Одним из направлений совершенствования общего образования, и начальной школы в том числе, является информатизация. Организуя учебный процесс, формирую информационно-коммуникационную компетентность младших школьников.
ИК компетентность (ИКК) включает в себя:
- умение ориентироваться в возросшем потоке информации;
- осознание необходимости и готовность к работе с информацией;
- понимание важности, значимости информации, работы с информационно-коммуникационными средствами;
- умение отыскивать информацию, обрабатывать, осмысливать, хранить;
- умения, навыки работы с техническими ресурсами и средствами;
- использование электронных ресурсов, таблиц, мультимедийных презентаций;
- представление информации аудитории с использованием информационных средств.
Таким образом, применение ИКТ в обучении младших школьников представляется целесообразным. Однако следует помнить, что компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Использую ИКТ на уроках в следующих направлениях:
- поиск информации (работа с существующими каталогами и поисковыми системам в классе и дома);
- наглядная демонстрация процесса (возможности программ:PowerPoint, Wordи др.);
- создание информационных и творческих проектов детьми (PowerPoint, Word, Publisher, Exsel);
- контроль деятельности;
- использование электронных книг, энциклопедий, учебных пособий;
- творческая деятельность детей (PowerPoint, Paint, Word, Publisher);
- использование принтера, сканера, проектора;
- дидактические материалы поддержки учебного процесса.
На данном уроке включение ИКТ позволяет:
- активизировать деятельность учащихся на разных этапах урока;
- усилить образовательные эффекты (видеофрагмент, слайд-шоу);
- повысить качество усвоения материала (работа с электронными схемами, использование Интернета);
- овладеть практическими способами работы с информацией (работа в сети Интернет, работа с электронной энциклопедией);
- обеспечить наглядную демонстрацию учебного процесса;
- использовать возможности графического редактора (работа в Paint);
- повысить эмоциональный и эстетический уровень урока;
- создать доброжелательную атмосферу на уроке (аудиозапись, слайд-шоу).
Фрагменты урока, на которых используется презентация, отражают один из принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности).
Таким образом, использование ИКТ в учебном процессе оправдывает себя во всех отношениях.
Цели урока:
Образовательный аспект:
- обеспечить усвоение учащимися некоторых отличительных признаков рыб (голова, туловище, жабры, плавники, хвост);
- познакомить с наиболее распространёнными аквариумными рыбками и другими обитателями аквариумов;
- познакомить с разнообразием форм, размеров, окраски аквариумных рыб;
- познакомить с видами аквариумов.
Развивающий аспект:
- развивать общеучебные универсальные действия (формулирование познавательной цели, поиск информации, умение строить речевые высказывания);
- развитие универсальных логических действий (умение анализировать, классифицировать, обобщать, находить ассоциации и пользоваться ими);
- развивать информационно-коммуникационную компетентность учащихся;
- развивать коммуникативные способности.
Воспитывающий аспект:
- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, бережное отношение к объектам природы;
- воспитывать культуру общения.
Оборудование:
- индивидуальный раздаточный материал (тексты);
- технические средства обучения (магнитофон);
- приспособления для ухода за аквариумом (компрессор, сачок, скребок);
- выставка книг по теме;
- компьютер, мультимедийный проектор;
- видеофрагмент “Аквамузей”;
- наглядность – презентация по теме;
- DVD диск “Энциклопедия Кирилла и Мефодия”.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний.
1) – Сегодня продолжим разговор о рыбках, как одной из групп животных.
– Вспомним части тела рыб. Слайд № 1
(Голова, жабры, туловище, плавники, хвост)
– Чем покрыто туловище рыб?
– Каким органом являются жабры?
– Какую роль играют плавники и хвост?
2)
– На какие группы по способу питания делятся рыбы?(мирные, хищные, аквариумные)
– Чем питаются хищники, мирные, аквариумные рыбы?
3) – Какие группы рыб ещё выделяют учёные?
(по месту обитания – морские, озёрные и речные, аквариумные)
– Назовите морских, озёрных, аквариумных рыб. Слайд № 2
III.
1) Учебник, стр. 40
– Прочитайте загадку.
– Запишем ответ в учебнике – аквариум.
(слово на доске)
– Сегодня мы попытаемся заглянуть в мир аквариума и поговорим об обитателях аквариума. Слайд № 3
2) – Что бы вы хотели узнать об аквариумных рыбках?
– Вот вы и сформулировали цели нашего урока, конкретизируем.
Чтение учеником “Что хотим узнать?” Слайд № 4
IV.
Организация восприятия и осмысления новой информации. – Посмотрите на слайд. Слайд № 5
– Кто обитает в аквариуме?
– Какие рыбки вам знакомы?
1) Сообщение ученика. Слайд № 7
Меченосец – аквариумная рыбка, получил название из-за того, что хвостовой плавник у самцов вытянут в виде меча. Родина меченосцев – Центральная Америка.
– Чем запомнилась рыбка?
2) Организация работы за компьютером. Поиск информации в сети Интернет по заданному адресу (ribki.at.ua)
– Чем понравилась рыбка?
– Что запомнили?
Обобщение ответов детей. Слайд № 8
Гуппи – самые распространенные аквариумные рыбки. Самцы ярче, наряднее самок. Гуппи – живородящие рыбки. Обладатели роскошных хвостовых плавников. Самые настоящие модницы. Их родина Южная Америка.3) Сообщение учителя.
Слайд № 9
Скалярии – распространённые аквариумные рыбки, крупные, поэтому аквариум им нужен просторный. Скалярии очень заботливые мамы – ухаживают за икрой и мальками.
– Какие отличительные особенности у этой рыбки?
4) – Как вы думаете, почему эту рыбку назвали “золотой”? Слайд № 10
- Давным-давно в Китае из золотого карася учёные вывели золотых рыбок.
– Предлагаю причитать интересные сведения о рыбке.
(Самостоятельное чтение текста учениками)
Золотые рыбки способны жить в холодной воде. Они много едят и потребляют много кислорода. Любят купаться в песке, выдёргивая при этом растения.
Ныне одна из самых популярных аквариумных рыбок. Её разводят не только в аквариумах, но и в прудах. Такие водоёмы можно увидеть в Бельгии.
– Что узнали?
(Ответы детей)
5) – Вуалехвост – разновидность золотой рыбки. Слайд № 11
Физминутка
V. Обобщение. Первичная проверка понимания.
1) – Названия каких аквариумных рыб запомнили?
– Ответьте на мои вопросы. Слайд № 5
– Где золотая рыбка?
– Откуда выплывает меченосец?
2) – Назовите обитателей аквариума. Слайд № 12
– Какую роль играют улитки?
Сообщение учителя.
Кроме рыб, в аквариуме иногда поселяют других животных: моллюсков, раков, черепах. Самые частые обитатели аквариумов – улитки –катушки, которые счищают водоросли со стекла.
VI. Внутреннее повторение и применение полученных знаний для приобретения новых.
– Для чего люди разводят рыбок в аквариумах?
– Попробуйте объяснить значение слова аквариумист.
(Человек, который занимается разведением рыбок в домашних условиях, то есть в аквариумах.)
– А у нас в классе есть аквариумисты.
Сообщение ученика “Как ухаживать за аквариумом”. Слайд № 5
Аквариум нужно устанавливать на прочной ровной подставке, лучше возле стены, примыкающей к окну, иначе избыток света вызывает цветение воды (вода зеленеет).
Заселять аквариум рыбками нужно через три дня после посадки растений.
Кормить рыбок необходимо в определённое время и специальным кормом.
Для поддержания нужной температуры используют обогреватель.
Для ухода за аквариумом нужны: плавающие кормушки, скребок для очистки стёкол от водорослей и сачки для отлова рыбок.
– Что необходимо для ухода за аквариумом? (Показать приспособления.)
– Что ещё запомнили?
Физминутка
Вывод:
– Кто обитатели аквариума?
– Какие бывают рыбки?
– Как кормить рыбок?
– Как ухаживать за аквариумом?
Чтение вывода учеником. Слайд №13
Работа с опорными для памяти и восприятия материалами.
VII.
– Предлагаю посмотреть интересные фотографии.
– Великого композитора Сен – Санса вдохновило многообразие аквариумных рыб и он написал замечательную музыку “Аквариум”.
- Прослушивание.
– Что представили? Каких рыбок представили?
VIII.
– Ребята, вы любите путешествовать?
– Предлагаю вам отправиться в замечательную страну Швецию в город Стокгольм, где находится удивительный Аквамузей (Музей воды).
- Видеофрагмент
– Вам понравилось?
-Существуют домашние аквариумы (пресноводные) и музейные (пресноводные и морские) аквариумы, их ещё называют океанариумы.
(Санкт – Петербург, Севастополь, Мурманск и др. г.)
IX.
– Где можно подробнее узнать об аквариумных рыбках?
- Источники знаний. Слайд № 25.
- Работа с диском “Энциклопедия Кирилла и Мефодия”.
(Ученик читает статью.)
– Что было интересно на уроке?
– Кому сделаете комплимент?
X. Творческие работы детей.
1 группа – Компьютерное рисование аквариума (программа Paint)
2 группа – Работа с учебником (стр.40), изготовление диафильма:
– выяснить значение слова диафильм,
– объяснить ход работы.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
-
http://wikipedia.ru
http://ribki.at.ua
http://aquadomik.ru
- Гусев В.Г. Наши питомцы – М, 1987.
- Кочетов С. Аквариум – М, 1990.
- Сладков Н. Рыбы – Дет. лит., 1986.