Классный час на тему "Символика Агрызского района"

Разделы: Классное руководство


В отечественном образовании краеведение традиционно считалось и считается важным средством воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма. Трудно переоценить значимость для познавательного развития и воспитания человека изучения малой родины: ее природы, истории, культурных памятников, духовных ценностей народа, биографий достойных и уважаемых земляков. “Где родился, там и пригодился”, – гласит пословица. Пригодиться своей родине может только тот человек, которого учили любить ее с детства и, конечно же, невозможно любить то, чего не знаешь.

Детям необходимо прививать интерес к истории Родины, начиная с ее символического образа. Поэтому достаточно актуальным в школе стало проведение классных часов о государственной символике.

Цели урока:

  • Знакомство учащихся с символикой Агрызского района, их значением.
  • Воспитать любовь и уважение к своему городу, к её символам.
  • Формировать у учащихся чувство патриотизма к родному краю.
  • Способствовать привитию желания познакомиться с историей своего края.

Оборудование:

  1. Герб Агрызского района.
  2. Флаг Агрызского района.
  3. Музыкальное произведение Рустема Яхина “Гимн Республики Татарстан”, татарская песня “ ?гер?ем – туган т?б?гем”, слова Чингиза Мусина, музыка Анвара Бакирова, записи песень татарских композиторов.
  4. Карта Республики Татарстан.
  5. Карта Агрызского района.
  6. Мультимедийное оборудование(показ слайдов).
  7. Пазлы с изображением герба Агрызского района

Предварительная подготовка: учащиеся 8-го класса готовят сообщения о символике Агрызского района

Ход занятия

(На доске вывешены символы Агрызского района. : герб, флаг. На второй половине доски – карта Республики Татарстан и Агрызского района).

1. Организационный момент.

(Звучит Гимн Республики Татарстан. Дети стоя прослушивают 1 куплет и припев. Садятся.)

Учитель: Ребята, какое произведение вы прослушали? (Гимн Республики Татарстан ).

– У каждого имеется Родина: малая и большая. Малая Родина – это дом, где ты родился, твои родители, где жили твои предки. Это улица, двор, где ты вырос. Это – луга, поля, леса, где ты собирала ягоды, грибы. Это – реки, озёра, ключи, которые поили тебя студеной водой, угощали рыбой, орошали твои огороды, сады. Это – твой город, где ты ходил садик, учился в школе. А большая Родина – это наша Республика Татарстан. (Учитель показывает карту республики Татарстан).

– Назовите столицу нашей республики. (Казань)

– Какие вы знаете города, входящие в состав Татарстана? (Дети называют, учитель показывает их на карте.)

– Назовите город, в котором мы проживаем. (Агрыз). (Учитель показывает расположение города на карте.)

Это наша малая Родина, которая входит в состав Республики Татарстан. Сегодня мы будем говорить о нашем городе и ее символах.

2. Новая тема.

Ученик читает стихотворение об Агрызе (2 слайд)

Агрыз мой – милый север Татарстана,
Берёзы загляделись в светлый Иж.
Любить тебя, Агрыз, не перестану;
Звездою в сердце ты в моем горишь!

Ф. Хакимова.

Учитель: Город как люди. У каждого свое лицо. Агрыз – город железнодорожников, город-труженик. Он просыпается и засыпает под перестук вагонных колес, громыхание тяжеловесных составов. Здесь есть вокзал, локомотивные и вагонные депо, дистанции путей, сигнализации и связи. Через станцию Агрыз круглосуточно в четырех направлениях проходят транзитные поезда.(3 слайд). Хотя наш город и небольшой, но имеет славную историю, так как со дня его основания прошло 364 года, а с присвоения статуса города – 74 года. (4 слайд) За этот период, когда Агрыз стал городом, в его жизни произошли большие изменения.

Ребята, какие нации живут в нашем городе? (татары, русские, марийцы, удмурты)

На сегодняшний день в городе проживает 19тыс. человек. Татары составляют 59,9 %, русские 25%, марийцы 7,3 %, удмурты 6,4 %, остальные – представители других наций.

3. Знакомство с темой занятия.

Учитель: Наш Агрызский район имеет свои государственные символы – флаг, герб. (Показывает флаг и герб.)

Игровой момент.

Ребята, давайте соберём из этих пазлов рисунок. Что у нас получится? (Учитель раздает в коробке пазлы. Работа выполняется под запись песен татарских композиторов. )

Что получилось? (Герб Агрызского района.) (5 слайд)

К нам на классный час пришли гости. Это учащиеся 8-го класса приготовили нам сообщения о символах нашего города.

4. Ученики 8-го класса рассказывают и показывают символы Агрызского района.

1-ый ученик 8 кл.: Добрый день! Я сейчас вам расскажу о гербе нашего Агрызского района.

Обоснование символики герба.

Агрызская земля богата своей историей и традициями. Районный центр – город Агрыз известен с 1646 года. В гербе района отражены его исторические, этнографические и социально-хозяйственные особенности. Главная фигура герба, сидящий на коне всадник в национальных татарских одеждах, символически отражает легенду об основателе этого поселения по имени Агрыз (Эгерже). Устремленная вперед рука всадника, символизирует стремление жителей Агрызского района к светлому будущему, а расположенная вверху щита восьми лучевая звезда ("роза ветров") также символизирует соединение усилий всех народов населяющих район в достижении общих целей. Золотое крыло является символом железнодорожного транспорта (станция Агрыз – крупнейший железнодорожный узел Республики Татарстан).

Агрызский район с юга омывают воды Нижнекамского водохранилища, которое представлено в гербе лазурной оконечностью.

Особенностью района является его сельскохозяйственная направленность: возделываются зерновые культуры (яровая пшеница, озимая рожь), выращивается картофель, сахарная свёкла; развито мясомолочное производство. Все это символически отражено в гербе зеленым полем щита.

Серебро – символ ясности, открытости, примирения, невинности.

Золото – символ урожая, богатства, стабильности, уважения и интеллекта.

Чёрный цвет – символ вечности, мудрости, скромности.

Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, природу, плодородие.

Красный цвет – символ мужества, силы и красоты, праздника.

Лазурь – символ возвышенных устремлений, чести, славы, преданности, бессмертия.

Авторская группа:

Идея герба: Камиль Мухаметшин (г. Агрыз).

Доработка герба произведена Геральдическим советом при Президенте Республики Татарстан совместно с Союзом геральдистов России в составе:

Рамиль Хайрутдинов (Казань), Радик Салихов (Казань), Ильнур Миннуллин (Казань), Константин Мочёнов (Химки), Оксана Афанасьева (Москва), Вячеслав Мишин (Химки).

2-ый ученик 8 кл.: Здравствуйте! Я сейчас вам расскажу о флаге нашего Агрызского района. (6 слайд)

Флаг в переводе с греческого означает “гореть, озарять”. Он сравнивается с факелом, который освещает путь человеку, рассеивает тьму.

С давних времен существует традиция в армии: принимая присягу, молодые бойцы, опускаясь на одно колено, целуют край знамени, присягая верой и правдой служить своему Отечеству.

Флаги бывают военными, государственными, торговыми.

"Флаг Агрызского района представляет собой прямоугольное зеленое полотнище с отношением ширины к длине 2:3, по нижнему краю которого – голубая полоса шириной 1/6 ширины полотнища; в середине полотнища на голубой полосе фигура всадника из герба района выполненная белыми, серыми, черными и красными цветами; в крыже – серебряная восьми лучевая звезда с золотым крылом распростертому от древка".

Флаг разработан на основе герба района.

5. Итог классного часа.

– Ребята, Агрыз какой город и сколько ему лет?

– Перечислите символы Агрызского района.

– Кто изображён на главной фигуре герба?

– Что символически отражено в гербе зеленым полем щита и лазурной оконечностью?

– Какие флаги бывают?

В конце классного часа слушается запись песни на татарском языке об Агрызе. (7,8,9 слайды о природе родного края)

“Әгерҗем – туган төбәгем”
Чыңгыз Мусин сүзләре
Әнвәр Бакиров музыкасы
Берәүләр китә сәфәргә,
Берәүләр көтә кунак.
Күпләр кайта туган якка
Ерак җирләрдән урап.

Кушымта:

Әгерҗем – туган төбәгем,
Назлап тирбәткән бишек.
Гүзәл калам, хөр яшә син,
Җырдан җырларга күчеп.

Җилбер-җилбер җилләр исә,
Кошлар сайрый тирәктә.
Әгеҗенең бер гүзәле
Ялкын салды йөрәккә.

Кушымта:

Яшең өлкән, халкың күркәм,
Төренгәнсең гөлләргә.
Хисем ташый, дәртем арта,
Урамыңда йөргәндә.

Кушымта:

Киң кырларың, болыннарың
Яшел келәм ябынган.
Җылы җилләр, назлы җилләр
Исә кыйбла ягыннан.

Список использованной литературы

  1. Агрызский край: исторические страницы. – Казань: Издательство “Слово” 2008. – 415 с.
  2. Мой Агрыз – моя песня сердца. Агрызский район: прошлое и настоящее, люди и их дела. Казань. – 2004. – 479 с.

Сайты в интернете:

  1. ru.wikipedia.org/wiki/Агрыз,
  2. www.mojgorod.ru/r_tatarstan/agryz/index/
  3. http://www.smgrf.ru/cities
  4. http://agryz.tatarstan.ru/

Презентация