Типы алгоритмов

Разделы: Информатика


Задачи урока:

Образовательные:

  • Совершенствование работы в среде программирования Qbasic;
  • Совершенствовать универсальные учебные умения;

Развивающие:

  • Развитие творческих способностей;
  • Развитие пространственного мышления, памяти.
  • Развитие умений самостоятельной работы;
  • Развитие умений оказывать помощь другим.
  • Развитие умений работать в коллективе;

Воспитательные:

  • Закрепление умений контролировать и оценивать выполнение собственных действий;
  • Воспитание позитивного отношения к работе.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:

Познавательные:

  • Контроль процесса выполнения заданий
  • Оценка выполнения заданий;
  • Самостоятельная познавательная деятельность

Регулятивные:

  • Совершенствование трудолюбия;
  • Повышение старательности.

Коммуникативные:

  • Умение слушать других;
  • Умение отстаивать свое мнение;
  • Умение работать в команде.

Необходимое оборудование и материалы:

Аппаратные средства: Компьютер учителя, проектор, компьютеры для учащихся с работающей сетью (возможность у учащихся подключить сетевой диск с заданиями).

Ход урока

Организационный момент. Учащиеся готовятся к уроку. Занимают рабочие места за партой. Приветствие учителя. Проверка присутствующих.

Выбор помощника учителя.

Метод “Считалка”

Цель: настроить учащихся на занятие, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуацию личной заинтересованности, выбрать помощника учителю.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 2 минуты.

Необходимые материалы: вспомнить детскую считалку.

Проведение: Посчитаться, найти ведущего урока.

Вхождение или погружение в тему:

Цель: вспомнить изученный материал.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 5 минут.

Необходимые материалы: рабочая тетрадь, ручка.

Проведение:

Выбранный помощник учителя, отвечая на вопросы, помогает учащимся вспомнить изученный материал.

Если ответ неверный, то учащиеся поправляют отвечающего. Если ответа нет, то отвечающий просит выбранного им ученика о помощи: “Вытащи меня”.

Задача учителя сформулировать вопросы в зависимости от уровня знаний учащихся. (см. рис 1. см слайд 2,3)

Система команд исполнителя CIRCLE

Рис. 1.

Окружность
CIRCLE (x,y),r,c
(x,y) – координаты цента окружности;
r – радиус;
c – цвет окружности.

Круг
CIRCLE (x, y),r, c
PAINT (x, y), c1, c2
(x,y) – координаты цента окружности;
r – радиус;
c цвет окружности;
С1– цвет заливки окружности;
С2– цвет контура окружности.

Формирование ожиданий учеников: Метод “Домик”

Цель: наметить собственные задачи, определить цель.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 2 минуты.

Необходимые материалы: заготовка домика (см. рис.2, см  Приложение 3), карандаши красного и зеленого цвета.

Проведение: каждый определяет для себя цель, оценивает свои силы. Карандашом красного цвета рисуют изображение человечка, на каком либо из этажей. На 5 значит, сможет выполнить 5 заданий. На первом значит, выполнит одно и т.д.

Варианты / примечания: Домик может быть нарисован учеником самостоятельно в своей рабочей тетради.

Рис.2. Домик

В домике пять этажей. В практической работе будет пять заданий. Каждое правильно выполненное задание позволяет ученику подняться на следующий этаж Ученики “рисуют” себя на желаемом этаже домика

Пояснения учителя.

Цель: познакомить учащихся со структурой и объемом практической работы; дать пояснения к заданиям

Участники: все обучающиеся.

Время проведения:8 минут.

Необходимые материалы: Рабочая тетрадь

(См слайд 4)

Задание 1

Cls
Input “ Введи значения координат x,y”; x,y
Input “ Определи цвет заливки окружности”; с1
Input “ Определи цвет контура окружности”; с2
Screen 11
Window (0,0)-(319,199)
CIRCLE (x, y),r, c
PAINT (x,y),c1,c2

Задание 2 (См слайд 5)

Усложним предыдущее задание.

Cls
Input “ Введи значения координат x,y”; x,y
Input “ Определи цвет заливки окружности”; с1
Input “Определи цвет контура окружности”; с2
Screen 11
Window (0,0)-(319,199)
For i=1 to 3
CIRCLE (x, y),r, c
PAINT (x, y),c1,c
Next i

Рис.3. Задание 2

Задание 3 (см слайд 6)

Cls
Input “ Введи значения координат x,y”; x,y
Input “ Определи цвет заливки окружности”; с1
Input “ Определи цвет контура окружности”; с2
Screen 12
Window (0,0)-(319,199)
For i=1 to 2
CIRCLE (x, y),r, c
PAINT (x, y),c1,c2
Next i

Рис.4. Задание 3

Задание 4 (см слайд 7)

Cls
Input “ Введи значения координат x,y”; x,y
Input “ Определи цвет заливки окружности”; с1
Input “ Определи цвет контура окружности”; с2
Screen 11
Window (0,0)-(319,199)
For i=1 to 2
CIRCLE (x, y),r, c
PAINT (x, y),c1,c2
…………………
…………………
Next i

Рис.5. Задание 4

Задание 5(см слайд 8)

Cls
Input “ Введи значения координат x,y”; x,y
Input “ Определи цвет заливки окружности”; с1
Input “ Определи цвет контура окружности”; с2
Screen 11
Window (0,0)-(319,199)
For i=1 to 2
CIRCLE (x, y),r, c
PAINT (x, y),c1,c2
…………………
…………………
Next i

Рис.6. Задание 5

Метод “Домик”

Цель: изменить собственные задачи, определить новую цель.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 1 минута

Физкультминутка

Метод релаксации. Игра “Курсорчик”

Цель: снять психическое и эмоциональное напряжение, восстановить состояние, способствующее эффективному обучению

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 3 минуты

Необходимые материалы: Определяем набор команд для исполнителя “Курсорчик”

Примерный набор команд:

Руки вверх; Руки вниз; Руки перед собой; Шагни вправо; Прыгни вниз.

Проведение: все учащиеся на время физкультминутки превращаются в исполнителей “Курсорчиков”

Варианты/ примечания

Если названа команда, которую исполнитель “Курсорчик” не знает, то учащиеся отвечают: “Отказ” Если команда обозначена в наборе команд исполнителя, но нет условий для ее выполнения, учащиеся отвечают “Не могу”

Команды в списке можно менять.

Учитель предлагает учащимся покинуть рабочие места за партой и рассредоточиться по кабинету. Модератор называет команды из СКИ. Учащиеся их выполняют.

Проработка содержания темы: Метод “10 вопросов”

Цель: Устранить неясности, недопонимания в изложенном нового материала, настроить учащихся на выполнение практических заданий на компьютере.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 5 минут

Необходимые материалы:

На ватмане (на школьной доске, в текстовом документе) запишите цифры: 1,2.3….9,10

Проведение: учащиеся задают учителю 10 вопросов по изложенному материалу. Учитель отвечает на каждый вопрос. А зачеркивает очередную цифру, если вопрос соответствует теме.

Учащиеся задают вопросы учителю. Учитель отвечает на них.

Выполнение практических заданий. Время проведения: 15 минут. (см. Приложение 1)

Запустите среду программирования Qbasic.

Задание 1 (см слайд 4)

1. Наберите команды

Cls
Input “ Введи значения координат x, y”; x, y
Input “ Определи цвет заливки окружности”; с1
Input “ Определи цвет контура окружности”; с2
Screen 11
Window (0, 0)-(319,199)

2. Наберите команды, с помощью которых исполнитель CIRCLE начертит на экране окружность цвета заливки – с1, цвет контура окружности – с2 с центром в точке (x,y) и радиусом r

3. Отладьте набранную вами программу.

Контрольная точка. Покажи результат учителю.

Задание 2

1. Отредактируйте программу (см. задание 1, слайд 4)

Cls
Input “ Введи значения координат x,y”; x,y
Input “ Определи цвет заливки окружности”; с1
Input “ Определи цвет контура окружности”; с2
Screen 11
Window (0,0)-(319,199)
For i=1 to 3
CIRCLE (x,y),r,c
PAINT (x,y),c1,c2
…………………………
Next i

2. Добавьте команду после, выполнения которой на экране появится изображение (см. рис 1)

Рис.1. Задание 2

Контрольная точка. Покажи результат учителю.

Задание 3

1. Отредактируйте программу (см. задание 2, слайд 5)

2. Измените команду после, выполнения которой на экране появится изображение (см. рис 2)

 

Рис.2. Задание 3

Контрольная точка. Покажи результат учителю.

Задание 4

1. Отредактируйте программу (см. задание 3, слайд 7)

2. Измените команду после, выполнения которой на экране появится изображение (см. рис 3)

Рис.3. Задание 4

Контрольная точка. Покажи результат учителю

Задание 5

1. Отредактируйте программу (см. задание 4, см слайд 8)

2. Измените команду после, выполнения которой на экране появится изображение (см. рис 4)

Рис.4. Задание 5

Контрольная точка. Покажи результат учителю

Завершить работу со средой программирования Qbasic.

Подведение итогов. Метод рефлексии “Подставь плечо”.

Цель: осмысление новых знаний, самооценка себя, оценить собственный вклад в работу, отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 5 минут

Необходимые материалы:

Раздаточный материал – тестовое задание (см  Приложение 2)

Проведение: каждый оценивает свою работу, предлагает свою помощь другому ученику. Затем в группе идет обсуждение вопроса теста
и записывается ответ.

Учащиеся, выполнившие все практические задания учителя, добрались
до последнего этажа домика, могут предложить свою помощь однокласснику.

Учитель напоминает ученикам, что у домика есть чердак. А там спрятан секрет. Предлагает подставить плечо другу и подняться на чердак. Для этого достаточно вместе ответить на четыре вопроса теста “Проверь себя”.

Тест “Проверь себя” (см слайд 9)

Вопрос 1

Продолжи фразу

Базовая структура алгоритма, в которой многократно выполняются некоторые действия …

Вопрос 2 (см слайд 10)

Найди пару

1

Screen 11
Window (0,0)-(319,199)
For i=1 to 3
CIRCLE (x,y),r,c
PAINT (x,y),c1,c2
x=x+20
Next i

2

Screen 11
Window (0,0)-(319,199)
For i=1 to 3
CIRCLE (x,y),r,c
PAINT (x,y),c1,c2
y=y+20
Next i

3

Круг перемещается вдоль оси Y

4

Круг перемещается вдоль оси Х

Вопрос 3 (см слайд 11)

Дан фрагмент программы. Допущена ли ошибка в записи 60 строки?

10 Screen 11
20 Window (0,0)-(319,199)
30 For i=1 to 3
40 CIRCLE (x, y), r, c
50 PAINT (x, y), c1, c2
60 X=x+20
70 Next i

Вопрос 4

Значение переменной х после выполнения фрагмента программы

x=50
Screen 11
Window (0,0)-(319,199)
For i=1 to 3
CIRCLE (x, 23), 10
x=x+10
Next i

будет равно:

а) 50 б) 60 в) 70 г) 80

После ответов на тест учащиеся демонстрируют свои успехи. По желанию “Домики” можно закрепить на доске. Можно сохранить их и в своем портфолио. Учащиеся записывают домашнее задание. Учитель заносит оценки в электронный журнал и выставляет оценки в дневник.

Желаем удачи!

Приложения

Презентация