Задачи:
- Углубить знания детей о птицах; показать влияние неживой природы на жизнь птиц;
- Развивать любознательность, фантазию;
- Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к окружающему миру;
- Развивать зрительное восприятие.
Оборудование: интерактивная доска, презентация «Птицы зимой», силуэты птиц, маски, конвертики с семенами, кормушки.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Сейчас у нас урок познания мира.
Тема нашего урока «Как зимуют птицы». (Приложение1, слайд 1)
– Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, пожелайте хороших отметок.
II. Проверка домашнего задания.
– Какое сейчас время года?
– Какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы?
– Какие изменения произошли с приходом зимы в жизни зверей?
– Одинаково ли ведут себя звери зимой? /спят, используют запасы, ищут корм/
– Дома вы должны были нарисовать рисунок и подготовить рассказ о жизни животных зимой.
/рассказы детей /
III. Новая тема.
– Мы привыкли к частым переменам года, к их смене, и не задумываемся, что большая часть людей на Земле никогда не видела зимы, не знает, что такое мороз и снег. Но, оказывается, об этом не знают не только люди, но и некоторые, хорошо знакомые птицы. А впрочем, послушайте сами.
Сценка «Разговор скворца и цапли»
Цапля: Здравствуй скворушка!
Сорока: Что ты такая печальная, цапля?
Цапля: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то воробьишко болтал, что бывает зима, и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Сорока: Да нет же! Я столько лет живу на свете, но зимы не видел! Не бывает на свете ни дождливой осени, ни холодной зимы! Везде одно лето!
Учитель: Как вы думаете, почему цапля и скворец утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
Дети: Потому, что это перелетные птицы. На зиму они улетают в теплые края.
Учитель: Назовите перелетных птиц.
Дети: Это ласточки, аисты, цапли, скворцы…
/Стук в дверь/
– Кто там?
– Вам письмо! /голос за дверью/
Учитель: SOS! SOS! SOS! Спасите от смерти! На помощь!
– Интересно, кто послал нам такое письмо?
– Зимующие птицы. /надпись на конверте/
Учитель: Поможем птицам?
А чтобы им помочь, надо знать какие птицы зимуют, чем кормятся.
Сейчас мы мысленно совершим прогулку.
(Слайд 2) Пришла зима и укутала землю белым пушистым покрывалом.
(Слайд 3) Давайте оденемся потеплее и пройдемся по улицам родного города.
(Слайд 4) Во время прогулки можно узнать немало интересного о жизни птиц зимой.
(Слайд 5) У нас остаются те птицы, которые могут здесь прокормиться.
(Слайд 6) В зимние месяцы на городских улицах или в парках, где растут рябины, ясени, клены вы, может быть, видели снегирей.
(Слайд 7) Название птицы произошло от слова снег. Весной, летом и осенью снегири живут в северных хвойных лесах, в тайге.
(Слайд 8) Только с первым снегом снегири прилетают к нам.
(Слайд 9) Питаются они семенами разных растений. Снегирь немного крупнее воробья. Оперение у него яркое. Грудка красная, голова, хвостик и крылья- черные.
(Слайд 10) Синиц в городе зимой значительно больше, чем летом.
(Слайд 11) Они прилетают к жилью человека в поисках корма.
(Слайд 12) В заснеженном лесу им трудно отыскать спрятавшихся насекомых и семена растений не достать из-под снега.
(Слайд 13) Оперение у синицы яркое. Грудка желтая, с черным галстучком. Спинка зеленоватая, на голове черная шапочка, а щечки белые.
(Слайд 14) Синицы очень любопытные птички. Зимой они тщательно обследуют балконы, подоконники и как будто просят, чтобы мы их угостили чем-нибудь.
Эти птицы называются кочующими, т.е. не проживающие на одном месте.
/карточка прикрепляется на магнитную доску/
Кроме этих птиц у нас остаются зимовать и хорошо вам известные птицы. Они живут всё время с нами и никуда не улетают. Назовите их.
Дети: Это вороны, воробьи, сороки, голуби.
Учитель: Эти птицы называются оседлыми, т.е. постоянно проживающие на одном месте. /карточка прикрепляется на магнитную доску/
(Слайд 15) Каждый из нас видел на улицах и во дворах много голубей. Зимой голубям, как и другим птицам приходится нелегко.
(Слайд 16) Они питаются остатками пищи в мусорных баках, поэтому часто болеют.
(Слайд 17) Сороку можно увидеть и в городе, и в деревне. Она кормится возле человеческого жилья.
(Слайд 18) Сорока черного цвета, только с боков и снизу – белого, что дало основание называть её сорока- белобока.
(Слайд 19) Эта птица легко приручается и может даже подражать человеческому голосу.
(Слайд 20) Все видели ворону. Это крупная сильная птица. Оперение у неё довольно скромное.
(Слайд 21) Голова, крылья, хвост, ноги, клюв – черные, а все остальное – серое.
(Слайд 22) В городе много серых ворон. И это неудивительно.
(Слайд 23) Для них здесь вполне благоприятное условие. Много пищевых отходов и значительно теплее, чем в лесу.
(Слайд 24) Воробьи- маленькие шустрые птички. Они постоянно находятся в поисках пищи. (Слайд 25) Свое гнездо воробей сооружает рядом с жилищем человека – под крышей дома или сарая, в дупле дерева.
(Слайд 26) Зимой воробьям также как и другим птицам приходится нелегко.
Гимнастика для глаз.
Следим за полетом синицы.
IV. Закрепление.
(Слайд 27)
– Как называются птицы, улетающие в теплые края? (дети отвечают)
– Каких перелетных птиц вы знаете? (дети отвечают)
– Как называются птицы, которых мы встречаем зимой? /Зимующие/
– Зимующие птицы бывают оседлыми и кочующими.
– Каких кочующих птиц вы знаете?
– Каких птиц мы относим к оседлым?
– Как вы думаете, полезны ли птицы?
(Слайд 28) Синицы – одни из самых полезных защитников для сада и огорода. Весной, летом и осенью их главная еда – насекомые. Большая синица за сутки съедает 120 гусениц. А пара синиц, поселившихся в саду вместе с потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь. Весной птицы будут беречь наши сады от насекомых и гусениц. Птицы – наши друзья!
От заботы человека во многом зависит жизнь птиц зимой. Зима страшна птицам не холодом, а голодом.
Из 10 птиц выживают только 2-3. Птицы ждут от нас помощи и от нас с вами зависит доживут ли они до весны. Что же нужно сделать, чтобы птицы легко перенесли холодную зиму?
Дети: Подкармливать птиц.
Учитель: Давайте посмотрим, чем кормятся птицы.
(Слайд 29)
Дети рассматривают семена в конвертиках.
– Кто может показать семя подсолнечника.
– Какие птицы любят семя подсолнечника?
– Кто определил, какое из этих семян арбузное?
– Какие птицы любят арбузные семена?
– Покажите семя тыквы. Какие птицы любят семя тыквы?
Кроме этого можно птиц подкармливать хлебными крошками. У большинства видов птиц любимый корм – мелкие нежареные семечки подсолнечника. Хорошим кормом будут просо, овес, орехи, семена арбуза, тыквы, дыни, ягоды рябины, калины. А синица с удовольствием полакомится несоленым салом. Нельзя давать птицам соленое, жареное, острое.
Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц. Но не всегда птицы довольны нашими семенами. Ведь мало сделать кормушку, насыпать в нее корм. Надо еще подумать, смогут ли птицы есть ваш корм.
(Слайд 30) Кормушка должна быть удобной для птиц. Она не должна болтаться на ветру.
(Слайд 31) Птицам, должно быть, удобно влетать и вылетать из неё, еда не должна выдуваться ветром.
(Слайд 32) Мало просто построить кормушку, важно ежедневно пополнять в ней запасы еды для птиц.
(Слайд 33) Разнообразные кормушки, развешанные на деревьях, на балконах помогут выручить зимой наших пернатых друзей.
– Ребята, посмотрите на эти кормушки.
– Из чего сделана первая кормушка?/ Из дерева/
– Из чего сделана вторая кормушка? /Из пластиковой бутылки/
– А теперь насыплем корм для птиц в кормушки.
(На доску крепится кормушка.)
(дети выходят к доске и читают стихи, прикрепляют фигурки птиц к кормушке)
Мы кормушку смастерили
Мы столовую открыли
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели
А во вторник – снегири
Ярче утренней зари.
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Учитель: Молодцы, ребята, посмотрите, сколько птиц слетелось к нашей кормушке!
Физминутка.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложим назад.
Учитель: Посмотрите ещё раз на наших птиц. Наши птицы сыты?
Дети: Да!
Учитель: А когда птицы сыты, то даже среди зимы петь могут. Послушайте…
Пение птиц. (Приложения 2–5)
(Слайд 34-37)
Есть определенные правила подкормки птиц.
Сейчас мы с ними познакомимся.
Чтение текста. (читают дети)
Правила подкормки птиц.
- Кормушки для птиц должны быть очень скромными.
- Корма в кормушках должно быть немного.
- Кормите птиц регулярно.
- Птиц нельзя подкармливать время от времени.
- Именно зимой им нужна ваша помощь!
- Выполняйте эти правила!
– А теперь, послушайте стихотворение Александра Яшина:
(Слайд 38)
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались как домой,
Стайки на крыльцо.
(Слайд 39)
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
(Слайд 40)
Сколько гибнет их не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
(Слайд 41)
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
(Слайд 42)
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Выставка книг.
(Слайд 43)
– О птицах написано много книг. Нет на земле места, куда бы не залетали птицы. Даже на Северном полюсе, где только море и лед, можно увидеть птиц. Какие птицы, где живут в разное время года? Кто из птиц лучший певец, летун, или пловец? Кто чем питается? На все эти вопросы получите ответ, прочитав эти книги.
А книги эти можно взять в нашей школьной библиотеке.
– Я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Послушайте и попробуйте отгадать.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По полям кочует-
Семена ворует. ( воробей)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая,
Верещунья-белобока
А зовут её …сорока.
Ты откуда, ты откуда?
Прилетел к нам красногрудый,
Облетел я всю Сибирь!
Как зовут меня?... снегирь.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика. (синица)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет,
Видишь, кружат 20 пар
И кричит – кар, кар, кар, кар! (ворона)
Учитель: На столах у вас лежат листы с силуэтами птиц. Раскрасьте их цветными карандашами.
Звучит музыка. Вивальди. Зима. (Приложение 6)
– Покажите, что у вас получилось. /Дети выходят к доске и прикрепляют к доске свои работы./
– На столах у вас текст с описанием птиц. Кто раскрашивал Снегиря? Синицу? Голубя? Ворону? Воробья? Сороку? /дети читают текст/
Снегирь. Название птицы произошло от слова снег. Снегирь немного крупнее воробья. Оперение у него яркое. Грудка красная, голова, хвостик и крылья- чёрные.
Синица. Оперение у синицы яркое. Грудка жёлтая с чёрным галстучком. Спинка зеленоватая, на голове чёрная шапочка, а щёчки белые. Синицы очень любопытные птички.
Голубь. У голубя туловище серое. Крылья широкие. Зимой голубям, как и другим птицам приходится нелегко.
Ворона. Ворона – крупная сильная птица. Голова, крылья, хвост, ноги, клюв – чёрные, а всё остальное – серое.
Воробей. Воробей – маленькая шустрая серая птичка. Зимой воробьям трудно.
Сорока. Сорока чёрного цвета, только с боков и снизу – белого, что дало основание называть её сорока – белобока. Эта птица легко приручается и может даже подражать человеческому голосу.
V. Итог урока.
– Как называются птицы, которые все время живут рядом с нами и никуда не улетают? (оседлые)
– Как называются зимующие птицы, не проживающие на одном месте? (кочующие)
– Почему птицам трудно выжить зимой?
– Что им страшнее холод или голод?
– Как мы можем помочь птицам в зимний период?
– Что еще нового вы узнали на уроке?
Сегодня после уроков мы с вами развесим кормушки на школьной территории. Если каждая школа в нашей стране поступит как мы, то все птицы будут обеспечены кормом.
VI. Оценки за урок.
VII. Домашнее задание.
стр. 83–85 прочитать, ответить на вопросы.
Литература:
- Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999.- 320 с.: ил.
- Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. – М.; «ВАКО», 2004, 336 с.- (В помощь школьному учителю)
- 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Составители Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997.- 224 с., ил.-/ (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»)
- Александр Яшин. Стихи. Россия – Родина моя. Библиотечка русской советской поэзии в пятидесяти книжках. – Москва: «Художественная литература», 1967.