Нравственное воспитание и самостоятельность детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


В дошкольном возрасте закладываются основы формирования личности ребенка, им усваиваются наиболее доступные правила и нормы поведения, у него образуются нравственные привычки, складываются первые взаимоотношения с окружающими взрослыми и сверстниками.

Нравственное воспитание человека – процесс постепенный, длительный. Ребенок младшего дошкольного возраста может усвоить и выполнить наиболее простые, доступные его пониманию нравственные требования, как-то: доброжелательно относиться к окружающим людям, приучаться в меру своих возможностей к самостоятельности в быту, в игре.

Постепенно в процессе общения со взрослыми, под руководством родителей, ребенок начинает понимать, какой поступок можно назвать хорошим, а какой – плохим.

Родители должны стремиться воспитывать у детей желание подражать хорошему и отрицательно относиться к плохому. Поощряя положительные и порицая дурные поступки окружающих, взрослые тем самым помогают ребенку осознать их и приобретенный опыт использовать в своем поведении (пример из жизни).

Уважение ко всем членам семьи, и особенно к старшим, для детей должно быть законом. Родителям нужно понимать, что нельзя даже в шутку позволять детям делать старшим замечания, вмешиваться в разговор. Необходимо научить детей согласовывать свои желания и действия с интересами других людей. Дети усвоившие это правило, ведут себя более спокойно, реже капризничают, приятны в общении. Они легче входят в любой новый коллектив, находят правильный тон во взаимоотношениях с окружающими, умеют считаться с общественным мнением, доброжелательно относятся к товарищам, стремятся прийти на помощь, оказать услугу.

Глубоко ошибаются родители, которые считают, что, пока ребенок маленький, ему можно все позволить: говорить “дай” любому незнакомому человеку, занимать лучшее место, хватать всегда самый лучший кусок, самое большое яблоко, самую красивую игрушку. Детей, привыкших к тому, что им все дозволено, трудно перевоспитывать, приобщать к нормам нравственного поведения.

Понятия “можно” и “нельзя” должны быть твердо усвоены детьми.

Однако злоупотребление всякого рода запретами может стать причиной непослушания детей. Взрослые должны быть гибкими в применении воспитательных средств. Если мать знает, что бесполезно что-то не разрешать, то лучше не запрещать это категорически, а чем-нибудь отвлечь его или дать возможность самому понять причину запрета.

Послушание ребенка во многом зависит от тех взаимоотношений, которые складываются между родителями и детьми. Деловой тон, требовательность к выполнению распоряжений старших, доступность и целесообразность этих распоряжений создают привычку с готовностью подчиняться родителям. В распоряжениях не должно слышаться раздраженных, повелительных ноток, но вместе с тем недопустим и заискивающий тон.

Главным условием послушания является согласованность тех указаний, которые получает ребенок от отца, матери и других членов семьи. Если же указания разноречивы, ребенок быстро ориентируется в степени обязательности их выполнения.

Приемы и методы воспитания различны. Поощрение хорошего поступка всегда положительно действует на поведение ребенка. Если ребенок поступил правильно, не надо бояться похвалить его. Не всегда целесообразно выражать поощрение прямо. Есть очень много оттенков поощрения. Иногда незначительный кивок, улыбка, одобряющий жест, прикосновение очень много значит для детей. Такой утонченный контакт порождает обоюдное взаимопонимание, углубляет его, углубляет чувство близости и любви.

Следует помнить, что дети не рождаются упрямыми и своевольными, а становятся в процессе неправильного воспитания, в результате ошибок и неблагоприятных условий, за которые в полной мере ответственны родители.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего детства.

Малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему требуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца и т.д.

Без создания этих условий ребенку трудно быть самостоятельным. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия (пример).

Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить пользоваться вилкой, если он еще не научился правильно есть ложкой.

В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать ее.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Положительная оценка порождает у детей интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть чему они научились, чему еще нужно научиться. Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми умениями.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Дети школьного возраста также должны быть примером для младших братьев и сестер.

Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.

Важно, чтобы с раннего детства ребенок усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т.е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.