Цель занятия:
- Познакомить детей с гужевым транспортом, как и где он используется.
- Уточнить представления детей о транспорте нашего города и использования его людьми.
- Закрепить представления о разных видах транспорта.
- Воспитывать интерес и любовь к своему городу, и желание узнать о нём больше.
- Развивать умение соблюдать правила поведения в транспорте и на улицах города.
Словарная работа: Гужевой транспорт, собачья упряжка, оленья упряжка.
Материал: Кукла Буратино, игрушки или картинки на фланелеграфе: бензовоз, хлебовоз, полицейская машина, машина скорой помощи, теплоход, баржа, самолёт, вертолёт, лошадь, собачья упряжка, оленья упряжка, географическая карта России.
Предварительная работа. Экскурсии по городу.
Наблюдения за поведением людей в транспорте и на улицах города.
Беседы о транспорте.
Чтение произведений: “Как ребята переходили улицу” Н.Калинина, “Улица, где все спешат” И.Серяков, “Машины” Я. Пишумов.
Разучивание стихов: “Светофор” С.Михалков, “Светофор” А. Северный.
Рассматривание иллюстраций.
Ход урока
Появляется Буратино.
Буратино. Здравствуйте, ребята! Я приехал к вам в гости и хочу познакомиться с вами.
Дети называют свои имена.
Воспитатель. Буратино, а ты откуда приехал к нам?
Буратино. Я приехал к вам из детского сада “Золотой ключик”. А как называется ваш детский сад?
Дети. Наш детский сад называется “Звёздочка”.
Буратино. А где он находится?
Дети. Наш детский сад находится в городе Ленске, улица Таёжная, дом №1.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, на чём мог приехать к нам Буратино?
Ответы детей.
Воспитатель. А вот вы отгадайте загадку и узнаете, на чём приехал к нам Буратино.
Что за чудо синий дом!
Ребятишек много в нём,
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Дети. Автобус.
Буратино. Вы отгадали, я приехал к вам на автобусе. Ехал я на автобусе и всю дорогу смотрел в окно. И по дороге видел много разных машин. А вы знаете, какие машины есть в вашем городе?
Воспитатель. Ребята, кто знает, какие машины есть в нашем городе?
Дети называют разные машины, а воспитатель выставляет иллюстрации.
Воспитатель. А зачем в нашем городе нужно так много разных машин? Как называется эта машина?
Воспитатель показывает иллюстрации, а дети называют машину и для чего она нужна.
Ответы детей. Бензовоз возит бензин. Лесовоз возит брёвна. Хлебовоз возит хлебобулочные изделия.
Воспитатель. Вот видишь, Буратино, машины разные нужны и каждая выполняет свою работу.
Буратино, а ты видел нашу реку Лену? По реке тоже движется много разного транспорта. Ребята, как называется такой вид транспорта, назовите одним словом?
Ответы детей. Это водный транспорт.
Воспитатель. Правильно, лодка, пароход, катер, танкер, теплоход – водный транспорт. Выставляются иллюстрации.
А для чего используется водный транспорт? Что перевозит водный транспорт?
Ответы детей. Водный транспорт перевозит людей и разные контейнеры, трубы.
Воспитатель. Водный транспорт перевозит разные грузы и людей.
Ребята, а где можно увидеть много катеров, барж, пароходов? Как называется это место на берегу реки?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно это речной порт или пристань.
Буратино, а ещё в нашем городе есть аэропорт. Кто знает, что это такое?
Рассматриваются иллюстрации.
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, в аэропорт прилетают самолёты и вертолёты. Самолёты и вертолёты это тоже транспорт. Как называется этот вид транспорта?
Правильно, это воздушный транспорт.
Какая польза от воздушного транспорта?
Дети. Самолёты и вертолёты перевозят людей – пассажиров и разные грузы.
Воспитатель. Вот видишь Буратино, в нашем городе есть разные виды транспорта: водный, наземный, воздушный. И каждый вид транспорта нужен людям, трудится для людей и приносит пользу.
Физминутка
Дети выполняют танцевальные движения под песню “Весёлые путешественники” музыка Старокадомского.
На фланелеграф выставлены иллюстрации; оленья, собачья и лошадиная упряжки.
Воспитатель. Ребята, что здесь вы видите?
Дети. Люди едут на лошади, на собаках, на оленях, на верблюде.
Воспитатель. А как вы думаете, можно это назвать транспортом?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, если можно ехать, передвигаться – то это тоже транспорт. И называется он гужевым. Давайте все хором скажем новое слово “гужевой” транспорт.
Хоровой и индивидуальный повтор.
Воспитатель. И используется гужевой транспорт для перевозки людей и грузов. Гужевой транспорт используется там, где не может проехать машина, трактор.
А какое из животных используется в виде гужевого транспорта в нашем городе?
Дети. В нашем городе ездят на лошадях. Зимой лошадь везёт сани, летом телегу.
Воспитатель. Ребята, мы с вами живём в Якутии. Кто знает, какой ещё гужевой транспорт используется в Якутии?
Обратить внимание на иллюстрации.
Ответы детей.
Воспитатель. В Якутии ездят на оленях, на лошадях, на собаках. А вот в пустыне, где очень жарко живут верблюды. Верблюдов тоже используют для перевозки людей и грузов. Рассматривается иллюстрация.
Дидактическая игра: “Собери картинку по схеме из палочек”.
Дидактическая игра: “Правила поведения на дороге и в транспорте”.
Воспитатель называет правила поведения, дети внимательно слушают. Если описывается правильное поведение. То дети отвечают: “Это я, это я, это все мои друзья”. Если описывается отрицательные примеры, то дети молчат.
Кто дорогу переходит
Только там, где переход?
Кто бежит вперёд так скоро,
Что не видит светофора?
Знает кто, что красный свет
Означает – хода нет?
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой.
Кто старикам без лишних слов
Войти в трамвай помочь готов?
Кто, толкая всех вокруг,
Пробирается к окну?
Кто, уважая других пассажиров,
Ведёт себя сдержано и учтиво?
Кто сидит с надменным видом
На местах для инвалидов?
Кто из вас в вагоне тесном
Уступает старшим место?
Кто в автобусе ест мороженое,
Забыв, что делать это не положено?
Кто не любит глупых ссор,
В общественном транспорте вежлив и добр?
Воспитатель. Вот видишь Буратино, мы познакомились с гужевым транспортом. А вы ребята, запомнили, каких животных используют для перевозки людей и грузов?
Посмотрите на карту, наша Россия большая. Какой транспорт, вы выберете, чтобы добраться в Москву? И почему? На чём мы поплывём до Тихого океана? Как можно добраться в тундру, где много снега, нет дорог и аэропорта?
Ответы детей. В Москву мы полетим на самолёте. До тихого океана мы поплывём по реке на пароходе.
Буратино. Спасибо ребята, я так много узнал о вашем городе и о вас. Приглашаю вас к себе в гости и вручаю вам билеты.
Буратино уходит.
Воспитатель. Ребята, рассмотрите свой билет, на нём есть подсказка на каком виде транспорта можно отправиться в гости к Буратино.
Дети обсуждают между собой.