Тема урока: "Правописание суффиксов -чик-, -щик-", по УМК С.И. Львовой, В.В. Львова

Разделы: Русский язык


Цель: познакомить обучающихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв ч и щ в суффиксах.

Задачи.

Обучающие:

  • научиться узнавать суффиксы -чик (-щик);
  • научить правильно писать суффиксы -чик (-щик);
  • устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Оргмомент. (Слайд №1). Презентация

2. Работа по вопросам.

1. Какие из морфем словообразующие?

2. Что такое суффикс? (Суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

3. Работа со справочным материалом (3 часть).

Обратимся к словарику значения морфем стр. 12.

Обратить внимание, с помощью каких суффиксов образуются существительные со значением лица, профессии (записать переводчик, каменщик).

4. Презентация.

Обучающимся предлагаю посмотреть на записанные слова с суффиксом -чик (-щик), причем буквы д, т, з, с, ж перед суффиксом выделены красными чернилами. (Слайд №2)

Ставлю перед обучающимися вопрос: “Что обозначает в этих словах значимая часть слова — суффикс -чик (-щик)?”

5. Ответ найден (этот суффикс обозначает человека по профессии и роду занятий).

Обращаю внимание детей на буквы ч и щ, предлагаю превратиться на время в ученых и попробовать, внимательно рассмотрев слова, сопоставив их, самим сформулировать правило о правописании суффикса -чик (-щик). (Слайд №3, 4)

6. Чтение учебника стр.67 (самостоятельно).

Когда же пишется -чик-, -щик-?

А что нового вы узнали? (Ь перед чик-щик пишется только после л). (Слайд №5)

7. Закрепление нового материала (у доски).

1 группа (слабые обучающиеся) выполняют упр. 743 (1 строчку по образцу).

2-3 группы упр. 746 (1 строчку по образцу).

6. Физминутка.

7. Рабочая тетрадь. Работа с текстом. Комментированное письмо.

Прочитайте текст писателя Носова.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте суффиксы.

Акимыч

Перевоз…иком на нашем пароме служил старик Акимыч. В молодости он освоил много специальностей: размёт…ика, свар…ика, сбор…ика, рез…ика, строгаль…ика. Всю войну он прошёл пулемёт…иком.

Кончилась война, и устроился Акимыч на железную дорогу путевым обход…иком и смаз…иком. Потом работал учёт…иком в конторе, а на старости лет сделался водником и почти судоход…иком. Сам себя Акимыч называл речным извоз…иком.

Синтаксический разбор предложения. (У доски)

Всю войну он прошёл пулемётчиком. (Повест, невоскл, простое, распр, двусост, )

8. Составить текст на тему “Мы строим дом”.

9. В конце урока подводим итоги, повторяем правило.

1. О чём мы сегодня говорили?

2. Что нового узнали?

3. Когда же пишется суффикс чик-щик?

10. Домашнее задание: выполнить упр. 744, выучить правило. (Слайд №6)