Интегрированный урок русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель урока: формирование представлений учащихся об именах существительных и нарицательных.

Задачи урока:

1. Образовательные:

– активизировать полученные ранее знания учащихся о существительном;
– познакомить учеников с понятиями “собственное” и “нарицательное”;
– формировать умение написания имен существительных собственных и нарицательных.

2. Развивающие:

– развивать речь учащихся;
– развивать внимание учащихся;
– развивать практические навыки по определению имен существительных собственных и нарицательных.

3. Воспитательные:

– воспитывать речевую культуру;
– воспитывать любовь к малой родине.

Оборудование: рабочие листы с материалами к уроку, Памятка по теме: “Имена существительные собственные и нарицательные”, аудиозапись радиоспектакля “Приключения Незнайки” Н. Носова.

План.

Ход урока

1. Оргмомент. Психологический настрой на урок.

– Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

2. Мобилизующий этап урока. Формулировка темы и задач урока.

– Какую часть речи вы сейчас изучаете?

– Что такое существительное?

– А сегодня мы познакомимся с новыми понятиями: именами существительными собственными и нарицательными.

3. Оформление тетрадей.

Запишите в тетрадях дату и тему урока “Имена существительные собственные и нарицательные”

Объяснение нового материала.

1. Актуализация знаний. На доске записаны слова:

Стихи, Пушкин, Томь, река, Прокопьевск, Россия, город, страна.

– Что общего в записанных словах? К какой части речи относятся данные слова?

– Чем они отличаются? Распределите слова в два столбика и запишите их в тетради.

(Выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой).

– По какому принципу вы распределяли данные слова?

– Давайте дополним каждую колонку своими примерами. (2 ученика у доски)

2. Работа над новым материалом.

1. Введение понятия собственные и нарицательные имена существительные.

Слова, написанные в первой колонке, называют однородные предметы и являются именами нарицательными. Слова, записанные нами во втором столбике, называют единичные предметы и являются именами собственными.

– Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы?

Прописная буква.

(Веселые стихи)

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

– Какие важные дела у большой буквы? (Во время ответов детей на магнитной доске вывешиваются таблички с перечнем “важных дел” большой буквы) Добавить перечень из Памятки:

– имена, отчества, фамилии людей;
– географические названия;
– названия литературных произведений;
– названия исторических событий;
– названия картин, кинофильмов, спектаклей;
– названия предприятий;
– клички животных.

Памятка

– Вот такие важные дела у большой буквы. Все имена существительные можно разделить на две большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие с маленькой.

Итак, на какие две группы делятся имена существительные? Давайте обратимся к памятке и посмотрим, какие существительные относятся к собственным, какие – к нарицательным. Приведите примеры.

Прочитайте в Памятке о том, как называются такие существительные и что они обозначают.

– Какова особенность написания имен существительных собственных?

Закрепление изученного материала.

1. Лингвистическая разминка:

Каждый ряд получает задание, на листах написать следующее:

1 ряд: названия улиц города Прокопьевска;
2 ряд: нарицательные существительные;
3 ряд: географические названия (города, реки).

Проверка работ учащихся учителем (устно).

2. Выполнение упражнений:

  • Работа с текстом:

В 2011 году мы отметили юбилей нашего города Прокопьевска. История освоения нашего края уходит корнями в глубину веков. Деревня Монастырская впервые официально упомянута в атласе Ремизова в 1701 году, затем она переросла в село, названное в честь святого Прокопия. В 1923 году село с населением в 3600 человек было преобразовано в рабочий поселок. В 1931 году население посёлка составило 50 тысяч человек. И ему был присвоен статус города с названием “Прокопьевск”.

– Итак, из текста выпишите по 3 существительных собственных и нарицательных. Взаимопроверка. Найдите значение этих существительных по памятке.

– Все ли правильно выполнили это задание? У кого другие слова?

Физминутка.

– А сейчас, ребята, прошу вас встать. У нас необычная физминутка по сказке Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”. Все слова взяты из данного произведения.

Если вы услышите существительное нарицательное, которое надо писать с маленькой буквы, то наклонитесь вперед; услышав существительное собственное, которое надо писать с большой буквы, прогнитесь назад, подняв руки вверх.

Постарайтесь запомнить, сколько имён собственных и нарицательных я назову.

Незнайка, доктор, Пилюлькин, художник, Винтик, малыши, Пончик, Тюбик, ученый, Сиропчик, музыкант, собачка, Булька, Гусля.

– Сколько имен собственных было названо и сколько нарицательных? (8 собственных и 6 нарицательных).

  • Решение проблемной задачи:

На доске записаны слова:

Писатель – писатели Виктор Петрович Астафьев
Рассказ – рассказы Чумыш
Город – Кемерово
Имя –  

Вопросы и задания:

– Прочитайте две пары слов левого столбика. Как изменяются в нем слова? (По числам)

– К какой группе существительных относятся все слова левого столбика?

(К нарицательным существительным)

– Измените по числам остальные слова.

– Прочитайте слова правого столбика. Измените их по числам. Получается?

– К какой группе существительных относятся эти слова?

– Какой вывод можно сделать? ( Имена существительные собственные не изменяются по числам).

  • Работа с текстом №2.

Выберите нужную букву: заглавную или строчную.

1. (Т, т) ырган – гора ветров. 2) В (Ц, ц) ентральном районе города находится площадь (Ш, ш) ахтёров. 3) Жемчужиной (К, к)узбасса называют город горняков – (П, п)рокопьевск. 4) (В, в) ладимир (Ш, ш)ишкин – известный поэт города (П, п)рокопьевска.

  • Вам даны на карточках названия городов России. Ваша задача выбрать только города Кемеровской области:

Омск, Москва, Топки, Курск, Осинники, Анапа, Киселёвск, Междуреченск, Мыски, Мурманск

– Уберите карточки с названиями городов, не входящих в состав Кемеровской области.

  • Творческая работа. Составим коллективный адрес нашей школы по плану:
  1. Государство. (Россия)
  2. Город. (Прокопьевск)
  3. Область. (Кемеровская )
  4. Район. (Центральный)
  5. Улица. (Дружбы)
  6. Дом. (27)
  7. Школа.(№ 69)

Промежуточный контроль:

Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.

1. Имена существительные собственные называют:

а) однородные предметы
б) единичные предметы.

2.Нарицательные существительные пишутся:

а) с большой буквы
б) с маленькой буквы

3.В какой строке все слова написаны верно:

а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров

4.В какой строке допущена ошибка:

а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин

Взаимопроверка.

1.б 2. Б 3.б 4. А

Подведение итогов урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что для вас было легко, что трудно?

– Что показалось на уроке самым интересным?

Сообщение домашнего задания: Параграф 92, подготовить сообщение по теме: “Тайна моего имени”.

Выставление оценок с комментарием за урок.

Рабочий лист для учащихся с материалами к уроку по теме:

“Имена существительные собственные и нарицательные”

1. Прописная буква

(Веселые стихи)

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

2. Текст №1

В 2011 году мы отметили юбилей нашего города Прокопьевска. История освоения нашего края уходит корнями в глубину веков. Деревня Монастырская впервые официально упомянута в атласе Ремизова в 1701 году, затем она переросла в село, названное в честь святого Прокопия. В 1923 году село с населением в 3600 человек было преобразовано в рабочий поселок. В 1931 году население посёлка составило 50 тысяч человек. И ему был присвоен статус города с названием “Прокопьевск”.

– Из текста выпишите по 3 существительных собственных и нарицательных .

3. Текст №2.

Выберите нужную букву: заглавную или строчную.

(Т, т) ырган – гора ветров. 2) В (Ц, ц) ентральном районе города находится площадь (Ш, ш) ахтёров. 3) Жемчужиной (К, к)узбасса называют город горняков – (П, п)рокопьевск. 4) (В, в) ладимир (Ш, ш)ишкин – известный поэт города (П, п)рокопьевска.

4. Вам даны на карточках названия городов России. Ваша задача выбрать только города Кемеровской области:

Омск, Москва, Топки, Курск, Осинники, Анапа, Киселёвск, Междуреченск, Мыски, Мурманск

5. План нахождения школы.

  • Государство.
  • Город.
  • Область.
  • Район.
  • Улица .
  • Дом.
  • Школа №____.

6. Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.

1.Имена существительные собственные называют:

а) однородные предметы
б) единичные предметы.

2.Нарицательные существительные пишутся:

а) с большой буквы
б) с маленькой буквы

3.В какой строке все слова написаны верно:

а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров

4.В какой строке допущена ошибка:

а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин