Неравномерное движение. Средняя скорость. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Урок физики “Неравномерное движение. Средняя скорость”в 7 классе проводится при изучении темы “Взаимодействие тел”. По типу урока – это комбинированный урок.

Проверка домашнего задания на уроке осуществляется с помощью устного опроса и работы с графиками в программе Point. Учитель и ученик используют для работы функцию Skype“показать экран”. Проведя проверку и коррекцию знаний, учитель организует мыслительную деятельность учащегося с помощью наводящих вопросов для получения новых знаний.
В изучении новой темы дается определение неравномерного движения и средней скорости, вводится формула для расчета средней скорости. Принцип решения задач на расчет средней скорости объясняется на примере движения велосипедиста, с помощью интерактивной анимационной программы. Учащийся работает с программой самостоятельно. Роль учителя – контроль и коррекция выполнения задания.Учитель проводит  проверку реального понимания основной сути материала, предлагая самостоятельно выполнить решение задачи, условие которой пересылается учителем заранее по Skype.

 ***

Наша гимназия уже несколько лет работает в системе дистанционного обучения. С января 2011 года гимназия "Российская школа" начала осуществлять проект дистанционного обучения учащихся, имеющих проблемы со здоровьем, в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2012 годы. К таким детям нужен индивидуальный подход, а обучение требует некоторой специфики. Дистанционная форма обучениядетей с ограниченными возможностями в нашей гимназии сочетается с “живым” общением учителя и ученика на дому. Поэтому перед нашими учителями встала задача: разработка уроков с использованием в учебном процессе специализированного образовательного ресурса, который дает возможность учащемуся и учителю улучшить восприятие учебного материала путем расширения дидактических возможностей “традиционных” образовательных технологий за счет повышения наглядности, а также использования элементов интерактивного обучения. Наши педагоги могут использовать разные методики обучения и воспитания, различные пособия и материалы для эффективности обучения.

В связи с тем, что по программе на изучение физики у таких детей отводится 1 час в неделю, то в основном используется комбинированный тип урока, где учащийся получает новые знания, отрабатывает и закрепляет их. Я представляю разработку комбинированного урока физики (7 класс) “Неравномерное движение. Средняя скорость”.

Для урока я использовала Мультимедиа ЦОРN 205917(ФГУП "Издательство "Просвещение") “Скорость неравномерного прямолинейного движения. Средняя скорость”)

Этот материал для учащихся всегда в открытом доступе, поэтому ребенок в любое время без учителя может вернуться к уроку и просмотреть материал еще раз для закрепления или дополнительной работы с ним, т.к. я учитываю реальные возможности ребенка, потому что каждый ребенок – индивид со своим темпом развития, со своим восприятия материала и скоростью письма. Как еще один методический прием, я использую возможности программы Skype (“поделиться экраном”) и Pointдля того, чтобы учитель мог показать решение задач или наоборот посмотреть, как учащийся справляется с решением задачи. Одновременно с обучением физики учитель помогает освоить приемы работы с этими компьютерными программами, позволяя ребенку с ограниченными возможностями найти впоследствии оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Тип урока: комбинированный урок с использованием технологий дистанционного обучения.

Цель урока:

  • введение понятия средней скорости,
  • формирование навыка решения расчетных задач;
  • формирование навыка работы с графиками

Задачи урока:

Образовательные:

    • ввести понятие средней скорости движения на примере исследования движения велосипедиста.
    • обучить учащегося решению задач с использованием формулы средней скорости.
    • выработатьумение работы по переводу единиц скорости,
    • выработатьумение работы с графиками

Воспитательные:

    • формировать познавательный интерес у учащихся.
    • формировать регулятивные качества личности: дисциплинированность, собранность

Развивающие:

    • развивать у учащихся логическое мышление;
    • формировать аккуратность и умение организовывать свое рабочее место и образовательный процесс;
    • развивать речевые навыки и навыки сотрудничества;
    • развивать коммуникативные и информационные умения.

Оборудование: компьютер, программные средства: графический редактор Point,интернет, Skype,мультимедиа ЦОР: анимация.

План урока

Этапы Время Приемы и методы
I. Проверка домашнего задания 8,5мин устный опрос, решение графических задач
II. Изучение нового материала 10 мин Мотивация учащегося на изучение нового материала; объяснение нового материала; записи в тетради
III. Закрепление нового материала 5 мин Решение задач; записи в тетради
IV. Домашнее задание 1,5мин Комментарий учителя; запись в дневнике

Ход урока

Ход урока

Методическое обоснование этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание
I. Организационный момент
0,5 мин
Учитель создает атмосферу взаимодействия, пользуется речевыми моделями с положительной эмоциональной окраской, опирается на успешный опыт ребенка. 1.Открывает ссылку в интернете

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b59-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_4.swf

2.Приветствует учащегося. Делает вступление. Контролирует подготовку учащегося к уроку. Наличие тетради, учебника, ручки, карандаша, линейки.

Слушает, настраивается на работу.  
II. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний.
1 мин.
Учитель подводит ученика к формулировке цели урока и темы урока. 1.Учитель сообщает тему и цели урока, мотивирует учащегося на опрос и изучение нового материала. Сегодня нас ждет интересный материал. Продолжаем изучать тему: “Взаимодействие тел”, где на последнем уроке мы рассматривали понятие скорости равномерного движения. Мы познакомимся с понятием средней скорости, которая является характеристикой неравномерного движения. Итак, тема урока “Средняя скорость”. Но сначала мы с тобой вспомним, что такое скорость и с какими видами движения мы познакомились на предыдущем уроке.Просит открыть ссылку№1 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b59-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_4.swf Учащийся слушает. Записывает в тетрадь тему урока. Открывает ссылку №1  
III. Проверка домашнего задания. Коррекция знаний.
7 мин.
Учитель строит взаимодействие так, чтобы учащийся захотел обсудить с педагогом полученные ранее знаний Настраивает на успех. Задает вопросы.

1 часть. Вопросы по проверке домашнего задания:

  1. Что называется механическим движением?
  2. Траектория – это…
  3. Путь – это…
  4. Скорость – это…
  5. Какие виды движения ты знаешь?
  6. Равномерное движение – это
  7. Задания с использованием графического редактора Point

  8. BugattiVeyronсамый быстрый и один из самых дорогих автомобилей за всю историю человечества. Максимальная скорость более 407 км/ч.
    Задание: переведи
    407км/ч = ? м/с
  9. Напиши формулу скорости и дай пояснение.

2 часть проверки усвоения материала. Работа с графиками.

Вопросы к графикам:

  1. Определите скорость тела по первому графику.<Рисунок2>
  2. Определите скорость 1 и 2 тела.
  3. <Рисунок3>

    По 2 и 3 графику<Рисунок3><Рисунок4>

  4. Определить путь пройденный телами за 2 секунды.

Какое тело движется быстрее и почему?

Отвечает на вопросы 1-6 устно, а на 7,8, работая в Point

Отвечает на вопросы учителя.

Работает с компьютером. Переводит км/ч в м/c . Записывает формулу, объясняет входящие в нее величины.

Работает с графиками. Отвечает на вопросы учителя.

Учащийся работает с графическим редактором Point.

Показывает свой рабочий стол учителю, используя возможности скайпа.(Поделиться-Демонстрация экрана.Во второй части проверки дом.задания учитель “делится своим экраном”, выводя на экран заранее подготовленные графики в Point. Примечание. После отключения “показа экрана” учащийся должен обязательно нажать на значок видео, иначе учитель не будет его видеть на экране.

IV. Усвоение нового материала
10 мин
Работа ведется максимально самостоятельно. Учитель выполняет функции консультанта. Учитель организуем мыслительную деятельность учащегося с помощью наводящих вопросов.
  • Часто ли мы в жизни встречаемся с равномерным движением?
  • А как движется машина в городе, подъезжая к светофору, отъезжая от него?
  • В этом случае как движется машина?
  • Можно ли это движение считать равномерным?
  • Как можно назвать такой вид движения?

Равномерное движение встречается нечасто. Обычно механическое движение — это движение с изменяющейся скоростью. Движение, при котором скорость тела с течением времени изменяется, называют неравномерным. Например, неравномерно движется транспорт. Машина, начиная движение, увеличивает свою скорость; при торможении её скорость уменьшается. Падающие на поверхность Земли тела также движутся неравномерно: их скорость с течением времени возрастает.Как найти скорость при неравномерном движении? Сегодня мы попробуем найти скорость неравномерного движения.

Говоря о скорости неравномерного движения, имеют в виду среднюю скорость на данном участке пути или за данный промежуток времени. Чтобы ее подсчитать, делят весь пройденный те путь на все время движения :

Учитель рекомендует обратиться к экрану, на котором открыта страница 3 урока №3.4(Мультимедиа ЦОРN 205917(ФГУП "Издательство "Просвещение") “Скорость неравномерного прямолинейного движения.Средняя скорость”)

Учитель просит переключить на 4 страницу и предлагает выполнить задание на построение графиков зависимости пути, пройденного телом от времени, и зависимости скорости тела от времени. Движение иногда удобно описывать графически. Этот способ более нагляден. Сегодня выполним работу по построению графиков зависимости пути от времени и скорости от времени.

Роль учителя – контроль и коррекция выполнения задания.

Учащийся отвечает на вопросы

Учащийся открывает стр. з и начинает работать с ней:

Читает задачу, осмысливает её, делает перевод минут в часы, заполняет ячейки, работает с калькулятором. Делает проверку.

Учащийся выполняет задание под контролем учителя.

Учащийся делится экраном
V. Закрепления новых знаний.
5 мин
Учитель проводит  проверку реального понимания основной сути материала

Учитель предлагает учащемуся сделать запись решения задачи в тетради, показывая как правильно это сделать.

2.Задача для самостоятельной работы: Автомобиль проходит первые 2 км за 1 мин., а последующие 8 км за 2,4 мин. Определите среднюю скорость движения. Выразите скорость в м/c.<Приложение 1>

Учащийся выполняет запись решения задачи в тетради.

Учащийся решает задачу <Приложение 1>, выполняет запись решения задачи в тетради.

Примечание. Учитель делится экраном и работает в графическом редакторе Point.
VI. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению.
1 мин
Учитель дает домашнее задание и обсуждает его с учеником. Прочитать §14, решить задачу №5 из упр. 4 на стр. 38. Посмотреть видео урок на сайте.Ссылка №2 http://interneturok.ru/video/fizika/7_klass/vzaimodejstvie_tel/raschyot_puti_i_vremeni_dvizheniya/

Записать решения задач, предложенных учителем. Выполнить тестовое задание. Ссылка №3 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0449-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Записывает домашнее задание.

<Приложение 2>

Текст заданий и ссылки на видео уроки отправляется по скайпу.
VII. Этап подведения итогов урока.
0,5 мин
  Учитель подводит итоги работы учащегося на уроке. Мотивирует учащегося на выполнение домашнего задания    

Ссылки на ЦОР, используемые на уроке

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b59-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_4.swf
  2. http://interneturok.ru/video/fizika/7_klass/vzaimodejstvie_tel/raschyot_puti_i_vremeni_dvizheniya/
  3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0449-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html