Системы счисления. Урок обобщения и систематизации знаний

Разделы: Информатика


Цель урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Системы счисления”, в том числе с использованием нестандартных и творческих заданий.

Задачи урока:

образовательные:

  • выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по теме “Системы счисления”;
  • продолжение формирования навыков по переводу чисел из одной системы счисления в другую;
  • продолжение формирования навыков по выполнению арифметических операций в различных системах счисления;
  • стимулирование интереса к изучаемой теме через решение нестандартных задач;

развивающие:

  • развитие познавательного интереса, логического мышления и внимания учащихся;
  • развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
  • развитие коммуникационной компетентности у учащихся;

воспитательные:

  • повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
  • формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
  • воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу;
  • воспитание чувства коллективизма, умения работать в группе, уважительного отношения к мнению другого, достойного восприятия критики в свой адрес;
  • создать условия для реальной самооценки учащихся;
  • формирование навыков самоорганизации и инициативы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический, интеркативный; индивидуальная работа – блиц-опрос, разгадывание кроссворда, решение задач; групповая работа (работа в команде), работа на компьютере – решение творческих задач; игровые технологии – игра “Брейн-ринг”; здоровьесберегющие технологии – физкультминутки.

Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения теоретического материала по теме “Системы счисления”.

Требования к знаниям учащихся: Учащиеся должны знать:

  • понятия “система счисления”, “позиционная система счисления”, “алфавит системы счисления”, “основание системы счисления”, “базис позиционной системы счисления”;
  • классификацию систем счисления;
  • правила перевода из одной системы счисления в другую;
  • правила выполнения арифметических операций в позиционных системах счисления.

Учащиеся должны уметь:

  • переводить числа из одной системы счисления в другую;
  • выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления;
  • выполнять вычисления в позиционных системах счисления с использованием программы “Калькулятор”.

Система оценивания знаний учащихся: рейтинговая.

Оценка “5” выставляется, если в ходе урока ученик набирает суммарно 25 – 29 баллов;

оценка “4” — 19 – 24 балла;

оценка “3” — 12 – 18 баллов;

оценка “2” — менее 12 баллов.

Возраст учащихся: 10 класс (профильный уровень изучения информатики и ИКТ)

Общее время: 80 минут.

Место проведения урока: кабинет информатики.

Оснащение урока: программа презентаций Microsoft PowerPoint, программа Microsoft Excel, компьютеры с установленной на них программой Microsoft PowerPoint, компьютерная презентация “Системы счисления. Урок обобщения и систематизации знаний” (Презентация1), компьютерная презентация “Брейн-ринг” (Презентация2), программа “Инженерный калькулятор”, мультимедийный проектор, экран, колонки, дидактический раздаточный материал (Приложение1), электронная таблица подсчета результатов (Приложение2) , алфавит русского языка (Рисунок1), жетоны (Приложение3), материал для проверки работы учащихся (Приложение6) .

План урока

  1. Оргмомент – 1 мин.
  2. Вводное слово – 2 мин.
  3. Систематизация и актуализация теоретических знаний – 15 мин.
  4. Физкультминутка “Египет” – 2 мин.
  5. Решение задач – 20 мин.
  6. Игра “Брейн-ринг” – 25 мин.
  7. Физкультминутка “Египет” – 2 мин.
  8. Рефлексия – 6 мин.
  9. Заключение – 5 мин.
  10. Задание на дом – 2 мин.

Подготовительный этап

Учащиеся делятся на несколько команд по 3-4 человека. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название, связанное с изучаемой темой. Команда должна подготовить табличку на свой рабочий стол (на табличке нужно указать название команды и ее эмблему). Капитан команды подает учителю список членов его команды.

Один из учащихся (по усмотрению учителя) выбирается помощником учителя. Помощник учителя заполняет электронную таблицу подсчета результатов, сообщает набранное командой количество баллов, сумму баллов по итогам выполнения командами всех заданий и название победившей команды. При выполнении индивидуальных заданий помощник учителя раздает жетоны правильно ответившим ученикам и подводит итоги индивидуального первенства на основе расчетов в электронной таблице.

Учитель должен заранее подготовить листы бумаги с указанным на них вариантом для выполнения индивидуальных заданий учащимися.

Учитель заранее загружает на компьютеры учащихся презентацию “Брейн-ринг”. Каждый компьютер, за которым будут работать ученики должен быть оснащен колонками. В презентации “Брейн-ринг” на каждом компьютере, где работают ученики, учитель должен настроить для управляющей кнопки “Звук” - установить различные звуки для обозначения ответившей команды. Учащиеся рассаживаются в классе за круглым столом по командам.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся, беседа с дежурным. Отметка отсутствующих на уроке учащихся.

2. Вводное слово. Постановка целей урока и мотивация. Сегодня у нас заключительный урок по теме “Системы счисления” (Презентация1.ppt, слайд 1). Мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по данный теме. Ваша задача показать теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел и выполнения арифметических действий в различных системах счисления. Сегодня на уроке вам предстоит также оценить свои знания, насколько они полны и достаточны. Подготовиться к изучению дальнейших тем. Сейчас вы видите план в соответствии, с которым нам предстоит сегодня работать. (слайд 2)

3. Систематизация и актуализация теоретических знаний. Все задания данного этапа урока выполняются каждым учащимся индивидуально. Каждый правильный ответ оценивается 1-м баллом и жетоном.

Задание 1. Блиц-опрос (слайд 3)

  1. Система счисления – это … (слайд 4)

а) совокупность цифр 0, …, 9, A, B, C, D, E, F;

б) совокупность цифр 0, …, 7;

в) способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами;

г) последовательность цифр 0, 1.

2. В позиционной системе счисления …(слайд 5)

а) интерпретация цифры в записи числа зависит от ее позиции;

б) интерпретация цифры в записи числа зависит от значения знака в старшем разряде;

в) интерпретация цифры в записи числа зависит от значения числа;

г) интерпретация цифры в записи числа не зависит от ее позиции.

3. К позиционным системам счисления относятся …(слайд 6)

а) двоичная система счисления {0, 1};

б) десятичная система счисления {0, …, 9};

в) восьмеричная система счисления {0, …, 7};

г) римская система счисления {I, …, M};

д) шестнадцатеричная система счисления {0, …, F}.

4. В ЭВМ используется …(слайд 7)

а) римская система счисления {I, …, M};

б) восьмеричная система счисления {0, …, 7};

в) двоичная система счисления {0, 1};

г) шестнадцатеричная система счисления {0, …, F}.

5. К достоинствам двоичной системы счисления можно отнести …(слайд 8)

а) экономию памяти компьютера;

б) компактность двоичной системы счисления;

в) наглядность и понятность записи чисел в двоичной системе счисления;

г) простоту совершаемых операций и возможность автоматической обработки информации с использованием двух состояний элементов компьютера “включено”, “выключено” и операции “сдвиг”.

Задание 2. Кроссворд “Системы счисления. Основные понятия” ( слайды 9-14)

По горизонтали:

  1. Название системы счисления, в которой вклад каждой цифры в величину числа зависит от ее положения в последовательности цифр, изображающей число.
  2. Последовательность чисел, каждое из которых задает значение цифры “по месту” или “вес” каждого разряда.
  3. Символы, при помощи которых записывается число.

По вертикали:

  1. Знаменатель геометрической прогрессии, члены которой образуют базис позиционной системы счисления.
  2. Совокупность различных цифр, используемых в позиционной системе счисления для записи чисел.

Задание 3. Римская головоломка (слайд 15)

Представьте, (слайд 16) что с помощью спичек выложены примеры с римскими цифрами. Эти примеры решены неверно. Перенесите только по одной спичке, чтобы решение стало правильным (слайд 17)

VII - V = XI

IX - V = VI

VI - IX = III

VII - III = IX

4. Физкультминутка “Египет”. Сейчас необходимо расслабиться, успокоится, снять напряжение. Следите взглядом за объектами, появляющимися или движущимися по экрану ( слайд 18-19)

5. Решение задач. (Приложение1) Учащиеся выполняют задания индивидуально, самостоятельно выбирая уровень сложности, не используя при этом компьютер.

Задание 4. Перевод чисел

Задания на 2 балла.

1. а) Укажите, как представлено число 7810 в двоичной системе счисления.

б) Укажите, как представлено число E316 в десятичной системе счисления.

2. а) Укажите, как представлено число 22510 в восьмеричной системе счисления.

б) Укажите, как представлено число 100112 в десятичной системе счисления.

3. а) Укажите, как представлено число 54310 в шестнадцатеричной системе счисления.

б) Укажите, как представлено число 1718 в десятичной системе счисления.

4. а) Укажите, как представлено число 12510 в двоичной системе счисления.

б) Укажите, как представлено число 7D16 в десятичной системе счисления.

5. а) Укажите, как представлено число 18310 в восьмеричной системе счисления.

б) Укажите, как представлено число 110112 в десятичной системе счисления.

Задания на 4 балла.

1. а) Укажите количество значащих нулей в двоичной записи десятичного числа 126.

б) Вставьте вместо многоточия знак отношений 5F16 … 1378 .

2. а) Укажите количество значащих нулей в восьмеричной записи шестнадцатеричного числа ABC.

б) Вставьте вместо многоточия знак отношений 11112 … 1018 .

3. а) Укажите, сколько латинских букв, соответствующих цифрам шестнадцатеричной системы,

присутствует в шестнадцатеричной записи восьмеричного числа 517.

б) Вставьте вместо многоточия знак отношений 6С16 … 1010012 .

4. а) Укажите количество значащих нулей в двоичной записи шестнадцатеричного числа 1A.

б) Вставьте вместо многоточия знак отношений 2B16 ... 1010112 .

5. а) В какой записи чисел есть ошибка 53618, 01234, 16C14, 7617 .

б) Вставьте вместо многоточия знак отношений 1010102 … 5316 .

Задания на 6 баллов.

1. Расположите числа, записанные в разных системах счисления в порядке убывания

1001012, 13016, 3А16, 3510, 368 .

2. Какое из чисел является 1100112, 1114, 358, 1В16 является наибольшим?

3. Какое наибольшее десятичное число можно записать тремя цифрами в двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной системах счисления?

4. Существует ли треугольник, длины сторон которого выражаются числами 128, 1116 и 110112?

5. Даны числа в различных системах счисления: a = 1000012, b = 418, c = 2116. Какое соотношение справедливо для этих чисел?

Задание 5. Арифметика

Задания на 2 балла.

  1. а) Сложите числа: 10111012 и 11101112 .

б) Вычтите числа: 1112 из 101002 .

в) Перемножьте числа: 1011012 и 1012 .

2. а) Сложите числа: 10111012 и 1010112 .

б) Вычтите числа: 10112 из 100012 .

в) Перемножьте числа: 111012 и 1012 .

3. а) Сложите числа: 1011112 и 11112 .

б) Вычтите числа: 11112 из 100102 .

в) Перемножьте числа: 101112 и 1112 .

4. а) Сложите числа: 1011112 и 1112 .

б) Вычтите числа: 100012 из 1110112 .

в) Перемножьте числа: 1012 и 11112 .

5. а) Сложите числа: 100012 и 1110112 .

б) Вычтите числа: 1001012 из 1010112 .

в) Перемножьте числа: 111012 и 10112 .

Задания на 4 балла.

1. а) Сложите числа: 378 и 758, А16 и F16.

б) Вычтите числа: 158 из 208, 1А16 из 3116.

в) Перемножьте числа: 11101012 и 10110112 .

2. а) Сложите числа: 1558 и 478, 1916 и С16.

б) Вычтите числа: 478 из 1028, F9E16 из 2A3016.

в) Перемножьте числа: 10101012 и 10100112 .

3. а) Сложите числа: 758 и 1468, AB16 и EF16.

б) Вычтите числа: 568 из 1018, D116 из B9216.

в) Перемножьте числа: 10101112 и 11100112 .

4. а) Сложите числа: 6178 и 748, E916 и F16.

б) Вычтите числа: 1658 из 3018, ABC16 из 567816.

в) Перемножьте числа: 10111112 и 11001012 .

5. а) Сложите числа: 678 и 4318, AC16 и 2516.

б) Вычтите числа: 6258 из 7128, A116 из 59816.

в) Перемножьте числа: 11101102 и 11001112 .

Задания на 6 баллов.

1. а) Вычислите сумму чисел А, В и С, представив результат в двоичной системе счисления.

А = 2110 , В = 538, С = 1Е 16.

б) В компании работает 1000р работников, где р – основание некоторой системы счисления. Из них 120р мужчин и 110р женщин. В какой системе счисления учитывали количество работников?

2. а) Вычислите сумму чисел А, В и С, представив результат в десятичной системе счисления.

А = 1011012 , В = 658, С = DA 16.

б) В компьютерной лаборатории 100k компьютеров, из них 33k – Pentium 4, 22k – Pentium III, 16k – AMD и 17k – Mac, где k – основание некоторой системы счисления. В какой системе счисления учитывали компьютеры?

3. а) Вычислите сумму чисел А, В и С, представив результат в восьмеричной системе счисления.

А = 4510 , В = 110012, С = 2В16.

б) В областной олимпиаде по информатике участвовало 100q учеников, где q – основание некоторой системы счисления. Из них 54q девочек и 13q мальчиков. В какой системе счисления велся счет учеников?

4. а) Вычислите сумму чисел А, В и С, представив результат в шестнадцатеричной системе счисления. А = 3710 , В = 1101002, С = 1008.

б) В саду 100m деревьев, где m – основание некоторой системы счисления. Из них 33m яблони , 22m груши, 16 m слив и 5 m вишен. В какой системе счисления подсчитаны деревья?

5. а) Вычислите сумму чисел А, В и С, представив результат в двоичной системе счисления.

А = 3810 , В = 708, С = 1С 16.

б) В группе обучаются 200х студентов, где х – основание некоторой системы счисления. Из них 33х юноши и 101х девушки. В какой системе счисления велся счет студентов?

6. Игра “Брейн-ринг” (слайд20-32, 35-41)

Учащиеся по командам занимают места за компьютерами. На каждом компьютере должна быть загружена презентация “Брейн-ринг” (Презентация2.ppt) .

Правила игры: команды игроков одновременно отвечают вопросы, причем правильно ответившая первой команда лишает соперника возможности ответить на этот же вопрос. Если ответ неполный, то команда может дополнить ответ своего участника. За правильный и полный ответ команда получает баллы. Если ответ неверный, то право ответа переходит к другой команде. Неполный ответ может дополнить другая команда, и тогда призовые баллы делятся между этими командами. Ответ можно давать только после звукового сигнала, который подает команда, нажав на управляющую кнопку “Звук” в презентации. Выкрики с места не засчитываются. Для выполнения расчетов можно использовать программу “Инженерный калькулятор”. Задание А оценивается 2-мя баллами, задание В – 4 –мя баллами, неполный ответ – 1-м баллом. Полученные командой баллы помощник учителя заносит в электронную таблицу подсчета результатов.

7. Физкультминутка Египет. Ребята, вы немного устали. Давайте расслабимся. Следите взглядом за объектами, появляющимися или движущимися по экрану ( слайд 33-34)

8. Рефлексия. Вопросы для рефлексии:

  1. Каковы твои результаты?
  2. Какие задания понравились больше всего?
  3. Какие задания вызвали трудности, как ты справился?
  4. Над чем ещё надо поработать?
  5. Готов ли ты к контрольной работе?
  6. Определи в процентах степень своей готовности к контрольной работе.
  7. Своей работой на уроке я:
  • доволен;
  • не совсем доволен;
  • я не доволен, потому что ...

9. Заключение. Помощник учителя объявляет сумму баллов, набранную каждой командой в ходе выполнения заданий, а также название победившей команды.

Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме “Системы счисления”. За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).

Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!

10. Задание на дом ( слайды 42 – 45)

1. § 2.7; 2.8

2. Решите задачи:

  • Замените звездочки единицами и нулями таким образом, чтобы после преобразования полученных двоичных чисел в десятичные сумма равнялась (Ученик для решения выбирает один вариант задачи – либо под а, либо под б):

а) по горизонтали 34, по вертикали 40 б) по горизонтали 30, по вертикали 33

  • Каждое указанное в криптограмме число, переведенное в десятичную систему счисления, - это порядковый номер буквы в алфавите. Решением задачи должно стать крылатое выражение из басни И. А. Крылова “Мышь и Крыса”.

238

10102

158

16

305

1102

203

148

1016

328

11002

128

10012

112

68

1018

2116

178

616

101002

3. Творческие задания (Творческие задания ученики выполняют по желанию. Количество выполняемых заданий также определяется самим учеником):

  • Придумайте свой вариант рисунка на координатной плоскости и составьте для него таблицу координат, представленных в различных системах счисления.
  • Закодируйте любое крылатое выражение, используя представление номеров букв русского алфавита в различных системах счисления.

Литература

  1. Гафиуллина О. Н. Практическое изучение методики внеклассной работы по информатике. // Информатика и образование. 2007. № 5.
  2. Гусева И. Ю. Информатика. Раздаточный материал тренировочных тестов / И. Ю. Гусева. — СПб.: Тригон, 2008.
  3. Гусева И. Ю. Информатика. Раздаточный материал тренировочных тестов / И. Ю. Гусева. — СПб.: Тригон, 2009.
  4. ЕГЭ 2008. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авт.- сост. П. А. Якушкин, С. С. Крылов. — М.: Эксмо, 2008.
  5. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 512 с.: ил.
  6. Крылова С. С., Лещинер В. Р., Якушкин П. А. Единый Государственный Экзамен 2007. Информатика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Под редакцией В. Р. Лещинера / ФИПИ – М.: “Интеллект-Центр”, 2007.
  7. Репетиторы Кирилла и Мефодия 2007. Информатика. - “Кирилл и Мефодий”, 2007.
  8. Самсонова Ю. В. Индивидуально ориентированное обучение на уроках информатики. // Информатика и образование. 2008. № 7.
  9. Сафронов И. К. Готовимся к ЕГЭ. Информатика. — СПб.: БХВ-Петербург, 2007.
  10. Степанова Р. А. Итоговый урок по теме “Системы счисления”. // Информатика и образование. 2005. № 3.
  11. Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.:БИНОМ, 2002.
  12. Харламова Ю. В. Системы счисления в школьном курсе информатике. // Информатика и образование. 2004. № 2,3.

Прослушайте приложение 4.

Приложение 5.