Слушаем музыку вместе

Разделы: Работа с родителями


Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает значительное место в его общем культурном развитии. Музыка - постоянный спутник человека во всей его жизни. Она близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания. Воспитывая всесторонне развитых людей – физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Вызванные в детстве, они оказывают большое влияние на дальнейшее музыкальное развитие человека, препятствуют образованию дурных навыков и вкусов, устранить или изменить которые значительно труднее, чем воспитать хороший музыкальный вкус.

Задачи музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитания любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и развитие художественно – творческих способностей детей.

«Чтобы полюбить музыку, - подчеркивал Д. Шостакович, - надо прежде всего ее слушать. Надо воспитывать свой вкус на лучших образцах музыкальной классики, на лучших произведениях современных композиторов, постепенно переходя от наиболее доступного к сложному и глубокому».

Дети слышат по радио и телевидению, на улице. Но такое слушание имеет случайный характер. И если на занятиях в ДОУ музыкальное воспитание целенаправленно, а дома родители часто не придают этому значения, то оно не будет гармоничным. Зачастую музыка, которая звучит по радио и телевидению, не несет в себе художественной ценности и даже противоречат воспитательным целям музыкального искусства. Многие родители читают с детьми книги, играют в развивающие игры, рисуют, но мало кто предлагает послушать музыку вместе, поделиться впечатлениями об услышанном. Даже простое чтение сказки можно сделать интереснее, если разнообразить его музыкой. Например, читая про Бабу–Ягу, включить пьеску П. И. Чайковского «Баба-Яга», и впечатление от прочитанного усилится, станет более ярким. Если мальчики играют в солдатиков, предложить послушать, как солдатики маршируют в музыке и включить «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского. Вместе покататься на лошадках под пьесу «Игра в лошадки» того же композитора. Гуляя в лесу, ребенок с интересом наблюдает за животными и насекомыми. Вспомните дома, кого вы встретили на прогулке? Кузнечика – послушайте «Шествие кузнечиков» С Прокофьева, похож этот кузнечик на того, который встретился вам в лесу? Пчелу или шмеля – послушайте «Полет шмеля» Н. А. Римского – Корсакова. Если девочка играет в куклы, спросите, а как куклы танцуют? И вместе потанцуйте под «Вальс – шутку» Д. Прокофьева. С детьми постарше можно анализировать смену времен года, слушая цикл П. И. Чайковского «Времена года» или цикл А. Вивальди с тем же названием. Обсудить какая осень у одного композитора и какая у другого, а какую придумал бы сам ребенок, глядя в окно. Не бойтесь фантазировать вместе с детьми, придумывать игры под музыку, не бойтесь ошибиться, композитор сам подсказывает нам названиями своих произведений. Например, пьеса «Клоуны» Д. Кабалевского, когда ее можно послушать? Конечно, придя из цирка. А «Отзвуки театра» Р. Шумана? Говоря о воспитании ребенка как личности, мы не зря выделяем музыку как одно из главных средств. Если ребенок бросает игрушки, ломает их, включите ему «Болезнь куклы» П. И. Чайковского и «Похороны куклы». Отчего игрушке стало так плохо? Уберите ее и ребенок сам поймет, что он поступил плохо, добрые ребята так не поступают. Когда ребенок капризничает, можно включить ему «Маленького командира» композитора Майкапара и «Ласковую просьбу», спросите такой он мальчик (девочка) или вот такой. И ребенок сам сделает выбор. Превратите слушание музыки в игру. Это принесет радость вам и вашим детям, поможет вам сближаться и проводить больше интересного времени вместе. В конце концов, просто порисуйте под музыку вместе и сравните, похожи ли ваши впечатления, а если нет то почему.

В настоящее время записи и сборники музыкальных произведений доступны. Покупая такой диск или доставая другие источники, следует обратить внимание на обработку музыкальных произведений. Самый лучший вариант – это, конечно, оригинальное исполнение. В вашей фонотеке могут быть: «Детский альбом» и «Времена года» П. И. Чайковского; «Детская музыка» С. Прокофьева и его музыкальная сказка «Петя и волк»; «Карнавал животных» К. Сен – Санс; «Альбом для юношества» Р. Шумана; и просто сборники классической музыки.

Воспитывайте друг друга! Удачи Вам и вашим детям!