Задачи урока:
Образовательные:
- Совершенствование работы в среде программирования Qbasic;
- Совершенствовать универсальные учебные умения;
Развивающие:
- Развитие творческих способностей;
- Развитие пространственного мышления, памяти.
- Развитие умений самостоятельной работы;
- Развитие умений оказывать помощь другим.
- Развитие умений работать в коллективе;
Воспитательные:
- Закрепление умений контролировать и оценивать выполнение собственных действий;
- Воспитание позитивного отношения к работе.
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:
Познавательные:
- Контроль процесса выполнения заданий
- Оценка выполнения заданий;
- Самостоятельная познавательная деятельность
Регулятивные:
- Совершенствование трудолюбия;
- Повышение старательности.
Коммуникативные:
- Умение слушать других;
- Умение отстаивать свое мнение;
- Умение работать в команде.
Необходимое оборудование и материалы:
Аппаратные средства: Компьютер учителя, проектор, компьютеры для учащихся с работающей сетью (возможность у учащихся подключить сетевой диск с заданиями).
Ход урока
Организационный момент. Учащиеся готовятся к уроку. Занимают рабочие места за партой. Приветствие учителя. Проверка присутствующих.
Выбор помощника учителя
.Метод “Считалка”
Цель: настроить учащихся на занятие, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуацию личной заинтересованности, выбрать помощника учителю.
Участники: все обучающиеся.
Время проведения: 2 минуты.
Необходимые материалы: вспомнить детскую считалку.
Проведение: Посчитаться, найти ведущего урока.
Вхождение или погружение в тему:
Цель: вспомнить изученный материал.
Участники: все обучающиеся.
Время проведения: 5 минут.
Необходимые материалы: рабочая тетрадь, ручка.
Проведение:
Выбранный помощник учителя, отвечая на вопросы, помогает учащимся вспомнить изученный материал.
Если ответ неверный, то учащиеся поправляют отвечающего. Если ответа нет, то отвечающий просит выбранного им ученика о помощи: “Вытащи меня”.
Задача учителя сформулировать вопросы в зависимости от уровня знаний учащихся. (см. рис 1. см слайд 2,3)
Система команд исполнителя CIRCLE
Рис. 1. |
|
Окружность CIRCLE (x,y),r,c (x,y) – координаты цента окружности; r – радиус; c – цвет окружности. |
Круг |
Формирование ожиданий учеников: Метод “Домик”
Цель: наметить собственные задачи, определить цель.
Участники: все обучающиеся.
Время проведения: 2 минуты.
Необходимые материалы: заготовка домика (см. рис.2, см Приложение 3), карандаши красного и зеленого цвета.
Проведение: каждый определяет для себя цель, оценивает свои силы. Карандашом красного цвета рисуют изображение человечка, на каком либо из этажей. На 5 значит, сможет выполнить 5 заданий. На первом значит, выполнит одно и т.д.
Варианты / примечания: Домик может быть нарисован учеником самостоятельно в своей рабочей тетради.
Рис.2. Домик
В домике пять этажей. В практической работе будет пять заданий. Каждое правильно выполненное задание позволяет ученику подняться на следующий этаж Ученики “рисуют” себя на желаемом этаже домика
Пояснения учителя.
Цель: познакомить учащихся со структурой и объемом практической работы; дать пояснения к заданиям
Участники: все обучающиеся.
Время проведения:8 минут.
Необходимые материалы: Рабочая тетрадь
(См слайд 4)
Задание 1
Cls
Input “ Введи значения координат x,y”; x,y
Input “ Определи цвет заливки окружности”; с1
Input “ Определи цвет контура окружности”; с2
Screen 11
Window (0,0)-(319,199)
CIRCLE (x, y),r, c
PAINT (x,y),c1,c2
Задание 2 (См слайд 5)
Усложним предыдущее задание.
Cls |
Рис.3. Задание 2 |
Задание 3 (см слайд 6)
Cls |
Рис.4. Задание 3 |
Задание 4 (см слайд 7)
Cls |
Рис.5. Задание 4 |
Задание 5(см слайд 8)
Cls |
Рис.6. Задание 5 |
Метод “Домик”
Цель: изменить собственные задачи, определить новую цель.
Участники: все обучающиеся.
Время проведения: 1 минута
Физкультминутка
Метод релаксации. Игра “Курсорчик”
Цель: снять психическое и эмоциональное напряжение, восстановить состояние, способствующее эффективному обучению
Участники: все обучающиеся.
Время проведения: 3 минуты
Необходимые материалы: Определяем набор команд для исполнителя “Курсорчик”
Примерный набор команд:
Руки вверх; Руки вниз; Руки перед собой; Шагни вправо; Прыгни вниз.
Проведение: все учащиеся на время физкультминутки превращаются в исполнителей “Курсорчиков”
Варианты/ примечания
Если названа команда, которую исполнитель “Курсорчик” не знает, то учащиеся отвечают: “Отказ” Если команда обозначена в наборе команд исполнителя, но нет условий для ее выполнения, учащиеся отвечают “Не могу”
Команды в списке можно менять.
Учитель предлагает учащимся покинуть рабочие места за партой и рассредоточиться по кабинету. Модератор называет команды из СКИ. Учащиеся их выполняют.
Проработка содержания темы: Метод “10 вопросов”
Цель: Устранить неясности, недопонимания в изложенном нового материала, настроить учащихся на выполнение практических заданий на компьютере.
Участники: все обучающиеся.
Время проведения: 5 минут
Необходимые материалы:
На ватмане (на школьной доске, в текстовом документе) запишите цифры: 1,2.3….9,10
Проведение: учащиеся задают учителю 10 вопросов по изложенному материалу. Учитель отвечает на каждый вопрос. А зачеркивает очередную цифру, если вопрос соответствует теме.
Учащиеся задают вопросы учителю. Учитель отвечает на них.
Выполнение практических заданий. Время проведения: 15 минут. (см. Приложение 1)
Запустите среду программирования Qbasic.
Задание 1 (см слайд 4)
1. Наберите команды
Cls
Input “ Введи значения координат x, y”; x, y
Input “ Определи цвет заливки окружности”; с1
Input “ Определи цвет контура окружности”; с2
Screen 11
Window (0, 0)-(319,199)
2. Наберите команды, с помощью которых исполнитель CIRCLE начертит на экране окружность цвета заливки – с1, цвет контура окружности – с2 с центром в точке (x,y) и радиусом r
3. Отладьте набранную вами программу.
Контрольная точка. Покажи результат учителю.
Задание 2
1. Отредактируйте программу (см. задание 1, слайд 4)
Cls
Input “ Введи значения координат x,y”; x,y
Input “ Определи цвет заливки окружности”; с1
Input “ Определи цвет контура окружности”; с2
Screen 11
Window (0,0)-(319,199)
For i=1 to 3
CIRCLE (x,y),r,c
PAINT (x,y),c1,c2
…………………………
Next i
2. Добавьте команду после, выполнения которой на экране появится изображение (см. рис 1)
Рис.1. Задание 2
Контрольная точка. Покажи результат учителю.
Задание 3
1. Отредактируйте программу (см. задание 2, слайд 5)
2. Измените команду после, выполнения которой на экране появится изображение (см. рис 2)
Рис.2. Задание 3
Контрольная точка. Покажи результат учителю.
Задание 4
1. Отредактируйте программу (см. задание 3, слайд 7)
2. Измените команду после, выполнения которой на экране появится изображение (см. рис 3)
Рис.3. Задание 4
Контрольная точка. Покажи результат учителю
Задание 5
1. Отредактируйте программу (см. задание 4, см слайд 8)
2. Измените команду после, выполнения которой на экране появится изображение (см. рис 4)
Рис.4. Задание 5
Контрольная точка. Покажи результат учителю
Завершить работу со средой программирования Qbasic.
Подведение итогов. Метод рефлексии “Подставь плечо”.
Цель: осмысление новых знаний, самооценка себя, оценить собственный вклад в работу, отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока.
Участники: все обучающиеся.
Время проведения: 5 минут
Необходимые материалы:
Раздаточный материал – тестовое задание (см Приложение 2)
Проведение: каждый оценивает свою
работу, предлагает свою помощь другому ученику.
Затем в группе идет обсуждение вопроса теста
и записывается ответ.
Учащиеся, выполнившие все
практические задания учителя, добрались
до последнего этажа домика, могут предложить
свою помощь однокласснику.
Учитель напоминает ученикам, что у домика есть чердак. А там спрятан секрет. Предлагает подставить плечо другу и подняться на чердак. Для этого достаточно вместе ответить на четыре вопроса теста “Проверь себя”.
Тест “Проверь себя” (см слайд 9)
Вопрос 1
Продолжи фразу
Базовая структура алгоритма, в которой многократно выполняются некоторые действия …
Вопрос 2 (см слайд 10)
Найди пару
1 Screen 11 |
2 Screen 11 |
3 Круг перемещается вдоль оси Y |
4 Круг перемещается вдоль оси Х |
Вопрос 3 (см слайд 11)
Дан фрагмент программы. Допущена ли ошибка в записи 60 строки?
10 Screen 11
20 Window (0,0)-(319,199)
30 For i=1 to 3
40 CIRCLE (x, y), r, c
50 PAINT (x, y), c1, c2
60 X=x+20
70 Next i
Вопрос 4
Значение переменной х после выполнения фрагмента программы
x=50
Screen 11
Window (0,0)-(319,199)
For i=1 to 3
CIRCLE (x, 23), 10
x=x+10
Next i
будет равно:
а) 50 б) 60 в) 70 г) 80
После ответов на тест учащиеся демонстрируют свои успехи. По желанию “Домики” можно закрепить на доске. Можно сохранить их и в своем портфолио. Учащиеся записывают домашнее задание. Учитель заносит оценки в электронный журнал и выставляет оценки в дневник.
Желаем удачи!