Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


Введение

Актуальность данного опыта обусловлена потребностью общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Сегодня одним из приоритетных направлений модернизации образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников через формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора здоровьесберегающих образовательных технологий (адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников).

Как известно, на современном этапе развития нашего общества отмечено резкое снижение здоровья населения в целом. По данным статистических исследований Минздрава и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза – патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз – нарушение осанки, в 4 раза – нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям. Смертность превышает рождаемость.

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому сохранение и укрепление здоровья обучающихся профессиональная обязанность педагогов, а ценностное отношение к здоровью не может формироваться без их участия.

Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало условия организации педагогического процесса и используемые образовательные технологии с точки зрения их здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае всё сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время школьных и летних каникул.

Как показала практика, в начальную общеобразовательную школу из дошкольного образовательного учреждения и семьи приходят не менее 80% детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний. Поэтому каждому учителю начальных классов необходимо помнить, что присутствующий на их уроках в начальной школе ребёнок, как правило, не здоров.

В этих условиях внедрение в практику начального общего образования здоровьесберегающих технологий является одним из эффективных путей, с помощью которого можно предотвратить ряд проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья младших школьников. Введение здоровьесберегающих технологий в начальную школу должно в корне изменить существующие подходы к обучению и воспитанию детей.

Все выше сказанное позволяет констатировать противоречие между потребностью начальной школы в создании условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья ребенка, и недостаточной методической обеспеченностью этого процесса. Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило проблему нашего исследования.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы настоящего исследования: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе».

Объект исследования – педагогический процесс начальной общеобразовательной школы.

Предмет исследования – здоровьесберегающие технологии как средство обеспечения физического здоровья и эмоционального благополучия младших школьников.

Цель исследования – установить характер влияния здоровьесберегающих технологий на уроках на состояние физического здоровья и эмоционального благополучия младшего школьника.

Задачи исследования:

  1. Конкретизировать представление о существующих здоровьесберегающих технологиях для начальной школы и выявить их возможности в общем развитии и оздоровлении детей.
  2. Установить взаимосвязь между использованием в педагогическом процессе начальной школы здоровьесберегающих технологий и состоянием физического здоровья и эмоционального благополучия младшего школьника.

В основу нашего исследования была положена гипотеза: состояние физического здоровья и эмоционального благополучия младшего школьника в педагогическом процессе начальной школы будет оптимальным, если, наряду с другими условиями, учитель на уроках будет широко использовать здоровьесберегающие технологии.

Новизна исследования заключается в следующем:

  • конкретизировано представление о здоровьесберегающих технологиях для начальной общеобразовательной школы;
  • разработан инструментарий для измерения показателей физического здоровья и эмоционального благополучия младшего школьника;
  • установлена взаимосвязь между использованием в педагогическом процессе начальной школы здоровьесберегающих технологий и состоянием физического здоровья и эмоционального благополучия младшего школьника

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования расширят представления о влиянии здоровьесберегающих технологий на состояние физического здоровья и эмоционального благополучия младшего школьника; послужат основой для создания образовательных здоровьесберегающих программ в аспекте их влияния на позитивное самочувствие, эмоциональный комфорт учащихся в образовательных учреждениях различных типов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты направлены на совершенствование деятельности учителя начальной школы в аспекте сохранения здоровья и формирования эмоционального благополучия учеников; дают возможность регулировать и моделировать деятельность педагогического коллектива по формированию благоприятной здоровьесберегающей среды начальной школы. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании дисциплины «Педагогика начальной школы», в части, относящейся к условиям организации здоровьесберегающего педагогического процесса.

Исследование проводилось в несколько этапов. На первом подготовительном этапе (май – сентябрь 2008 года) нами был проведен теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования. Используя теоретические методы педагогического исследования (анализ педагогической документации, беседа), мы изучили состояние физического здоровья детей 1-го «Б» класса МОУ СОШ №16.

На втором этапе (октябрь 2008 года – май 2009 года) мы логически выстроили систему работы учителя начальных классов по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках и внедрили ее в педагогический процесс начальной общеобразовательной школы МОУ СОШ №16 г. Южно-Сахалинска.

На третьем этапе (2009-2010 учебный год) мы продолжали апробацию систему работы учителя начальных классов по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках и провели повторное изучение состояния физического здоровья и эмоционального благополучия детей уже 2-го «Б» класса с помощью тех же методов, что и на первом этапе.

По результатам исследования был произведен анализ полученного экспериментального материала, установлена его воспитательно-образовательная и оздоровительная эффективность, выполнено литературное оформление результатов исследования в виде конкурсной исследовательской работы.

Апробация работы. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались:

  • на областной научно-практической конференции (26 ноября 2009 года, 12 мая 2010 года);
  • на городском МО учителей начальных классов г. Южно-Сахалинска (26 марта 2010 года);

Педагогический опыт обобщался в рамках деятельности городской экспериментальной площадки на базе гимназии №1 им. А.С Пушкина (г. Южно-Сахалинск 2009-2010 у.г.).

Полностью текст работы приведен в Приложении.