Форма занятия – игровая.
Тип – закрепление.
Тема: В гостях у бабушки Бэйбэрикээн. Счёт предметов.
Цель: Совершенствовать навыки счёта, присчитывания и отсчитывания.
Задачи: осознание детьми взаимосвязи между порядковым и количественным числом при счёте предметов; формирование у детей навыков присчитывания и отсчитывания по одному предмету; развивать способность ребёнка к анализу и синтезу, к сравнению и обобщению.
Наглядность: книга-альбом «Якутские народные сказки», иллюстрации по сказке «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин».
Оборудование: счётный материал «коровы», комплекты якутских национальных настольных игр «Камушки», «Хабылык», сигнальные карточки с цифрами (веер).
Использование ИКТ: интерактивная доска, мультфильм на DVD, музыкальное сопровождение физминутки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Создание психологической комфортности на занятии.
- Хоровое чтение стишка-приветствия П.Тобурокова «Дорообо».
- Как вы думаете, от кого зависит успех нашего занятия? (успех нашего занятия зависит от каждого из нас).
2. Планирование деятельности.
- Каким вы видите наш урок? (интересным, познавательным, волшебным,...
3. Пожалуйста, посмотрите на доску, кто это? (Бабушка Бэйбэрикээн)
- Кто помнит эту сказку, поднимите руку? А что я обещала вам в конце того занятия? Кто вспомнил? (Пойти в гости к ББ.)
- Да, мы идём в гости к ББ.
Все встали. Представьте, что... и закрыли глазки. (Звенит колокольчик и ножницы)
- Где мы? (Мы очутились у ББ. Лето только наступило. Вон там пасутся её пятеро коров)
ББ: Давайте посчитайте сколько у меня коров. (Ребёнок считает, второй пишет на доске цифры) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 (Учитель помещает на доске 9 предметов и предлагает детям посчитать их. К доске выходят два ученика. Один считает предметы, называя слова-числительные и показывая указкой на соответствующий предмет, другой, пользуясь математическими знаками (цифрами), обозначает каждое названное при счёте число. Один, два, три, четыре 1 2 3 4 и т. д. Заменяя каждое названное при счёте число соответствующим знаком (цифрой), учащиеся получают ряд чисел, который записан по определённому правилу).
Выводы: Каждое число в полученном ряду одновременно указывает и на количество.
ББ: Молодцы! Теперь пересчитайте, сколько телят и бычков. (На каждой парте есть телята и быки. Работа в парах. Дети показывают на веере количество КРС).
- Ребята, а почему у ББ столько коров стало, ведь у неё было всего 5? (Хара-Хаан отдал выкуп за невестку).
- Пожалуйста, поднимите руку те, у кого родители держат коров. А какая польза от коровы?
- ББ угощает нас якутскими национальными блюдами. (Дети называют их. Спасибо!).
- Ребята, столько всего вкусненького, как на празднике! А какой праздник без танцев?
- Динамическая физкультминутка «Якутские узоры».
4. Молодцы, ребята. У ББ не только коровы есть, но и лошадки. (на доске изображены деревья, которые скрывают лошадок, и дети их не видят сначала. Но вот из-за деревьев выходит первая лошадь)
– Сколько лошадей? (Одна.)
– Какой цифрой обозначается число один? (Ученики поднимают карточку с цифрой 1.)
– А теперь сколько лошадей? (Две.)
– Какой цифрой обозначается число два? (Учащиеся поднимают карточку с цифрой 2.) Затем появляется ещё одна лошадка, затем ещё одна и т. д. По мере их появления учитель всякий раз выясняет, сколько лошадок стало видно и какой цифрой обозначается их число.
– Кто обратил внимание на то, как появлялись лошадки на поле? (Сначала одна, потом ещё одна.)
– Сколько получилось? (2)
- А как стало 3 лошадки? (Было 2, затем появилась ещё одна.)
Выводы: Мы добавляли каждый раз по одному и получили ряд чисел, который используем при счёте чисел. Мы добавляли каждый раз по одному, значит следующее число больше предыдущего на один.
5. – ББ хочет с нами поиграть в якутские национальные игры «Хабылык». Работа в парах. Результаты игры запишите на доске.
1в. |
2в. |
|
|
|
|
|
|
1в. |
2в. |
|
|
|
|
|
|
1в. |
2в. |
|
|
|
|
|
|
6. Ребята, время быстро пролетело и настало время попрощаться с ББ. Давайте скажем ей спасибо за гостеприимство, за игры и угощение. Что ещё можно сказать?
А вы, ребята, пойдёте домой и что расскажете? Какая тема занятия? Что мы делали?
Занятие закончено, спасибо!