Цель урока: формирование представлений учащихся об именах существительных и нарицательных.
Задачи урока:
1. Образовательные:
– активизировать полученные ранее знания учащихся о существительном;
– познакомить учеников с понятиями “собственное” и “нарицательное”;
– формировать умение написания имен существительных собственных и нарицательных.
2. Развивающие:
– развивать речь учащихся;
– развивать внимание учащихся;
– развивать практические навыки по определению имен существительных собственных и нарицательных.
3. Воспитательные:
– воспитывать речевую культуру;
– воспитывать любовь к малой родине.
Оборудование: рабочие листы с материалами к уроку, Памятка по теме: “Имена существительные собственные и нарицательные”, аудиозапись радиоспектакля “Приключения Незнайки” Н. Носова.
План.
Ход урока
1. Оргмомент. Психологический настрой на урок.
– Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.
2. Мобилизующий этап урока. Формулировка темы и задач урока.
– Какую часть речи вы сейчас изучаете?
– Что такое существительное?
– А сегодня мы познакомимся с новыми понятиями: именами существительными собственными и нарицательными.
3. Оформление тетрадей.
Запишите в тетрадях дату и тему урока “Имена существительные собственные и нарицательные”
Объяснение нового материала.
1. Актуализация знаний. На доске записаны слова:
Стихи, Пушкин, Томь, река, Прокопьевск, Россия, город, страна.
– Что общего в записанных словах? К какой части речи относятся данные слова?
– Чем они отличаются? Распределите слова в два столбика и запишите их в тетради.
(Выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой).
– По какому принципу вы распределяли данные слова?
– Давайте дополним каждую колонку своими примерами. (2 ученика у доски)
2. Работа над новым материалом.
1. Введение понятия собственные и нарицательные имена существительные.
Слова, написанные в первой колонке, называют однородные предметы и являются именами нарицательными. Слова, записанные нами во втором столбике, называют единичные предметы и являются именами собственными.
– Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы?
Прописная буква.
(Веселые стихи)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
– Какие важные дела у большой буквы? (Во время ответов детей на магнитной доске вывешиваются таблички с перечнем “важных дел” большой буквы) Добавить перечень из Памятки:
– имена, отчества, фамилии людей;
– географические названия;
– названия литературных произведений;
– названия исторических событий;
– названия картин, кинофильмов, спектаклей;
– названия предприятий;
– клички животных.
Памятка
– Вот такие важные дела у большой буквы. Все имена существительные можно разделить на две большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие с маленькой.
Итак, на какие две группы делятся имена существительные? Давайте обратимся к памятке и посмотрим, какие существительные относятся к собственным, какие – к нарицательным. Приведите примеры.
Прочитайте в Памятке о том, как называются такие существительные и что они обозначают.
– Какова особенность написания имен существительных собственных?
Закрепление изученного материала.
1. Лингвистическая разминка:
Каждый ряд получает задание, на листах написать следующее:
1 ряд: названия улиц города Прокопьевска;
2 ряд: нарицательные существительные;
3 ряд: географические названия (города, реки).
Проверка работ учащихся учителем (устно).
2. Выполнение упражнений:
- Работа с текстом:
В 2011 году мы отметили юбилей нашего города Прокопьевска. История освоения нашего края уходит корнями в глубину веков. Деревня Монастырская впервые официально упомянута в атласе Ремизова в 1701 году, затем она переросла в село, названное в честь святого Прокопия. В 1923 году село с населением в 3600 человек было преобразовано в рабочий поселок. В 1931 году население посёлка составило 50 тысяч человек. И ему был присвоен статус города с названием “Прокопьевск”.
– Итак, из текста выпишите по 3 существительных собственных и нарицательных. Взаимопроверка. Найдите значение этих существительных по памятке.
– Все ли правильно выполнили это задание? У кого другие слова?
Физминутка.
– А сейчас, ребята, прошу вас встать. У нас необычная физминутка по сказке Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”. Все слова взяты из данного произведения.
Если вы услышите существительное нарицательное, которое надо писать с маленькой буквы, то наклонитесь вперед; услышав существительное собственное, которое надо писать с большой буквы, прогнитесь назад, подняв руки вверх.
Постарайтесь запомнить, сколько имён собственных и нарицательных я назову.
Незнайка, доктор, Пилюлькин, художник, Винтик, малыши, Пончик, Тюбик, ученый, Сиропчик, музыкант, собачка, Булька, Гусля.
– Сколько имен собственных было названо и сколько нарицательных? (8 собственных и 6 нарицательных).
- Решение проблемной задачи:
На доске записаны слова:
Писатель – писатели | Виктор Петрович Астафьев |
Рассказ – рассказы | Чумыш |
Город – | Кемерово |
Имя – |
Вопросы и задания:
– Прочитайте две пары слов левого столбика. Как изменяются в нем слова? (По числам)
– К какой группе существительных относятся все слова левого столбика?
(К нарицательным существительным)
– Измените по числам остальные слова.
– Прочитайте слова правого столбика. Измените их по числам. Получается?
– К какой группе существительных относятся эти слова?
– Какой вывод можно сделать? ( Имена существительные собственные не изменяются по числам).
- Работа с текстом №2.
Выберите нужную букву: заглавную или строчную.
1. (Т, т) ырган – гора ветров. 2) В (Ц, ц) ентральном районе города находится площадь (Ш, ш) ахтёров. 3) Жемчужиной (К, к)узбасса называют город горняков – (П, п)рокопьевск. 4) (В, в) ладимир (Ш, ш)ишкин – известный поэт города (П, п)рокопьевска.
- Вам даны на карточках названия городов России. Ваша задача выбрать только города Кемеровской области:
Омск, Москва, Топки, Курск, Осинники, Анапа, Киселёвск, Междуреченск, Мыски, Мурманск
– Уберите карточки с названиями городов, не входящих в состав Кемеровской области.
- Творческая работа. Составим коллективный адрес нашей школы по пла ну:
- Государство. (Россия)
- Город. (Прокопьевск)
- Область. (Кемеровская )
- Район. (Центральный)
- Улица. (Дружбы)
- Дом. (27)
- Школа.(№ 69)
Промежуточный контроль:
Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.
1. Имена существительные собственные называют:
а) однородные предметы
б) единичные предметы.
2.Нарицательные существительные пишутся:
а) с большой буквы
б) с маленькой буквы
3.В какой строке все слова написаны верно:
а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров
4.В какой строке допущена ошибка:
а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин
Взаимопроверка.
1.б 2. Б 3.б 4. А
Подведение итогов урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что для вас было легко, что трудно?
– Что показалось на уроке самым интересным?
Сообщение домашнего задания
: Параграф 92, подготовить сообщение по теме: “Тайна моего имени”.Выставление оценок с комментарием за урок.
Рабочий лист для учащихся с материалами к уроку по теме
:“Имена существительные собственные и нарицательные”
1. Прописная буква
(Веселые стихи)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
2. Текст №1
В 2011 году мы отметили юбилей нашего города Прокопьевска. История освоения нашего края уходит корнями в глубину веков. Деревня Монастырская впервые официально упомянута в атласе Ремизова в 1701 году, затем она переросла в село, названное в честь святого Прокопия. В 1923 году село с населением в 3600 человек было преобразовано в рабочий поселок. В 1931 году население посёлка составило 50 тысяч человек. И ему был присвоен статус города с названием “Прокопьевск”.
– Из текста выпишите по 3 существительных собственных и нарицательных .
3. Текст №2.
Выберите нужную букву: заглавную или строчную.
(Т, т) ырган – гора ветров. 2) В (Ц, ц) ентральном районе города находится площадь (Ш, ш) ахтёров. 3) Жемчужиной (К, к)узбасса называют город горняков – (П, п)рокопьевск. 4) (В, в) ладимир (Ш, ш)ишкин – известный поэт города (П, п)рокопьевска.
4. Вам даны на карточках названия городов России. Ваша задача выбрать только города Кемеровской области:
Омск, Москва, Топки, Курск, Осинники, Анапа, Киселёвск, Междуреченск, Мыски, Мурманск
5. План нахождения школы.
- Государство.
- Город.
- Область.
- Район.
- Улица .
- Дом.
- Школа №____.
6. Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.
1.Имена существительные собственные называют:
а) однородные предметы
б) единичные предметы.
2.Нарицательные существительные пишутся:
а) с большой буквы
б) с маленькой буквы
3.В какой строке все слова написаны верно:
а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров
4.В какой строке допущена ошибка:
а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин