Программа кружка "Народные игры"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Паспорт программы

Наименование программы

Адаптированная программа “ Народные игры”

Ф.И.О.автора где и кем работает

Бартецкая Ольга Владимировна, учитель физкультуры 2 кв. категории

База реализации программы

МОУ “ Начальная общеобразовательная школа №11”

Цели и задачи программы

Цель программы – создание оптимальных условий для овладения школьниками необходимых двигательных умений и навыков через изучение народных игр.

Задачи:

  1. Повысить мотивацию учащихся к двигательной активности.
  2. Расширить двигательный опыт обучающихся за счёт овладения двигательными действиями игры и формирования основ индивидуального образа жизни;
  3. Расширять кругозор учащихся в области знаний русских народных игр.
  4. Совершенствовать функциональные возможности организма в игре
  5. Способствовать улучшению здоровья учащихся через игровые занятия на свежем воздухе.

Литература

используемая при составлении программы

Для учителя 15 наименований

Организация образовательного процесса

Программа призвана реализовывать основные положения Декларации Прав Ребёнка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.

Программа является подтверждением особого статуса детства, как периода, независящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий.

Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности МОУ “НОШ №11”, реализует инновационную деятельность школы в рамках и реализации программы развития.

Календарно-тематическое планирование

Представлено по всем видам программного материала с первого по четвертый класс с указанием тем.

Пояснительная записка

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обуславливает актуальность теоретической и практической её разработки подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, около 90% детей 1-4 классов имеют отклонения физического и психического здоровья.

Состояние здоровья учащихся оценивается по результатам изучения школьной медицинской документации по различным направлениям.

Уровень заболеваемости детей по МОУ “Нош №11”

Заболевание

2006-07 уч.год

2007-08 уч.год

2008-09 уч.год

Лор-заболевания

24%

20,6%

24,5%

Нарушение зрения

21%

11,9%

13,2%

Неврологические заболевания

3%

14,2%

8,8%

Хирургические заболевания

26,4%

29,3%

13,2%

Стоматологические

(кариес)

58,5%

57,1%

47,7%

Эндокринные

14,4%

20,6%

17,6%

Тубинфецированные

36,6%

34,1%

16,8%

Нарушение слуха

5%

4,8%

4,6%

Хронические заболевания

21,3%

19,5%

14,6%

Из данной таблицы видно, что с периода 2006-07 уч.года по 2008-09 уч.год уменьшилось количество детей с нарушением зрения (7,8%) и слуха (0,4%), хирургическими (13,2%),стоматологическими (10,8%), хроническими заболеваниями ( 6,7%). Уменьшилось количество тубинфецированных (19,8%)

Но наряду с этим увеличилось количество детей с лор-заболеваниями (0,5 %), с неврологическими заболеваниями (5,8%), эндокринными (3,2%).

По данным углубленных медицинских осмотров наблюдается тенденция роста количества учащихся со специальной и подготовительными физкультурными группами. увеличивается контингент учащихся с ортопедическими отклонениями.

По результатам мониторинга:

2006-2007 учебный год.

2007-2008 учебный год.

2008-2009 учебный год.

Для оздоровления используются различные пути. Одно из направлений – физическая культура, спортивные игры. Игра являются одним из важных средств разностороннего физического воспитания. В играх мы находим все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метания, преодоление препятствий, сопротивления. Игры способствуют развитию внимательности, сообразительности, ловкости, быстроты, силы, выносливости, а коллективные игры – воспитанию дружбы и товарищества.

Наша школа работает второй год над реализацией программного развития, целью которой является сохранение и укрепление здоровье ребенка и поэтому необходимым ввести кружок “Народные игры”, который направлен на укрепление и сохранение здоровья, способствует развитию двигательных качеств.

Игры на свежем воздухе оказывают большое оздоровительное воздействие, улучшают деятельность всего организма и используются как средство активного отдыха. Во время игр дети всегда активны и инициативны. В то же время условия и правила игр вынуждают их к сдержанности.

В играх дети отличаются большой непосредственностью. Они полностью раскрывают положительные и отрицательные черты характера, а это имеет большое значение для лучшего изучения детей. Игры отличаются большой эмоциональностью. При правильной организации и проведении они доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение. Детей в играх привлекают широкие возможности для проявления личных качеств, активности, инициативы. В играх больше, чем в других физических упражнениях, участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им хочется, как позволяют их индивидуальные особенности.

Данная программа “Народные игры” является адаптированной, составлена на основе имеющихся программа: Копылов В.(журнал “Народное образование”№2 за 2005год), С.Н. Асламава (Редакция журнал “Сибирячок”), И.В.Кузнецова том №1 “Школа здоровья”, Москва,2003. В этих программах делается упор на культурные и народные традиции России.

Дети должны знать игры Приангарья, игры своих бабушек и дедушек. В программу включены игры Сибирячка, бурятские народные игры, игры народов Сибири Дальнего востока, белорусские игры и другие.

Занятия по группам проводится с учетом возрастных особенностей:

Название группы

Общее количество часов по разделу

Количество часов в неделю

Младшая группа (6-7 лет)

72

2

Средняя группа (8 лет)

74

2

Старшая группа (9-10 лет)

114

3

Специально- коррекционная группа

74

2

Во время каникул проводятся народные праздники, игры- соревнования, игры – забавы.

Цель программы – создание оптимальных условий для овладения школьниками необходимых двигательных умений и навыков через изучение народных игр.

Задачи:

  1. Расширять кругозор учащихся в области знаний народных игр.
  2. Расширить двигательный опыт обучающихся за счёт овладения двигательными действиями игры.
  3. Повысить мотивацию учащихся к двигательной активности.
  4. Способствовать улучшению здоровья учащихся через игровые занятия на свежем воздухе.
  5. Совершенствовать функциональные возможности организма в игре посредством организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психических процессов.

Принципы:

  1. Принцип развития. Основная задача - это развитие школьника, и в первую очередь - целостное развитие его личности и готовность к дальнейшему развитию.
  2. Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника, атмосферы.
  3. Принцип систематичности. Должно быть систематично, соответствовать закономерностям развития ребенка и входить в общую систему непрерывного образования.
  4. Принцип системного чередование нагрузок и отдыха. Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе игры является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий.
  5. Принцип направленности на развитие физических качеств. Следует выделить мышление как главный процесс, основной фактор развития и осуществление ведущего в данном возрасте типа деятельности - учебной деятельности. Однако нельзя не учитывать в учебном процессе того, что в это время бурными темпами идет и формирование организма ребенка. Данные возрастной физиологии позволяют говорить о существовании сенситивных периодов развития таких физических качеств, как сила, ловкость, координация в школьном возрасте.

Форма занятий: сюжетно- ролевая игра, игра- соревнование, игровая, комбинированная.

Для первого и второго класса программой предусматривается преимущественно такие подвижные игры, в которых нет деления играющих на группы, команды (“ Гуси – лебеди”,

“Совушка”, “ Два Мороза”). Здесь многие игры имеют определенный сюжет и включают подражательные движения. Это в значительной степени облегчает понимание содержания и правил игры, а также способствует повышению эмоциональности и творческих проявлений детей.

Для третьего и четвертого класса программой предусматривается преимущественно такие как бессюжетные народные подвижные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим школьникам.

Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами. Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида. В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами.

В программе для I-II класса есть также игры с элементами соревнования, готовящие детей к простейшим командным играм (“ Гонка мячей”, “Мяч среднему”).

В III-IV классах проводятся более сложные игры: с водящими (“ Караси и щука”, “Пятнашки - ноги от земли”); с делением на команды (“День и ночь”, “ Охотники и утки”).

Структура программы.

Начальная группа (1 класс)

п/п

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

Практика

 

Игры с бегом

6 часов

1час

5 часов

 

Игры с мячом

4 часа

30 мин.

3,5 часа

 

Игры с прыжками

4 часа

30 мин.

3,5 часа

 

Игры, развивающие метательные способности

4 часа

30 мин.

3,5 часа

 

Игры с элементами футбола

4 часа

30 мин.

3,5 часа

 

Игры – аттракционы

4 часа

30 мин.

3,5 часа

 

Зимние игры

8 часов

1 час

7 часов

 

Игры с короткой скакалкой

4 часа

30 мин.

3,5 часа

 

Игры на асфальте

2 часа

30 мин.

1,5 часа

 

Народные игры

8 часов

1час

7 часов

 

Игры Сибирячка

14 часов

 

14 часов

 

Воспитательная работа

8 часов

 

8 часов

 

Итоговое занятие

2 часа

 

2 часа

Итого:

72часов

6,5 часов

65,5 часа

Тематическое планирование

№ занятия

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Т

П

1

Водное занятие. Знакомство игр с бегом. Знать где находится пульс и найти его.

6

1

5

2

Её величество игра. Игры Сибирячка “Молчанка”.

1

 

1

3

Игры с бегом “Лошадки”, “Скорый поезд”.

1

 

1

4

Игры для бегом “Кошки и воробьи”.

1

 

1

5

Игры для бегунов “Гонка с выбыванием”.

1

 

1

6

Игры Сибирячка “ Земля - воздух-вода”.

1

 

1

7

Игры с бегом “Белые медведи”.

1

 

1

8

Игры с бегом “Сокол и утки”.

1

 

1

9

Игры Сибирячка “Птицелов”.

1

 

1

10

Водное занятие. Знакомство игр с мячом. Игра с мячом “Охотники и утки”

4

30*

3,5

11

Игры с мячом “Передал - садись”.

1

 

1

12

Игры с мячом “Гонка мячей по шеренгам”.

1

 

1

13

Игры с мячом “Мяч соседу”.

1

 

1

14

Игры Сибирячка Колобок”.

1

 

1

15

Водное занятие. Знакомство игр с прыжками. Игры с прыжками “Прыгающие воробушки”.

4

30*

3,5

16

Игры с прыжками “Пустое место”.

1

 

1

17

Игры с прыжками “Вызов номеров”.

1

 

1

18

Игры Сибирячка “Почта”.

1

 

1

19

Игры Сибирячка “Гуси летят”.

1

 

1

20

Игры с прыжками “Удочка”.

1

 

1

21

Водное занятие. Знакомство игр, с развивающими метательными способностями. Игры, развивающие метательные способности “Подвижная цель”.

4

30*

3,5

22

Игры, развивающие метательные способности “В горизонтальную мишень”.

1

 

1

23

Игры, развивающие метательные способности “Салки с мячом”.

1

 

1

24

Игры, развивающие метательные способности “Перестрелка”.

1

 

1

25

Водное занятие. Знакомство игр с элементами футбола. Игры, развивающие метательные способности “Подвижная цель”.

4

30*

3,5

26

Игры с элементами футбола “Салки с футбольным мячом”

1

 

1

27

Игры с элементами футбола “Меткий футболист”.

1

 

1

28

Игры Сибирячка “Иголка, нитка, узелок”.

1

 

1

29

Игры с элементами футбола “Эстафеты с элементами футбола”.

1

 

1

30

Водное занятие. Знакомство с играми- аттракционы. Игры- аттракционы “Бой”.

4

30*

3,5

31

Игры – аттракционы “Достань городок”.

1

 

1

32

Игры Сибирячка “Жар- птица”.

1

 

1

33

Игры – аттракционы “ Ловкий перемах”.

1

 

1

34

Игры – аттракционы “Жонглёры”.

1

 

1

35

Водное занятие. Знакомство с зимними играми.

8

1

7

36

Зимние игры. “Палка – снег”

1

 

1

37

Зимние игры. “Снежный тир”

1

 

1

38

Зимние игры. “Салки со снежками”.

1

 

1

39

Зимние игры “Ловкие”.

1

 

1

40

Игры Сибирячка “Палочка – выручалочка”.

1

 

1

41

Игры на санках “С горки на санках”

1

 

1

42

Игры на санках “Скользни дальше”

1

 

1

43

Игры на санках “Перетягушки”

1

 

1

44

Водное занятие. Знакомство с играми со скакалкой. Игры с короткой скакалкой

4

30*

3,5

45

Игры с короткой скакалкой “Забегалы”.

1

 

1

46

Игры с короткой скакалкой. Эстафеты.

1

 

1

47

Игры Сибирячка “Краски”.

1

 

1

48

Игры с короткой скакалкой.

1

 

1

49

Игры Сибирячка “Ручейки и озера”.

1

 

1

50

Игры Сибирячка “Прятки”.

1

 

1

51

Игры Сибирячка “Чив, чив, воробей”.

1

 

1

52-53

Игры на асфальте “Резиночка”.

2

30*

1,5

54

Водное занятие. Знакомство с историей возникновения народных игр и с культурными традициями.

8

1

7

55-56

Старинные народные игры “Собачка”

2

 

2

57

Игры Сибирячка “Казаки – разбойники”.

1

 

1

58-59,60

Старинные народные игры “Платочек - летуночек”, “Горелки”.

3

 

3

61

Старинные народные игры “Схвати змею за хвост”.

1

 

1

62

Старинные народные игры “Рыбы, птицы, животные”.

1

 

1

63-64

Итоговое занятие.

2

 

2

Знания и умения

К концу года обучения дети должны знать:

  • краткие исторические сведения о прохождении и развитии народных игр;
  • культурные традиции игр как мостик между поколениями;
  • знать историю возникновения народных игр;
  • понятие о пульсе, найти пульс.

К концу года обучения дети должны уметь:

  • соблюдать правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке;
  • соблюдать режим дня и правила личной гигиены;
  • соблюдать значение физических упражнений для здоровья человека;
  • соблюдать правила безопасности при проведении игр.

Структура программы.

Средняя группа (2 класс)

п/п

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

Практика

 

Игры с бегом

8 часов

1час

7 часов

 

Игры с мячом

8 часов

 

8 часов

 

Игры с прыжками

3 часа

 

3 часа

 

Игры – аттракционы

6 часов

 

6 часов

 

Зимние игры

8 часов

1 час

7 часов

 

Игры с короткой скакалкой

4 часа

 

4 часа

 

Народные игры

8 часов

1час

7часов

 

Игры на внимание

6 часов

 

5 часов

 

Игры Сибирячка

13 часов

 

13 часов

 

Воспитательная работа

8 часов

 

8 часов

 

Итоговое занятие

2 часов

 

2 часа

Итого:

74 часа

3 часа

71 часа

Тематическое планирование.

№ занятия

Наименование разделов и тем.

Кол-во часов

Всего

Т

П

1

Водное занятие. Знакомство игр с бегом. Понятие о пульсе, найти пульс.

8

1

7

2

Её величество игра. Игры Сибирячка “Как тебя зовут?”.

1

 

1

3

Игры с бегом “Птицелов”.

1

 

1

4

Игры с бегом “Кенгуру”.

1

 

1

5

Игры Сибирячка “Заря”.

1

 

1

6

Игры с бегом “Воробушки и кот”.

1

 

1

7

Игры с бегом “Коршун и наседка”.

1

 

1

8

Игры с бегом “Наступление”.

1

 

1

9

Игры с бегом “Пятнашки”.

1

 

1

10

Игры с бегом “Пчелка и ласточка”.

1

 

1

11

Игры с мячом “Метко в цель”.

1

 

1

12

Игры с мячом “Отгадай кто бросил”.

1

 

1

13

Игры с мячом “Мяч по кругу”.

1

 

1

14

Игры с мячом “Выгони мяч”.

1

 

1

15

Игры с мячом “Блуждающий мяч”.

1

 

1

16

Игры Сибирячка “Лисичка”.

1

 

1

17

Игры с мячом “Шар”, “Мяч соседу”.

1

 

1

18

Игры с мячом “Мяч на полу”.

1

 

1

19

Игры с мячом “Шар”.

1

 

1

20

Игры с прыжками “Заяц без дома”.

1

 

1

21

Игры с прыжками “Попрыгунчики”, “Второй лишний”.

1

 

1

22

Игры Сибирячка “В змейку”.

1

 

1

23

Игры с прыжками “Лягушата и цыплята”.

1

 

1

24

Игры Сибирячка “Земля- вода- воздух”.

1

 

1

25

Игры Сибирячка “Космонавты”.

1

 

1

26

Игры на внимание “Правильно- неправильно”.

1

 

1

27

Игры на внимание “Запрещенное движение”.

1

 

1

28

Игры – аттракционы “Хлопни по шару”.

1

 

1

29

Игры Сибирячка “Ёжик и мыши”.

1

 

1

30

Игры-аттракционы“Неуловимый шнур”.

1

 

1

31

Игры – аттракционы “Вернись в круг”.

1

 

1

32

Игры – аттракционы “Точный укол”.

1

 

1

33

Игры – аттракционы “Горелки”.

1

 

1

34

Игры –аттракционы “Красная шапочка”.

1

 

1

35-36

Игры на внимание “Копна- тропинка- кочка”.

2

 

2

37-38

Игры на внимание “Двенадцать палочек”.

2

 

2

39

Водное занятие. Знакомство с зимними играми.

8

1

7

40

Зимние игры “Два мороза”

1

 

1

41

Зимние игры “Снежный город”

1

 

1

42

Игры Сибирячка “Льдинка, ветер и мороз”.

1

 

1

43

Игры Сибирячка “Казаки- разбойники”.

1

 

1

44

Зимние игры “Палка – снег”

1

 

1

45

Зимние игры “Бобслей на снегу”

1

 

1

46

Зимние игры “Футбол на снегу”.

1

 

1

47

Игры Сибирячка “Солнце”.

1

 

1

48

Игры на санках “Все по местам”.

1

 

1

49

Игры на санках “С горки на санках”.

1

 

1

50

Игры с короткой скакалкой. Эстафеты.

1

 

1

51

Игры с короткой скакалкой “Забегалы”.

1

 

1

52-53

Игры с короткой скакалкой “Люлька”.

2

 

2

54

Знакомство с традициями и обычаями народных игр. Значение народных игр на свежем воздухе.

8

1

7

55

Ознакомление с русской народной игрой “Русская лапта”.

1

 

1

56-57

Старинные народные игры “Гуси- лебеди”.

2

 

2

58-59

Ознакомление с русской народной игрой “Крокет”.

2

 

2

60

Старинные народные игры “Петушинный бой”.

1

 

1

61

Старинные русские игры “Быстро шагай”.

1

 

1

62

Игры Сибирячка “Охотник”.

1

 

1

63

Игры Сибирячка “Прятки”.

1

 

1

64

Игры Сибирячка “Кошки-мышки”

1

 

1

65-66

Итоговое занятие

2

 

2

Знания и умения

К концу года обучения дети должны знать:

  • значение “Народная игра как один из способов укрепления организма;
  • традиции и обычаи в зависимости от времени года.

К концу года обучения дети должны уметь:

  • соблюдать правила поведения и безопасности игр в спортивном зале и на спортивной площадке;
  • соблюдать значение утренней гигиенической гимнастики;
  • соблюдать гигиенические правила при проведении игр.

Структура программы.

Специально- коррекционная группа

п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Игры с бегом

4 часа

1час

3 часа

 

Игры с мячом

6часов

 

6 часов

 

Игры с прыжками

6часов

1 час

5 часов

 

Игры для развития малой подвижности

2 часа

 

2 часа

 

Игры, развивающие метательные способности

6 часов

 

6 часов

 

Зимние игры

8 часов

1 час

7 часов

 

Коррекционные игры

8 часов

 

8 часов

 

Общефизические игры

6 часов

 

6 часов

 

Народные игры

8 часов

1 час

7 часов

 

Итоговое занятие

2часа

 

2 часа

 

Игры Сибирячка

10 часов

 

10 часов

 

Воспитательная работа

8 часов

 

2 часов

Итого:

74 часов

4 часа

70 часов

Тематическое планирование

№ занятия

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Т

П

1

Водное занятие, знакомство игр с бегом.

4

1

3

2

Её величество игра. Игры Сибирячка “Полярная сова и евражка”.

1

 

1

3

Игры с бегом “Воробушки и Кот”, “У медведя во бору”.

1

 

1

4

Игры с бегом “Носильщики”, “Филин и пташки”.

1

 

1

5

Игры с бегом “Через кочки и пенечки”.

1

 

1

6

Игры Сибирячка “Заря”.

1

 

1

7

Игры с мячом “Подвижная цель”.

1

 

1

8

Игры с мячом “Гонка мячей по кругу”.

1

 

1

9

Игры с мячом “Обгони мяч”.

1

 

1

10

Игры с мячом “Зорький глаз”.

1

 

1

11

Игры с мячом “Гонка мячей в колоннах”.

1

 

1

12

Игры с мячом “Мяч среднему”.

1

 

1

13

Игры Сибирячка “Земля- вода- воздух”.

1

 

1

14

Водное занятие, знакомство игр с прыжками.

6

1

5

15

Игры с прыжками “Прыгающие воробушки”

1

 

1

16

Игры с прыжками “Волк во рву”, “Два мороза”

1

 

1

17

Игры для прыгунов “Мячик к верху”.

1

 

1

18

Игры с прыжками “Точный прыжок”

1

 

1

19

Игры с прыжками “ Удочка”

1

 

1

20

Игры Сибирячка “Почта”.

1

 

1

21

Игры Сибирячка”Гуси летят”.

1

 

1

22

Игры Сибирячка “Колобок”.

1

 

1

23

Игры для развития малой подвижности “Угадай чей голосок”.

1

 

1

24

Игры для развития малой подвижности “Запрещенные движения”.

1

 

1

25

Игры, развивающие метательные способности “Метко в цель”.

1

 

1

26

Игры, развивающие метательные способности “Кого назвали, тот и ловит”.

1

 

1

27

Игры, развивающие метательные способности “Кто дальше бросит”.

1

 

1

28

Игры, развивающие метательные способности “Снайперы”.

1

 

1

29

Игры, развивающие метательные способности “Попади в цель”.

1

 

1

30

Игры, развивающие метательные способности “Зорький глаз”.

1

 

1

31

Водное занятие, знакомство с народными играми в зимнее время.

8

1

7

32

Зимние игры “Снежком по мячу”.

1

 

1

33

Зимние игры “Соревнования с флажками”.

   

1

34

Зимние игры “ Игра парами”.

1

 

1

35

Зимние игры. “Снежный тир”.

1

 

1

36

Зимние игры. Игра “Лисенок- медвежонок”.

1

 

1

37

Игры Сибирячка “Палочка- выручалочка”.

1

 

1

38

Зимние игры “Ловкие”.

1

 

1

39

Зимние игры “Футбол на снегу”.

1

 

1

40

Игры Сибирячка “Льдинки, ветер и мороз”.

1

 

1

41

Игры Сибирячка “Колобок”.

1

 

1

42

Коррекционные игры “Отгадай по голосу”.

1

 

1

43

Коррекционные игры “Карусели”.

1

 

1

44

Коррекционные игры “Волшебный мешок”.

   

1

45

Коррекционные игры “Товарищи командиры”.

1

 

1

46

Коррекционные игры “Два сигнала”.

1

 

1

47

Коррекционные игры “Запрещенные движения”.

1

 

1

48

Коррекционные игры “Палочник и палочки”.

1

 

1

49

Коррекционные игры “Стой прямо, иди прямо”.

1

 

1

50

Игры с элементами общеразвивающих упражнений “Совушка”.

1

 

1

51

Игры Сибирячка “Ручейки и озёра”.

1

 

1

52

Игры с элементами общеразвивающих упражнений “Шишки, желуди, орехи”.

1

 

1

53

Игры с элементами общеразвивающих упражнений “Перетягивание в парах”.

1

 

1

54

Игры с элементами общеразвивающих упражнений “Веревочный круг”.

1

 

1

55

Игры с элементами общеразвивающих упражнений “Салки маршем”.

1

 

1

56

Игры с элементами общеразвивающих упражнений “ Сигнал”.

1

 

1

57

Водное занятие. Знакомство с народными играми, традициями.

8

1

7

58

Старинные народные игры “Жар-птица”.

1

 

1

59

Игры Сибирячка “Казаки- разбойники”

1

 

1

60

Старинные народные игры “Лебедь, рак да щука”.

1

 

1

61

Старинные народные игры “Круговая лапта”.

1

 

1

62

Старинные народные игры “Лисы и куры”.

1

 

1

63

Старинные народные игры “Филин и пташка”.

1

 

1

64

Старинные народные игры “Вьюнок”.

1

 

1

65-66

Итоговое занятие

2

 

2

Знания и умения

К концу года обучения дети должны знать:

  • значение русских народных игр на свежем воздухе, их закаливающий и общеукрепляющий эффект;
  • традиции и обычаи России, Забайкалья, Приангарья в зависимости от времени года;
  • понятие о пульсе.

К концу года обучения дети должны уметь:

  • соблюдать правила 2-3 разученных игр;
  • как выбрать место и взаимодействовать с партнером, командой и соперником;
  • соблюдать правила поведения во время игр;
  • уметь найти пульс.

Структура программы.

Старшая группа (3-4 класс)

п/п

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

Практика

 

Игры с бегом

6 часов

 

8 часов

 

Игры с мячом

6 часов

 

6 часов

 

Игры с прыжками

8 часов

 

8 часов

 

Игры, развивающие метательные способности

6 часов

 

6 часов

 

Игры для развития боксерских навыков

2 часа

 

2 часа

 

Игры с элементами футбола

6 часов

 

6 часов

 

Игры – аттракционы

6 часов

 

6 часов

 

Зимние игры

12 часов

 

12 часов

 

Игры с короткой скакалкой

4 часа

 

4 часа

 

Общеразвивающие игры

8 часов

 

8 часов

 

Игры с пластмассовой тарелочкой

2 часа

 

2 часа

 

Народные игры

14 часов

 

12 часов

 

Игры Сибирячка

20 часов

 

20 часов

 

Итоговое занятие

2 часа

 

2 часа

 

Воспитательная работа

12 часов

 

12 часов

Итого:

114 часов

 

114 часов

Тематическое планирование

№ занятия

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Т

П

1-2

Вводное занятие. Знакомство с историей возникновения народных игр. Игры с бегом.

2

 

2

3

Русская народная игра “Горелки”, “Воробушки и Кот”

1

 

1

4-5

Игры с бегом “Носильщики”.

2

 

2

6

Русская народная игра “Катание на тройках”

1

 

1

7

Правила русских народных игр. Русские народные игры “Гуси”, “Коршун”.

1

 

1

8

Ознакомление с русскими народными играми, применяемые в помещении. Русские народные игры “Золотые ворота”, и “Коршун”

1

 

1

9-10

Игры с бегом “Кенгуру”, “Птицелов”

2

 

2

11

Игры Сибирячка “Скрытый колокольчик”.

1

 

1

12

Игры Сибирячка “Заря”.

1

 

1

13

Игры Сибирячка “Земля- воздух- вода”, “Колобок”.

1

 

1

14

Игры с мячом “Мяч среднему”, “Попади в мяч”

1

 

1

15

Игры Сибирячка “Молчанка”, “Черного белого не брать, да и нет не говорить”

1

 

1

16

Игры с мячом “Метко в цель”

1

 

1

17-18

Игры с мячом “Гонка мячей по шеренгам”, “Гонка мячей по кругу”

2

 

2

19

Игры с мячом “Выйграй время дальними бросками”

1

 

1

20

Игры с мячом “Пятнашки с мячом”.

1

 

1

21

Игры Сибирячка “Ручеёк”.

1

 

1

22

Традиции и обычаи русского народа. Русская народная игра “Пчелки и ласточки”.

1

 

1

23

Современные традиции, пришедшие к нам от предков. Русская народная игра “Змейка”.

1

 

1

24

Культурные традиции как связь поколений. Игры Сибирячка “Чив, чив, воробей”.

1

 

1

25

Игры Сибирячка “Чехарда”.

1

 

1

26-27

Игры с прыжками “Прыжки по кочкам”, “Прыгающие воробушки”.

2

 

2

28-29

Игры с прыжками “Зайцы и морковь”, “Пустое место”.

2

 

2

30-31

Игры с прыжками “Лягушата и цапля”, “Котлы”.

2

 

2

32-33

Как самостоятельно организовать проведение игр. Игры с прыжками “Удочка”.

2

 

2

34

Игры Сибирячка “Ручейки и озера”, “Челнок”. Русская народная игра “Шарильщик”.

1

 

1

35

Элементы русских народных танцев. Русские народные игры “Петушиный бой”, “Угадай, чей голосок?”. Игры Сибирячка “Кузовок Сибирячка”.

1

 

1

36-37

Игры, развивающие метательные способности “Салки с мячом”.

2

 

2

38-39

Игры, развивающие метательные способности “Пушки и мортиры”.

2

 

2

40-41

Игры, развивающие метательные способности“Рикошет”.

2

 

2

42

Игры для развития боксерских навыков “Салки”.

1

 

1

43

Игры для развития боксерских навыков “Увернись от мяча”.

1

 

1

44-45

Игры с элементами футбола “Салки с футбольным мячом”.

2

 

2

46

Игры с элементами футбола “Ногой и головой через сетку”.

1

 

1

47-48

Игры с элементами футбола “Слепой футболист”, “Скользкая цель”.

2

 

2

49

Игры с элементами футбола” Меткий футболист”.

1

 

1

50

Игры Сибирячка”Там, где вода поколено”.

1

 

1

51

Игры Сибирячка “Полярная сова и евражка”, “Пробей стенку”.

1

 

1

52

Народные игры как средство физической культуры. “Цепи- кованы”, “Ловишки”

1

 

1

53

Игры – аттракционы “Слепой футболист”, “Скользкая цель”.

1

 

1

54

Игры – аттракционы “Рапиристы”. Игры Сибирячка “Охотник”.

1

 

1

55-56

Игры – аттракционы “Быстрые пальцы”.

2

 

2

57-58

Игры – аттракционы “Извилистой тропой”.

2

 

2

59

История изучаемых народных игр. Русская народная игра “Подмигиши”.

1

 

1

60

Игры Сибирячка “Каравай”, “Найди флажки”.

1

 

1

61-62

Ознакомление с традициями и обычаями русского народа, характерно для этого времени года. Зимние забавы и развлечения. “Снежки”, катание с горки на санках.

2

 

2

63

Применение игр, забав и развлечений зимой. Элементы русских игр единоборств: забавы и развлечения, “Царь горы”.

1

 

1

64

Зимние игры “Эстафета без палок”, “Снежная крепость”.

1

 

1

65

Зимние игры “Ловкие”, “Бобслей на снегу”.

1

 

1

66

Игры Сибирячка “Льдинка, ветер и мороз”.

1

 

1

67

Зимние игры “Соревнование с флажками”.

1

 

1

68

Зимние игры “Игры парами”.

1

 

1

69

Игры на санках “Дружные шеренги”.

1

 

1

70

Игры на санках “С горки на санках”, “Снежки”.

1

 

1

71

Зимние игры “Попади снежком в цель”.

1

 

1

72

Зимние игры “Быстрый лыжник”, “Солнышко”, “Цепи- кованы”.

1

 

1

73

Зимние игры “Лисенок- медвежонок”.

1

 

1

74

Игры Сибирячка “В змейку”.

1

 

1

75

Игры Сибирячка “Удочка”.

1

 

1

76

Игры с короткой скакалкой “Зеркало”.

1

 

1

77

Игры с короткой скакалкой “Алфавит”.

1

 

1

78

Игры с короткой скакалкой “Забегалы”.

1

 

1

79

Игры с короткой скакалкой “Люлька”.

1

 

1

80

Русская народна игра “Медведи и пчелы”.

1

 

1

81

Общеразвивающие игры “Ловля обезьян”.

1

 

1

82

Общеразвивающие игры “Эстафеты зверей”.

1

 

1

83

Общеразвивающие игры “Дед мороз”.

1

 

1

84

Общеразвивающие игры “Белые медведи”.

1

 

1

85-86

Общеразвивающие игры “Хвостики”.

2

 

2

87-88

Общеразвивающие игры “Бег сороконожек”.

2

 

2

89

Игры Сибирячка “ Космонавты”.

1

 

1

90

Игры Сибирячка “Заяц- месяц”, “Ежик и мыши”.

1

 

1

91

Игры с пластмассовой тарелочкой “Лети тарелочка”.

1

 

1

92

Игры с пластмассовой тарелочкой “Треугольник”.

1

 

1

93

Старинные народные игры. Ознакомление с русской народной игрой “Городки”.

1

 

1

94

Ознакомление с русской народной игрой “Бабки”.

1

 

1

95

Ознакомление с русской народной игрой “Русская лапта”.

1

 

1

96

Старинные народные игры “Дедушка- рожок”, “Платочек- летуночек”.

1

 

1

97

Старинные русские игры “Шишки, желуди, орехи” Игры Сибирячка “Филин -пташки”.

1

 

1

98

Игры Сибирячка “Гуси- лебеди”, “Ежик и мыши”, “Горелки”.

1

 

1

99

Ознакомление с русской народной игрой “Чехарда”.

1

 

1

100

Игры Сибирячка “Жар-птица”

1

 

1

101-102

Итоговое занятие

2

 

2

Знания и умения

К концу года обучения дети должны знать:

  • русские народные игры, подводящие к отдельным видам спорта;
  • о русских народных праздниках как о возможности сохранения традиций русского народа;
  • о взаимосвязи между русскими народными играми, эмоциональным состоянием и духовным развитием человека;
  • влияние русских народных игр на укрепление здоровья, осанку, повышение умственной и физической работоспособности, общую культуру школьника.

К концу года обучения дети должны уметь:

  • соблюдать правила поведения и безопасности игр в спортивном зале, в школе и на спортивной площадке;
  • оказание первой помощи при травмах;
  • соблюдать правила гигиены и самоконтроля.

См. приложение 1.

См. приложение 2.

См. приложение 3.

Литература

Литература для педагогов.

  1. Аникеев Н. Воспитание игрой. – Москва, 1987
  2. Газман О.С., Н.Е.Харитонова “В школу с игрой” Москва Просвещение 1991 год
  3. Елкина Н.В., Мариничева О.В. “Учим детей наблюдать и рассказывать” Ярославль “Академия развития” 1997 год
  4. Качашкин В.М. “Методика физического воспитания” “Просвещение” 1980 год
  5. Копилка игр Сибирячка. Иркутск. Редакция журнала “Сибирячок”.
  6. Кузнецова И.В. “Школа здоровья” Москва, 2003
  7. Матюшок М.Т. “Анатомия, физиология и гигиена младшего школьного возраста” Москва, 1994
  8. Минскин Е.М. “Игры и развлечения в группе продленного дня” Москва “Просвещение” 2002 год
  9. Монженко Е.Г. “Опыт работы по охране здоровья детей и подростков в образовательных школах” Иркутск, 2001
  10. Найминова “ Физкультура” Ростов-на-Дону “Феникс” 2001 год
  11. “Народное образование” №2 1995 год. “Экспериментальная программа кружка “Русские народные игры”
  12. Тубельская Т. “Детские праздники в семье” Москва, Сфера, 2000
  13. Шмаков С. Досуг школьника. Липецк, Ориус 1993
  14. С. Шмаков, К. Безбородов От игры к самоуправлению. Сборник игр-коррекций-1993.