Цели урока:
- Обобщение и систематизация знаний учащихся о постановке тире между подлежащим и сказуемым;
- Развитие логического мышления;
- Развитие умения обосновывать выбор знаков препинания с опорой на строение грамматической основы предложения;
- Закрепление навыков постановки тире между подлежащим и сказуемым;
- Воспитание уважительного отношения к русскому языку.
Оборудование:
- Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко.
- Таблица “Тире между подлежащим и сказуемым”
- Раздаточный материал (карточки с заданиями)
- Ушакова О.Д. Правильно ли мы говорим? Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2007.
Ход урока
1. Организационный момент.
Тема и цели урока. Слово учителя.
2. “Орфоэпическая разминка”
Задание (карточка № 1): Расставьте ударение в словах.
Цель разминки: 1. Овладеть основными орфоэпическими нормами; 2. Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека.
ЯДМ: Он балует тебя, мы вам позвоним, у фирмы много договоров, надо работать с каталогом, договор заключат на днях, вы правы, в бутиках дорогие товары, договоры не подписаны, балованный ребенок, жалюзи, каталог.
(Далее взаимопроверка работ учащихся с последующим анализом ошибок учителем)
3. Основная часть. Закрепление темы.
3.1.Вопросы для повторения. (Работа с таблицей “Тире между подлежащим и сказуемым”)
– Вспомните, каковы условия постановки и непостановки тире между подлежащим и сказуемым. Приведите примеры.
– Какова функция тире между подлежащим и сказуемым (разделение, выделение, завершение)?
3.2. Тренировочные упражнения.
Работа по карточке № 2.
Задание: Найдите грамматические основы предложений; определите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое; расставьте знаки препинания, объясните их употребление.
ЯДМ: 1.Башкортостан – жемчужина России. 2. Упрямство есть порок слабого ума. 3. Брат сестре не указ в стрепне. 4.Злоба что лед, до тепла живет. 5. Знаки препинания – ноты при чтении. 6.Без ума голова что лукошко. 7.Овцы целы и волки сыты. 8.Век сжить не мех сшить. 9. Пеший конному не попутчик. 10. Ломать не строить. 11. У мусульман камень – святыня. 12. Он геолог.
Выводы: самостоятельно сформулируйте условия, при которых между главными членами предложения ставится или не ставится тире.
Работа по карточке № 3
Задание: Переделайте данные предложения так, чтобы в них писалось тире.
ЯДМ: 1.Ненависть есть месть труса за испытанный страх. 2. Какое наслаждение уважать людей. 3. Это великое свойство души мужество. 4. Один, три, семь считаются магическими числами. 5. Пруд как блестящая сталь.
Выводы: Сформулируйте условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Игра “Кто быстрее?” Работа по карточке № 4
Задание: Из данных слов составьте крылатые выражения, в которых должно писаться тире между главными членами предложений. Устно объясните смысл этих выражений.
ЯДМ: 1.Золото, серебро, молчание, слово. 2. Снег, речи, дела, сажа. 3. Себе, вредить, курить. 4. Значит, понять, наполовину, простить.
Работа у доски.
Выполнение упражнения 141, §15.
Задание: Перестройте предложения дважды: 1) опуская глагол-связку, 2) заменяя его сочетанием представляет собой не что иное, как.
Образец. Элеватором называется особое, механизированное зернохранилище больших размеров. Элеватор – это особое, механизированное зернохранилище больших размеров. Элеватор представляет собой не что иное, как особое, механизированное зернохранилище больших размеров.
ЯДМ упражнения 141.
Выводы учащиеся делают самостоятельно.
4. Словарная работа.
4.1.Постановка проблемного вопроса.
– Ребята, все слышали выражение “Скрепя сердце”. Скажите, правильно ли употреблять в своей речи устойчивое словосочетание “скрипя сердцем”? Обоснуйте свой ответ.
Вывод: Употреблять выражение “скрипя сердцем” неправильно.
Выражение “скрепя сердце” означает “с большой неохотой”. Многие произносят это устойчивое словосочетание неверно по аналогии с выражением “скрипя зубами”. А эти выражения все-таки надо различать.
4.2. Запись в ученический словарь.
Воплотить – “во + плотить” (от плот – “тело”); выразить – “разить” (от раз – “удар”); осуществить.
5. Итоги урока.
Подводя итоги урока, сочините синквейн на тему “Тире между подлежащим и сказуемым”
Вариант синквейна:
- Тире.
- Разделительный, необходимый.
- Знаю, объясняю, применяю.
- Без тире нам жить нельзя. Знайте правила, друзья!
- Важный знак препинания.
Выставление оценок.
Домашнее задание: §15, упражнение 144 (работа со словарем).