Образовательная цель урока:
– раскрыть понятие “Аппликация”;
– научить переводить рисунок на ткань с помощью копировальной бумаги;
– научить выполнять отделку мешочка аппликацией.
Коррекционно-развивающая цель урока:
– корригировать устойчивое внимание и увеличение объема внимания путем
выполнения различных видов самостоятельной работы;
– развивать психические функции памяти, внимания и восприятия;
– корригировать и развивать мыслительную деятельность.
Воспитывающая цель урока:
– воспитывать нравственные качества: трудолюбие, терпение, усидчивость.
– воспитывать желание выполнять работу качественно, добросовестно.
Задачи урока:
− создать оптимальные условия для развития у учащихся желания участвовать в
трудовом процессе и создавать что-то новое своими руками;
− создать условия для проявления познавательной деятельности;
− создать атмосферу сотрудничества и доброжелательности в классе;
− создать “ситуацию успеха” для каждого учащегося.
Оборудование:
наглядные пособия и технические средства: компьютерная презентация по теме урока, чертежи, рисунки, схемы, ткань, копировальная бумага, иголки, булавки, швейные нитки, ножницы, простой карандаш, готовый сшитый мешочек.
дидактическое оснащение урока: инструкционная карта (Приложение 1), карточки для проведения словарной работы, карточки с названиями линий кроя (Приложение 2), цифровые карточки от 1 до 5 (Приложение 3), раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации деятельности учащихся:
− коллективная;
− индивидуальная;
− групповая.
Технологии: икт; здровьесберегающая.
План урока.
- Организационный этап
- Мотивация и актуализация знаний учащихся
- Изучение нового материала
- Закрепление слов-терминов урока
- Физкультминутка
- Практическая часть работы
- Самостоятельная работа учащихся
- Подведение итогов урока
I. Организационный этап.
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.
Содержание этапа: приветствие, назначение дежурных, проверка отсутствующих, наличие спецодежды, настрой учащихся на работу, организация внимания; проверка готовности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид).
II. Мотивация и актуализация знаний учащихся.
Цель: подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Коррекционные упражнения. Задачи: развитие мыслительной деятельности учащихся, развитие психических функций (память, мышление, внимание и восприятие).
1. Разминка по правилам техники безопасности при работе в швейной мастерской.
2. Упражнение “Найди ошибку”.
Прежде чем найти ошибку, дети читают вслух предложения, вспоминают ранее изученные термины, выбирают в предложениях неподходящие слова по смыслу и озвучивают их.
Мотивация и актуализация знаний учащихся.
Учитель: на следующем уроке мы будем шить мешочек, а сегодня повторим, что мы знаем об особенностях пошива. Помогать выполнять работу нам будет материал слайдов.
Беседа:
- Какую форму имеет мешочек?
- Из какой ткани можно сшить мешочек?
- Какими могут быть мешочки по размеру?
- Как раскраивается мешочек?
- Что можно хранить в мешочках?
- Какие бывают срезы на выкройках мешочка.
(Слайды 6–10; ответы учащихся.)
Мотивация и актуализация знаний учащихся.
Задание: подпиши линии срезов и проверь себя, справился ли ты с работой?
(Слайд 10)
III. Изучение нового материала.
Цель – дать учащимся конкретное представление об аппликации и технике
выполнения.
Учитель: Тема сегодняшнего урока – аппликация.
Как вы думаете, что мы знаем и что должны узнать?
Что умеем делать и чему должны научиться?
(Ответы учеников.)
Учитель: Сначала разберем, что это такое– аппликация.
Послушайте внимательно сообщение ученицы об аппликации и постарайтесь запомнить понятие (Приложение 4).
Задание: закончите предложение.
Аппликация – это…
Учитель: Правильно, ребята, это один из видов вышивки, в котором вместо вышитых деталей используют отдельные фрагменты разноцветной или разнофактурной ткани, которые нашиваются на основную ткань в определенном порядке, создавая рисунок.
Вам понравились аппликации? Как вы думаете, где можно применить аппликации?
Как вы знаете, вещи имеют свойства стареть, изнашиваться, пачкаться. С помощью аппликации мы можем дать вещам вторую жизнь.
Так, например: протертые на коленях джинсы мы можем отреставрировать с помощью стильных заплат из кожи, замши, вельвета или другого материала; также поврежденное место на куртке. Восстановить скатерть, украсить столовые салфетки. Сегодня мы будем учиться выполнять аппликацию на раскроенной ткани мешочка.
Это занятие поможет вам приобрести такое умение.
IV. Закрепление слов-терминов урока.
Словарная работа:
Линия сгиба;
Боковой срез;
Верхние срезы;
Сгиб детали;
Аппликация;
(Взаимопроверка написания словосочетаний.)
V. Физкультминутка.
Учитель: сейчас мы с вами отдохнем, а потом …
V. Практическая часть работы.
Учитель:
Как вы думаете, что вам понадобится для выполнения работы?
Какие правила техники безопасности при работе с ножницами, булавками, иглами, утюгом нужно соблюдать?
Практическая часть работы.
Учитель: Чтобы ваша аппликация понравилась не только вам, но и окружающим вас людям, следует тщательно обдумать план работы. Для этого нужно уметь не только выбирать ткань, но и определиться с этапами изготовления изделия.
Задание № 1. Посмотрите внимательно на схемы в виде рисунков (Слайд 18) с пунктами плана и составьте правильную последовательность выполнения аппликации.
(Оценка работы учащихся.)
Задание № 2.
Работа с инструкционной картой (беседа).
Наша задача на сегодня заключается в практическом выполнении первых 5 шагов к умению выполнять аппликацию – это ваших 5 шагов к пятерке.
Практическая часть работы.
Задание № 3.
Индивидуальная пооперационная работа
(Слайды 20–25)
(Самооценка работы.)
VII. Самостоятельная работа.
Цели:
- Закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.
- Контроль за выполнением работы.
- Оказание индивидуальной помощи.
VIII. Подведение итогов урока.
1. Рефлексия:
– Какой вид работы был трудным для вас?
– Какой вид работы оказалось сделать легко?
2. Разбор допущенных учащимися ошибок.
3. Самооценка и оценка выполненной работы.
4. Сдача дежурным раздаточного материала.