Открытый урок в 7-м классе "Способы изменения давления"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Давление твердых тел»;
  • отработать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся при выполнении заданий;
  • развить креативность мышления у учащихся для применения полученных знаний на практике.

Задачи урока:

  • продолжить формирование понятия «давления»;
  • сформировать умения определения давления, оказываемого твердыми телами;
  • познакомить учащихся со способами изменения давления.

Ход урока

I. Организационный момент (3 минуты).

Записываем домашнее задание: параграф 34, упражнение 13, задание 6.

II. Повторение домашнего задания (2 минуты).

Какая физическая величина зашифрована? (Разгадываем ребус, представленный на доске – зашифровано слово «давление»).

III. Актуализация знаний (5 минут).

На доске развешиваем рисунки : человек идет по снегу, бежит лыжник, цветок – роза, оса, танк, легковой автомобиль, грузовой автомобиль.

По рисункам задаем вопросы:

– Что связывает эти физические тела?

– Все ли эти тела оказывают равное давление?

– Можем ли мы сравнить давления, оказываемые на поверхность этими телами?

IV. На доске записываем тему урока.

V. Выполнение домашнего задания.

На прошлом уроке, познакомившись с формулой для расчета давления, вы получили задание представить ее в виде треугольника. Продемонстрируйте, как вы выполнили домашнее задание. (Дети показывают треугольники)

Какие физические величины определяют значение давления?

Как эти величины влияют на значение давления, оказываемого на поверхность телом?

Как называют такие зависимости в математике?

VI. Заполнение таблицы на доске (10 минут).

Вашему вниманию предложена таблица, которую мы с вами сейчас заполним. А начнем мы с литературных отрывков.

  1. Тебе по болоту ходить довелось?
    Легко тебе было? Вот то-то?
    Тогда почему же огромнейший лось,
    Так просто бежит по болоту?

Когда же лось легче бежит по болоту? (зимой или летом)

Изменяя силу, считаем, что площадь опоры остается постоянной.

с математической точки зрения с физической точки зрения
Какая зависимость между давлением и силой? p1=F1/S1
p2=F2/S2
S1= S2
F1> F2
p1 > p2
F возрастает => p возрастает
F уменьшается => p уменьшается
  1. Как-то раз спросили розу, отчего чаруя око
    Ты колючими шипами, нас царапаешь жестоко?

Какой физический смысл заключен в этом стихотворении?

Что можно сказать о давлении, оказываемом розой на руку?

Изменяется площадь опоры, считаем, что сила остается постоянной.

с математической точки зрения с физической точки зрения
Какая зависимость между давлением и площадью опоры? p1=F1/S1
p2=F2/S2
S1> S2
F1= F2
p1 < p2
S возрастает => p уменьшается
S уменьшается => p возрастает

VII. Обобщение выводов по уроку (4 минуты).

Как можно изменить давление?

Сколько существует способов изменения давления?

VIII. Подбор примеров (2 минуты).

Где на практике (в быту, технике, природе) используются эти способы?

Примеры: использование лыж (уменьшение давления), широкие гусеницы танка (уменьшение давления), дома устанавливают на широком фундаменте (

уменьшение давления), у слона широкие ноги (уменьшение давления), острые края у зубов и когтей (увеличение давления), острый нож (увеличение давления), крапива (увеличение давления).

IX. Проверка усвоенного материала (5 минут).

Тестовое задание по теме «Способы изменения давления»

1 вариант

  1. По какой формуле рассчитывается давление?
    А) p=F/S;
    б) p=F×S;
    в) p=S/F;
    г) p=m/S.

  2. Каковы единицы измерения давления?
    А) Н;
    б) Па;
    в) кг;
    г) м2.

  3. Какое давление на грунт оказывает колонна весом 1000 Н, если площадь основания 200 м2?
    А) 500 Па;
    б) 500 Н;
    в) 50 Н;
    г) 5 Па.

  4. Когда человек оказывает большее давление на поверхность? Когда он стоит:
    А) на коньках;
    б) на лыжах;
    в) без обуви;
    г) одинаково во всех случаях.

  5. Гвоздь вбивают в стенку. От чего зависит глубина, на которую войдет гвоздь?
    А) только от силы удара;
    б) не имеет значения;
    в) от силы удара и площади острия гвоздя;
    г) от площади острия гвоздя.

2 вариант

  1. Каковы единицы измерения давления?
    А) Па;
    б) Н;
    в) кг;
    г) м2.

  2. По какой формуле рассчитывается давление?
    А) p=F*S;
    б) p=F/S;
    в) p=S/F;
    г) p=m/S.

  3. Какое давление на снег оказывает человек весом 500 Н, если площадь его подошв 125 м2?
    А) 40 Па;
    б) 40 Н;
    в) 4 Н;
    г) 400 Па.

  4. Когда человек оказывает наименьшее давление на поверхность? Когда он стоит:
    А) на коньках;
    б) на лыжах;
    в) без обуви;
    г) одинаково во всех случаях.

  5. Лыжник проваливается в снег. От чего зависит глубина, на которую проваливается лыжник в снег?
    А) только от веса лыжника;
    б)только от площади лыж;
    В) не имеет значения;
    г) от веса лыжника и от площади лыж.

Выполняем самопроверку. Кто получил «5», «4», «3».

Таблица ответов к тесту ФИ учащегося _____________________

Класс _____________ Оценка _____________

  Вопросы
1 2 3 4 5
Вариант          

Проанализируйте неправильные ответы.

Ключ к тесту

  Вопросы
1 2 3 4 5
1 Вариант А Б Г А В
2 Вариант А А В Б Г

X. Экспериментальное задание (7 минут).

Экспериментальное задание: «Способы изменения давления».

Цель работы: определить в каком случае 1, 2 или 3 брусок оказывает большее давление. (используем обычный деревянный брусок при этом изменяя расположение бруска на столе, ставим на одну из граней, затем на другую, на третью).

Оборудование: брусок, линейка, карточка для заполнения.

Указания к работе:

  1. Измерить размеры бруска:
    а = ... м; в = ... м; с = ... м.
  2. Вычислите площадь опоры, на которой стоит брусок:
    S1 = ... м2; S2 = ... м2; S3 = ... м2;
  3. Вычислите давление бруска на поверхность в разных положениях, если сила тяжести = ... H.
    р1 = ... Па; р2 = ... Па; р3 = ... Па;
  4. Сделайте вывод.