Цель урока: Познакомить учащихся с понятием “камерная музыка”.
Задачи урока:
- Систематизация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся на основе восприятия музыки композиторов разных направлений.
- Развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке, аргументировать свое мнение.
- Формирование умений и навыков выразительного исполнения песни.
Оборудование: магнитофон, фортепиано, портреты Э.Грига, М.И. Глинки, А.П.Керн, репродукция картины Робера Турньера “Камерное трио эпохи Барокко”.
Музыкальный материал:
- “Утро” Э.Григ.
- “Органная фуга” (соль минор) И.С.Бах.
- “Соната для виолончели и фортепиано” (1 часть) Э.Григ.
- “Я помню чудное мгновенье” муз. М.И.Глинки, сл. А.С.Пушкина.
- “Давайте восклицать” сл. и муз. Б.Окуджавы.
Ход урока
Музыка на вход: “Утро” Э.Григ
Вступление.
– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, и сегодня этот урок мне хотелось бы начать со стихотворения Мандельштама.
И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме,
И Гете, свищущий на вьющейся тропе,
И Гамлет, мысливший пугливыми шагами,
Считали пульс толпы и верили толпе.
Быть может, прежде губ уже родился шепот
И в бездревестности кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
До опыта приобрели черты.
– Опираясь на это стихотворение, подумайте, в какое время мы сейчас отправимся? (высказывания детей)
Основная часть.
Да, действительно. Представим себе, что мы живем не в XI веке, а в XVII , и не в России, а например, в Германии. Мы не знаем еще ни о Моцарте, ни о Бетховене, понятия не имеем о том, кто такие Глинка и Чайковский, в жизни не слышали симфонического оркестра. Ничего этого еще и в помине нет.
Но мы с вами очень любим музыку. Мы бы с удовольствием пошли бы на концерт, но их еще почти не бывает. Во всяком случае, таких, на которые может пойти каждый, кто хочет. Правда, те, кто любит слушать звучание хора и органа, могут пойти в церковь. Под ее высокими сводами звучит великолепная профессиональная музыка.
Звучит “Органная фуга” (соль-минор) И.С.Баха
–Кто мог написать эту музыку?
– Может ли И.С.Бах исполнить это произведение дома?
– Почему?
Вот у него дома мы, наверное, можем послушать не церковную и не придворную музыку, т.к. нет органа и хора. Здесь звучит предок рояля – клавесин, играют на скрипке и флейте, поют песни.
Такие музыкальные вечера бывают не только в домах музыкантов, а всюду, где любят музыку. Конечно, музыка на таких вечерах исполняется самая разная: и самая простая – развлекательная, танцевальная и любительские несложные импровизации, и серьезные, глубокие произведения, написанные замечательными композиторами.
Музыканты, собравшись вместе в большой комнате, играли на скрипках, виолончелях, флейтах и клавесинах. Это были настоящие домашние концерты, на которые приглашали знакомых. От этих домашних концертов и произошло выражение “камерная музыка” (camere в переводе означает “комната”).
Камерная музыка бывает инструментальной и вокальной. Это сочинения, написанные для небольшого числа исполнителей – для музыкального ансамбля. Такие музыкальные группы в зависимости от числа участников называются по-разному: дуэт – в нем два исполнителя, трио – три исполнителя, квартет – четыре исполнителя, квинтет – пять исполнителей, и т.д. Но в камерной музыке не может быть более десяти исполнителей – инструменталистов или певцов.
И вот сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением норвежского композитора Эдварда Грига, которое превосходит некоторые симфонические сочинения. Имя этого композитора вам хорошо знакомо. Его произведение звучало на вход.
– Назовите произведение, которое звучало на вход?
– Какие еще произведения этого композитора мы слушали на наших уроках?
В 1883 году Григ закончил виолончельную сонату, которую посвятил талантливому виолончелисту, артисту и верному другу по работе – брату Иону. Это не только одно из лучших произведений великого норвежца, но и одно из самых значительных произведений камерной музыки конца XIX века.
Прочитать стихотворение Н, Гумилева.
Кричит победно морская птица
Над вольною зыбью волны фиорда,
К каким пределам она стремится?
О чем ликует она так гордо?
Холодный ветер, седая сага
Так властно смотрят из звонкой песни,
И в лунной грезе морская влага
Еще прозрачней, еще чудесней.
Родятся замки из грезы лунной,
В высоких замках тоскуют девы,
Златые арфы так многострунны,
И так маняще звучат напевы.
Но дальше песня меня уносит,
Я всей вселенной увижу звенья,
Мое стремленье иного просит,
Иных жемчужин, иных каменьев.
Я вижу праздник веселый, шумный,
В густых дубравах ликует эхо,
И ты проходишь мечтой бездумной,
Звеня восторгом, пылая смехом.
А на высотах, столь совершенных,
Где чистых лилий сверкают слезы ,
Я вижу страстных среди блаженных,
На горном снеге алеют розы.
И где-то светит мне образ бледный,
Всегда печальный, почти безмолвный.
…Но только чайка кричит победно
И гордо плещут седые волны.
М.Горький в своей повести “В людях” рассказывает, какое мощное воздействие оказал на него звук виолончели, когда он услышал ее впервые:
“Из квадратной форточки окна вместе с теплым паром струился на улицу необыкновенный звук, точно кто-то очень сильный и добрый пел, закрыв рот, слов не слышно было, но песня показалась мне удивительно знакомой и понятной… Я сел на тумбу, сообразив, что играют на какой-то скрипке, чудесной мощности и невыносимой – потому что слышать ее было почти больно.
Слушание: “Соната для виолончели и фортепиано” 1 часть Э.Григ (анализ прослушанного произведения)
– Сколько тем вы услышали?
– Какие инструменты исполняли эти темы?
– Темы по движению одинаковые или разные?
– Какая тема ведет “солирующую” партию, а какая “аккомпанирующую”?
Темы все время звучат на равных правах, соревнуясь друг с другом, то меняясь ролями, то сливаясь в едином потоке. Это сочетание разных, но равноправных инструментов является основой камерной музыки.
Но камерная музыка бывает не только инструментальной, но и вокальной.
У меня в руках томик стихов А.С. Пушкина. И вот одно из самых известных его произведений:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты…
Прочесть его, оказывается, довольно трудно. В ушах сразу начинает звучать чудесная музыка М.И.Глинки, и стихи эти хочется петь.
Слушание: “Я помню чудное мгновенье” муз. М.И.Глинки, сл. А.С.Пушкина.
Кажется, что музыка и слова создавались одновременно и даже одним и тем же человеком, – настолько неразрывно они связаны друг с другом. А между тем слова и музыка написаны в разное время, разными людьми и даже посвящены двум разным женщинам. Стихотворение посвящено Анне Петровне Керн, а музыка, много лет спустя, – ее взрослой дочери Екатерине.
Это совершенное творение двух гениальных художников часто называют “жемчужиной русского романса”
– Что же такое романс?
Романс – это музыкальное произведение, написанное для одного голова с каким-нибудь инструментальным сопровождением. В романсе музыка сложнее, чем в песне. И мелодия, и аккомпанемент не только передают общее настроение, общее содержание текста, но как бы развивают, углубляют его. Музыка словно прислушивается к каждой фразе, чутко откликается на все, что в ней говорится, и все время меняется.
В романсе удивительно гармонично соединяются поэзия и музыка:
Слова и звуки, звуки и слова,
В них жизни, полной жизни выраженье.
Е Растопчина.
Сегодняшний урок я предлагаю завершить исполнением песни Булата Окуджавы “Давайте восклицать”.
Исполнение песни “Давайте восклицать” сл. и муз. Б.Окуджавы
Итог урока.
Сегодня на уроке мы познакомились с новым музыкальным понятием “камерная музыка”
– Почему музыку называют “камерной”?
– Кто может исполнять камерную музыку?
– Какие произведения мы прослушали на сегодняшнем уроке?
– Что такое романс?
– Скажите, а что в жизни человека должно быть, на ваш взгляд, гармоничным?
(Душа и тело; мысли и поступки; внутренний мир человека и окружающий его мир).
Вот тогда-то на земле будет рай, о котором люди издавна мечтали и мечтают сейчас. К сожалению, мы еще так далеки от этого идеала, но я знаю точно, что искусство, пусть ненадолго, способно окунуть человека в гармонию мира.
Прислушайтесь к своим сердцам. Они сейчас на волне красоты и доброты. Несите это в наш мир. И он станет лучше.