Урок-конференция для 9–11-х классов "Глобальное потепление… Быть или не быть"

Разделы: Химия


Урок может проводиться как в одном классе, так и для параллельных классов, начиная с 9 после ознакомления с основными органическими соединениями. Полезен при подготовке к ЕГЭ – задание А30.

Цель занятия: изучить значение закона сохранения массы веществ и энергии М.В. Ломоносова при решении задач по термохимическому уравнению, анализируя одну из экологических проблем современности, связанную с глобальным потеплением.

Задачи:

Образовательные: Закрепление понятия о количестве вещества и единицах его измерения: моль, молярная масса, закон сохранения массы веществ и энергии, формулы, связывающие эти величины. Показ взаимосвязи физико-химических величин: массы, количества вещества, тепловой эффект химической реакции на примере конкретных веществ и смесей газов, которые окружают нас в повседневной жизни (природный газ, бензин, другие виды топлива).

Воспитательные: Воспитание умения работать в команде, организованности и самодисциплины, быстрота реакции, формирование мировоззрения, экологической грамотности, исследование психологического климата в коллективе.

Развивающие: Развитие абстрактного и логического мышления, математических и творческих способностей, художественного вкуса, использование средств интернета и компьютерных технологий при составлении и защите презентаций.

Методы: частично-поисковый.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, диски из серии “уроки Кирилла и Мефодия” Химия-8, химия-10; презентации учащихся. Портрет М.В. Лоионосова

На демонстрационном столе: лабораторные весы, схема Природный газ, коллекции Нефть и продукты ее переработки.

На доске: алгоритмы решения задач, формулы, эпиграф и тема урока, табло учета баллов команд, условия домашней задачи.

На партах: листочки для каждого участника и для списка команд, указатели с номерами команд, калькуляторы, учебники и тетради, пишущие принадлежности, составленные в опережающем творческом задании кроссворды и сообщения по темам.

Оформление доски приведено в приложении 3.

Хронометражный план урока:

  1. Вступительное слово учителя. Разминка – актуализация имеющихся знаний. 5 мин.
  2. Проверка домашнего задания: представление презентаций и сообщений 13 мин.
  3. Решение задач 10 мин.
  4. Решение задачи эвристическим методом 5 мин.
  5. Домашнее задание (задача). 3 мин.
  6. Подведение итогов, выставление оценок . 4 мин.

Всего 40 минут.

При подготовке используются опережающие задания – сообщения или презентации по вопросам конференции, применяются элементы ролевой игры в названиях представителей различных организаций:

  1. “История учения о глобальном потеплении” Организация Историко-гуманитарное наследие.
  2. “Оледенение или потепление ожидает нашу планету?” Институт прикладной химии.
  3. “Добыча и переработка природного газа и нефти – одна из угроз глобального потепления” Газодобывающая компания Ространснефть.
  4. “Автомобильное топливо как угроза глобального потепления” Союз автомобилистов.
  5. “Культура поведения в природе – залог чистоты окружающей среды” Туристическая организация “Чистый лес”.
  6. “Последствия парникового эффекта для планеты” Экологическая организация “Вместе в будущее”.

План конференции приведен в приложении 1 и включает следующие пункты:

  • Экспертиза компетентности делегатов (разминка, решение кроссворда). Вопросы приведены в приложении 4, а также на слайдах презентации учителя к уроку.

  • Выступления делегатов с презентациями и заданиями для участников.
  • Подведение итогов конференции. Принятие резолюции.

Обучающиеся могут работать индивидуально или делятся на команды из 4-6 человек, выполняя задания по маршрутному листу и подводя итоги по рейтингу участника (Приложение 2).

Задания выполняются в маршрутном листе участника конференции, по которому каждый может самостоятельно подвести итоги и определить свое место в индивидуальном или командном рейтинге. Ответы к заданиям приведены в приложении 4.

Маршрутный лист

Учени__ класса Ф.И.____________________________________

Рейтинг участника конференции Глобальное потепление… Быть или не быть

Задание Оценивание Макс.число баллов Мои баллы
1. Кроссворд 1б. за ответ 9  
2. Эксперимент 1б. за правильную 2  
3. Классификация реакций 1б. за правильную 5  
4. Задача 5 б. 5  
5. Тест 1б правильный ответ 5  
6. Творческое задание (презентация, …) 5 5  
Итого   31

(26 б.) баллов

 
  • Эксперимент. Проведение термохимических реакций:

Инструкция

  1. Поместите в колбу с водой и термометром 2 таблетки гидроперита. Добавьте катализатор оксид марганца (IV). Закройте крышечкой колбу. Как изменилась to ?
  2. Какой газ выделяется? Вспомните как доказать его наличие. Проведите опыт, предварительно убрав термометр из колбы.
  3. Какие термохимические реакции происходят в данном эксперименте?

Напишите реакции:

  • Классификация реакций по термохимическому эффекту:

  • Решение задач по термохимическому уравнению

Задача. Сколько теплоты выделится при пробеге автомобиля 400 км с расходом 95 бензина 10л/100км, плотность октана 700 г/л, если модель термохимического уравнения реакции:

Дано: Решение:

2C8H18+ 25 O2= 16CO2 + 18H2O+1000 кДж

Впишите буквами вариант одного правильного ответа:

Вариант:_________

№ задания

Ответ

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 
  • Домашнее задание:
  1. Проконсультируйтесь с учителем физики и решите задачу:
  2. Задача. Хватит ли 1 кг сухих дров, чтобы нагреть на костре 1 литр воды для приготовления чая в походе, если удельная теплоемкость воды 4200Дж/кго.

  3. Из сборника типовых вариантов заданий ЕГЭ 2012 (ФИПИ) прорешайте 10 вариантов задания А30.

Ценность данного урока заключается в межпредметной связи химии с экологией, информатикой, общественными дисциплинами, а также в формировании активной жизненной позиции обучающихся, компетентном взгляде на окружающий мир, природные явления, которые взаимосвязаны друг с другом. Материалы урока доказывают, что современному человеку требуется внимательное, вдумчивое отношение к природе, научный подход к анализу материалов средств массовой информации.

Презентация