Цель: познакомить обучающихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв ч и щ в суффиксах.
Задачи.
Обучающие:
- научиться узнавать суффиксы -чик (-щик);
- научить правильно писать суффиксы -чик (-щик);
- устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Оргмомент. (Слайд №1). Презентация
2. Работа по вопросам.
1. Какие из морфем словообразующие?
2. Что такое суффикс? (Суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
3. Работа со справочным материалом (3 часть).
Обратимся к словарику значения морфем стр. 12.
Обратить внимание, с помощью каких суффиксов образуются существительные со значением лица, профессии (записать переводчик, каменщик).
4. Презентация.
Обучающимся предлагаю посмотреть на записанные слова с суффиксом -чик (-щик), причем буквы д, т, з, с, ж перед суффиксом выделены красными чернилами. (Слайд №2)
Ставлю перед обучающимися вопрос: “Что обозначает в этих словах значимая часть слова — суффикс -чик (-щик)?”
5. Ответ найден (этот суффикс обозначает человека по профессии и роду занятий).
Обращаю внимание детей на буквы ч и щ, предлагаю превратиться на время в ученых и попробовать, внимательно рассмотрев слова, сопоставив их, самим сформулировать правило о правописании суффикса -чик (-щик). (Слайд №3, 4)
6. Чтение учебника стр.67 (самостоятельно).
Когда же пишется -чик-, -щик-?
А что нового вы узнали? (Ь перед чик-щик пишется только после л). (Слайд №5)
7. Закрепление нового материала (у доски).
1 группа (слабые обучающиеся) выполняют упр. 743 (1 строчку по образцу).
2-3 группы упр. 746 (1 строчку по образцу).
6. Физминутка.
7. Рабочая тетрадь. Работа с текстом. Комментированное письмо.
Прочитайте текст писателя Носова.
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте суффиксы.
Акимыч
Перевоз…иком на нашем пароме служил старик Акимыч. В молодости он освоил много специальностей: размёт…ика, свар…ика, сбор…ика, рез…ика, строгаль…ика. Всю войну он прошёл пулемёт…иком.
Кончилась война, и устроился Акимыч на железную дорогу путевым обход…иком и смаз…иком. Потом работал учёт…иком в конторе, а на старости лет сделался водником и почти судоход…иком. Сам себя Акимыч называл речным извоз…иком.
Синтаксический разбор предложения. (У доски)
Всю войну он прошёл пулемётчиком. (Повест, невоскл, простое, распр, двусост, )
8. Составить текст на тему “Мы строим дом”.
9. В конце урока подводим итоги, повторяем правило.
1. О чём мы сегодня говорили?
2. Что нового узнали?
3. Когда же пишется суффикс чик-щик?
10. Домашнее задание: выполнить упр. 744, выучить правило. (Слайд №6)