельным видам спорта;
- о русских народных праздниках как о возможности сохранения традиций русского народа;
- о взаимосвязи между русскими народными играми, эмоциональным состоянием и духовным развитием человека;
- влияние русских народных игр на укрепление здоровья, осанку, повышение умственной и физической работоспособности, общую культуру школьника.
К концу года обучения дети должны уметь:
- соблюдать правила поведения и безопасности игр в спортивном зале, в школе и на спортивной площадке;
- оказание первой помощи при травмах;
- соблюдать правила гигиены и самоконтроля.
См. приложение 1.
См. приложение 2.
См. приложение 3.
- Аникеев Н. Воспитание игрой. – Москва, 1987
- Газман О.С., Н.Е.Харитонова “В школу с игрой” Москва Просвещение 1991 год
- Елкина Н.В., Мариничева О.В. “Учим детей наблюдать и рассказывать” Ярославль “Академия развития” 1997 год
- Качашкин В.М. “Методика физического воспитания” “Просвещение” 1980 год
- Копилка игр Сибирячка. Иркутск. Редакция журнала “Сибирячок”.
- Кузнецова И.В. “Школа здоровья” Москва, 2003
- Матюшок М.Т. “Анатомия, физиология и гигиена младшего школьного возраста” Москва, 1994
- Минскин Е.М. “Игры и развлечения в группе продленного дня” Москва “Просвещение” 2002 год
- Монженко Е.Г. “Опыт работы по охране здоровья детей и подростков в образовательных школах” Иркутск, 2001
- Найминова “ Физкультура” Ростов-на-Дону “Феникс” 2001 год
- “Народное образование” №2 1995 год. “Экспериментальная программа кружка “Русские народные игры”
- Тубельская Т. “Детские праздники в семье” Москва, Сфера, 2000
- Шмаков С. Досуг школьника. Липецк, Ориус 1993
- С. Шмаков, К. Безбородов От игры к самоуправлению. Сборник игр-коррекций-1993.