Использование игровых технологий на уроках математики

Разделы: Математика


Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики — современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Как вариант возможно применение не всей игры в целом, а игровых приемов. Они могут занимать как весь урок, так и часть его. Проведение игрового урока не всегда возможно по разным причинам и не в последнюю очередь из-за малого количества учебных часов, отведённых на предмет, а элементы игры удобно использовать на практически любом уроке.

Целесообразность использования дидактических игр и игровых моментов на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у учащихся вырабатывается положительное отношение к учёбе.  

Памятка для учителя по использованию игровых технологий на уроках.

Уроки с использованием игровых технологий:

- способствуют яркому эмоциональному восприятию учебного материала;

- развивают творческие способности школьников и учителя;

- воспитывают веру ученика в собственные силы;

- учат школьника радоваться общению с педагогом и товарищами;

- формируют внимание и стремление к самостоятельной деятельности;

- заставляют взрослого и детей импровизировать;

- активизируют самостоятельную деятельность учащихся;

- учат школьников отстаивать свою точку зрения;

- создают психологический комфорт в классе;

- вызывают интерес у всех школьников.

Один из результатов моей работы – это сборник игр (приложение 1), составленный мной для применения их на уроках математике. В начале сборника предлагается памятка для учителей по использованию игровых технологий на уроке. Можно применять разные игровые формы на уроках: при изучении нового материала, для проверки и закрепления знаний, а также способствующие применению знаний на практике.

Игры, собранные в этой работе нельзя принимать как эталон. Многие из игр можно изменять в зависимости от учебного материала, класса, уровня подготовки. Например, игра “Мозаика” для 5-го класса по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей” может выглядеть так:

А для 6-го класса по теме “Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями”:

Учащимся 6-х классов были предложены анкеты, что позволило сделать вывод о наличии комфортной ситуации на уроках математики и об интересе к этому предмету для большинства учащихся, о предпочтении разных форм работы учащихся на уроке.

Положительный ответ в отношении комфортной ситуации дали 86% учащихся. На вопрос на выявление предпочтительных форм работы на уроке был получен такой результат:

1 – в традиционной форме (по дидактическим материалам, по карточкам)

2 – в виде тестов форме

3 – в игровой форме

4 – в соревновательной форме.

Похожий результат получается при анализе предпочтительных форм домашнего задания:

1 – в стандартной форме (номера из учебника)

2 – в виде теста

3 – в игровой, необычной форме

Также ответы на вопрос о работе на уроке одному, парой, группой или всем классом показали, что большинство из них предпочитают работать группами или всем классом:

1- самостоятельно

2 – парой с одноклассником

3 – группой

4 – вместе со всем классом.

На вопрос о том, в какой форме они предпочитают чтобы проводились уроки получен был ожидаемый результат:

1 – в обычной традиционной форме

2 – с элементами игры на уроке

3 – когда весь урок как игра.

Показательно и то, что детям нравится отвечать на вопросы учителя, следовательно, у них сформирован, по крайней мере, частично-поисковый уровень познавательной деятельности.

Особенно поразило, что на вопрос об “уроке, который учащимся запомнился больше всего”, многие ответили: “Лабиринт”. Эта игра проводилась у них больше года назад и была первой большой игрой, которую я провела у них. Настолько яркие впечатления у ребят остались от этого мероприятия!

Диагностика выявляет отношение к предмету. Учащимся были предложены анкеты с целью выявления отношения к математике. Вопрос: какие предметы тебе нравятся изучать, а какие не нравится? Математика заняла третье место в списке положительных ответов. Анкеты позволяют сделать вывод о наличии комфортной ситуации на уроках математики и об интересе к этому предмету, особенно учитывая, что для большинства это сложный предмет.

По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения основных понятий. Результаты показали, что дети значительно лучше усваивали те темы, в которых использовались игры. Показатели по темам, изученным традиционным путем, оказались значительно ниже.

Успеваемость при выполнении домашних работ заданных в необычной, игровой форме показал повышение успеваемости и активности (ребята подходили по вопросам, которые вызвали у них затруднение и просили дать им еще такие задания) по этим работам:

Также был проведен сравнительный анализ успеваемости за прошлый год и за первое полугодие этого года:

tes)

Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителям-предметникам.

Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом, дидактические игры, я считаю, заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.

Список использованной литературы

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. — М., 1987.
  2. Ремчукова И.Б. Игровые технологии на уроках, математика. - Волгоград, 2008.
  3. Газман О.С. и др. В школу — с игрой. — М., 1991. г
  4. Ляшова М.Н., Кумскова Е.Н. и др. Математика, открытые уроки. - Волгоград, 2005.
  5. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М., 1990.
  6. Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. — М., 1992.
  7. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1992.
  8. Минкин Е. М. От игры к знаниям. — М., 1983.
  9. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. — М, 1990.
  10. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. — М.: Народное образование, 1996.
  11. Математика, приложение к “1 сентября”.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

www.openclass.ru

www.igrobank.ru

www.sgu.ru

www.nauka-shop.com

www.petropavl.kz

www.naurok.ru

www.yspu.yar.ru