Урок может проводиться как в одном классе, так и для параллельных классов, начиная с 9 после ознакомления с основными органическими соединениями. Полезен при подготовке к ЕГЭ – задание А30.
Цель занятия: изучить значение закона сохранения массы веществ и энергии М.В. Ломоносова при решении задач по термохимическому уравнению, анализируя одну из экологических проблем современности, связанную с глобальным потеплением.
Задачи:
Образовательные: Закрепление понятия о количестве вещества и единицах его измерения: моль, молярная масса, закон сохранения массы веществ и энергии, формулы, связывающие эти величины. Показ взаимосвязи физико-химических величин: массы, количества вещества, тепловой эффект химической реакции на примере конкретных веществ и смесей газов, которые окружают нас в повседневной жизни (природный газ, бензин, другие виды топлива).
Воспитательные: Воспитание умения работать в команде, организованности и самодисциплины, быстрота реакции, формирование мировоззрения, экологической грамотности, исследование психологического климата в коллективе.
Развивающие: Развитие абстрактного и логического мышления, математических и творческих способностей, художественного вкуса, использование средств интернета и компьютерных технологий при составлении и защите презентаций.
Методы: частично-поисковый.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, диски из серии “уроки Кирилла и Мефодия” Химия-8, химия-10; презентации учащихся. Портрет М.В. Лоионосова
На демонстрационном столе: лабораторные весы, схема Природный газ, коллекции Нефть и продукты ее переработки.
На доске: алгоритмы решения задач, формулы, эпиграф и тема урока, табло учета баллов команд, условия домашней задачи.
На партах: листочки для каждого участника и для списка команд, указатели с номерами команд, калькуляторы, учебники и тетради, пишущие принадлежности, составленные в опережающем творческом задании кроссворды и сообщения по темам.
Оформление доски приведено в приложении 3.
Хронометражный план урока:
- Вступительное слово учителя. Разминка – актуализация имеющихся знаний. 5 мин.
- Проверка домашнего задания: представление презентаций и сообщений 13 мин.
- Решение задач 10 мин.
- Решение задачи эвристическим методом 5 мин.
- Домашнее задание (задача). 3 мин.
- Подведение итогов, выставление оценок . 4 мин.
Всего 40 минут.
При подготовке используются опережающие задания – сообщения или презентации по вопросам конференции, применяются элементы ролевой игры в названиях представителей различных организаций:
- “История учения о глобальном потеплении” Организация Историко-гуманитарное наследие.
- “Оледенение или потепление ожидает нашу планету?” Институт прикладной химии.
- “Добыча и переработка природного газа и нефти – одна из угроз глобального потепления” Газодобывающая компания Ространснефть.
- “Автомобильное топливо как угроза глобального потепления” Союз автомобилистов.
- “Культура поведения в природе – залог чистоты окружающей среды” Туристическая организация “Чистый лес”.
- “Последствия парникового эффекта для планеты” Экологическая организация “Вместе в будущее”.
План конференции приведен в приложении 1 и включает следующие пункты:
- Экспертиза компетентности делегатов (разминка, решение кроссворда). Вопросы приведены в приложении 4, а также на слайдах презентации учителя к уроку.
- Выступления делегатов с презентациями и заданиями для участников.
- Подведение итогов конференции. Принятие резолюции.
Обучающиеся могут работать индивидуально или делятся на команды из 4-6 человек, выполняя задания по маршрутному листу и подводя итоги по рейтингу участника (Приложение 2).
Задания выполняются в маршрутном листе участника конференции, по которому каждый может самостоятельно подвести итоги и определить свое место в индивидуальном или командном рейтинге. Ответы к заданиям приведены в приложении 4.
Маршрутный лист
Учени__ класса Ф.И.____________________________________
Рейтинг участника конференции Глобальное потепление… Быть или не быть
Задание | Оценивание | Макс.число баллов | Мои баллы |
1. Кроссворд | 1б. за ответ | 9 | |
2. Эксперимент | 1б. за правильную | 2 | |
3. Классификация реакций | 1б. за правильную | 5 | |
4. Задача | 5 б. | 5 | |
5. Тест | 1б правильный ответ | 5 | |
6. Творческое задание (презентация, …) | 5 | 5 | |
Итого | 31 (26 б.) баллов |
- Эксперимент. Проведение термохимических реакций:
Инструкция
- Поместите в колбу с водой и термометром 2 таблетки гидроперита. Добавьте катализатор оксид марганца (IV). Закройте крышечкой колбу. Как изменилась to ?
- Какой газ выделяется? Вспомните как доказать его наличие. Проведите опыт, предварительно убрав термометр из колбы.
- Какие термохимические реакции происходят в данном эксперименте?
Напишите реакции:
- Классификация реакций по термохимическому эффекту:
- Решение задач по термохимическому уравнению
Задача. Сколько теплоты выделится при пробеге автомобиля 400 км с расходом 95 бензина 10л/100км, плотность октана 700 г/л, если модель термохимического уравнения реакции:
Дано: | Решение: 2C8H18+ 25 O2= 16CO2 + 18H2O+1000 кДж |
- Тестовые задания приводятся в приложении 5.
Впишите буквами вариант одного правильного ответа:
Вариант:_________
№ задания |
Ответ |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
- Домашнее задание:
- Проконсультируйтесь с учителем физики и решите задачу:
- Из сборника типовых вариантов заданий ЕГЭ 2012 (ФИПИ) прорешайте 10 вариантов задания А30.
Задача. Хватит ли 1 кг сухих дров, чтобы нагреть на костре 1 литр воды для приготовления чая в походе, если удельная теплоемкость воды 4200Дж/кго.
Ценность данного урока заключается в межпредметной связи химии с экологией, информатикой, общественными дисциплинами, а также в формировании активной жизненной позиции обучающихся, компетентном взгляде на окружающий мир, природные явления, которые взаимосвязаны друг с другом. Материалы урока доказывают, что современному человеку требуется внимательное, вдумчивое отношение к природе, научный подход к анализу материалов средств массовой информации.