Урок физики “Неравномерное движение. Средняя скорость”в 7 классе проводится при изучении темы “Взаимодействие тел”. По типу урока – это комбинированный урок.
Проверка домашнего задания на уроке
осуществляется с помощью устного опроса и работы
с графиками в программе Point. Учитель и ученик
используют для работы функцию Skype“показать
экран”. Проведя проверку и коррекцию знаний,
учитель организует мыслительную деятельность
учащегося с помощью наводящих вопросов для
получения новых знаний.
В изучении новой темы дается определение
неравномерного движения и средней скорости,
вводится формула для расчета средней скорости.
Принцип решения задач на расчет средней скорости
объясняется на примере движения велосипедиста, с
помощью интерактивной анимационной программы.
Учащийся работает с программой самостоятельно.
Роль учителя – контроль и коррекция выполнения
задания.Учитель проводит проверку реального
понимания основной сути материала, предлагая
самостоятельно выполнить решение задачи,
условие которой пересылается учителем заранее
по Skype.
***
Наша гимназия уже несколько лет работает в системе дистанционного обучения. С января 2011 года гимназия "Российская школа" начала осуществлять проект дистанционного обучения учащихся, имеющих проблемы со здоровьем, в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2012 годы. К таким детям нужен индивидуальный подход, а обучение требует некоторой специфики. Дистанционная форма обучениядетей с ограниченными возможностями в нашей гимназии сочетается с “живым” общением учителя и ученика на дому. Поэтому перед нашими учителями встала задача: разработка уроков с использованием в учебном процессе специализированного образовательного ресурса, который дает возможность учащемуся и учителю улучшить восприятие учебного материала путем расширения дидактических возможностей “традиционных” образовательных технологий за счет повышения наглядности, а также использования элементов интерактивного обучения. Наши педагоги могут использовать разные методики обучения и воспитания, различные пособия и материалы для эффективности обучения.
В связи с тем, что по программе на изучение физики у таких детей отводится 1 час в неделю, то в основном используется комбинированный тип урока, где учащийся получает новые знания, отрабатывает и закрепляет их. Я представляю разработку комбинированного урока физики (7 класс) “Неравномерное движение. Средняя скорость”.
Для урока я использовала Мультимедиа ЦОРN 205917(ФГУП "Издательство "Просвещение") “Скорость неравномерного прямолинейного движения. Средняя скорость”)
Этот материал для учащихся всегда в открытом доступе, поэтому ребенок в любое время без учителя может вернуться к уроку и просмотреть материал еще раз для закрепления или дополнительной работы с ним, т.к. я учитываю реальные возможности ребенка, потому что каждый ребенок – индивид со своим темпом развития, со своим восприятия материала и скоростью письма. Как еще один методический прием, я использую возможности программы Skype (“поделиться экраном”) и Pointдля того, чтобы учитель мог показать решение задач или наоборот посмотреть, как учащийся справляется с решением задачи. Одновременно с обучением физики учитель помогает освоить приемы работы с этими компьютерными программами, позволяя ребенку с ограниченными возможностями найти впоследствии оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
Тип урока: комбинированный урок с использованием технологий дистанционного обучения.
Цель урока:
Задачи урока:
Образовательные:
- ввести понятие средней скорости движения на примере исследования движения велосипедиста.
- обучить учащегося решению задач с использованием формулы средней скорости.
- выработатьумение работы по переводу единиц скорости,
- выработатьумение работы с графиками
Воспитательные:
- формировать познавательный интерес у учащихся.
- формировать регулятивные качества личности: дисциплинированность, собранность
Развивающие:
- развивать у учащихся логическое мышление;
- формировать аккуратность и умение организовывать свое рабочее место и образовательный процесс;
- развивать речевые навыки и навыки сотрудничества;
- развивать коммуникативные и информационные умения.
Оборудование: компьютер, программные средства: графический редактор Point,интернет, Skype,мультимедиа ЦОР: анимация.
План урока |
||
Этапы | Время | Приемы и методы |
I. Проверка домашнего задания | 8,5мин | устный опрос, решение графических задач |
II. Изучение нового материала | 10 мин | Мотивация учащегося на изучение нового материала; объяснение нового материала; записи в тетради |
III. Закрепление нового материала | 5 мин | Решение задач; записи в тетради |
IV. Домашнее задание | 1,5мин | Комментарий учителя; запись в дневнике |
Ход урока
Ход урока |
Методическое обоснование этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Примечание |
I. Организационный момент 0,5 мин |
Учитель создает атмосферу взаимодействия, пользуется речевыми моделями с положительной эмоциональной окраской, опирается на успешный опыт ребенка. | 1.Открывает ссылку в интернетеhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b59-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_4.swf
2.Приветствует учащегося. Делает вступление. Контролирует подготовку учащегося к уроку. Наличие тетради, учебника, ручки, карандаша, линейки. |
Слушает, настраивается на работу. | |
II. Этап подготовки к активному
сознательному усвоению знаний. 1 мин. |
Учитель подводит ученика к формулировке цели урока и темы урока. | 1.Учитель сообщает тему и цели урока, мотивирует учащегося на опрос и изучение нового материала. Сегодня нас ждет интересный материал. Продолжаем изучать тему: “Взаимодействие тел”, где на последнем уроке мы рассматривали понятие скорости равномерного движения. Мы познакомимся с понятием средней скорости, которая является характеристикой неравномерного движения. Итак, тема урока “Средняя скорость”. Но сначала мы с тобой вспомним, что такое скорость и с какими видами движения мы познакомились на предыдущем уроке.Просит открыть ссылку№1 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b59-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_4.swf | Учащийся слушает. Записывает в тетрадь тему урока. Открывает ссылку №1 | |
III. Проверка домашнего задания.
Коррекция знаний. 7 мин. |
Учитель строит взаимодействие так, чтобы учащийся захотел обсудить с педагогом полученные ранее знаний | Настраивает на успех. Задает вопросы. 1 часть. Вопросы по проверке домашнего задания:
Задания с использованием графического редактора Point
Вопросы к графикам:
<Рисунок3>
|
Отвечает на вопросы 1-6 устно, а на 7,8,
работая в Point Отвечает на вопросы учителя. Работает с компьютером. Переводит км/ч в м/c . Записывает формулу, объясняет входящие в нее величины. Работает с графиками. Отвечает на вопросы учителя. |
Учащийся работает с графическим
редактором Point. Показывает свой рабочий стол учителю, используя возможности скайпа.(Поделиться-Демонстрация экрана.Во второй части проверки дом.задания учитель “делится своим экраном”, выводя на экран заранее подготовленные графики в Point. Примечание. После отключения “показа экрана” учащийся должен обязательно нажать на значок видео, иначе учитель не будет его видеть на экране. |
IV. Усвоение нового материала 10 мин |
Работа ведется максимально самостоятельно. Учитель выполняет функции консультанта. | Учитель организуем мыслительную
деятельность учащегося с помощью наводящих
вопросов.
Равномерное движение встречается нечасто. Обычно механическое движение — это движение с изменяющейся скоростью. Движение, при котором скорость тела с течением времени изменяется, называют неравномерным. Например, неравномерно движется транспорт. Машина, начиная движение, увеличивает свою скорость; при торможении её скорость уменьшается. Падающие на поверхность Земли тела также движутся неравномерно: их скорость с течением времени возрастает.Как найти скорость при неравномерном движении? Сегодня мы попробуем найти скорость неравномерного движения. Говоря о скорости неравномерного движения, имеют в виду среднюю скорость на данном участке пути или за данный промежуток времени. Чтобы ее подсчитать, делят весь пройденный те путь на все время движения : Учитель рекомендует обратиться к экрану, на котором открыта страница 3 урока №3.4(Мультимедиа ЦОРN 205917(ФГУП "Издательство "Просвещение") “Скорость неравномерного прямолинейного движения.Средняя скорость”) Учитель просит переключить на 4 страницу и предлагает выполнить задание на построение графиков зависимости пути, пройденного телом от времени, и зависимости скорости тела от времени. Движение иногда удобно описывать графически. Этот способ более нагляден. Сегодня выполним работу по построению графиков зависимости пути от времени и скорости от времени. Роль учителя – контроль и коррекция выполнения задания. |
Учащийся отвечает на вопросы Учащийся открывает стр. з и начинает работать с ней: Читает задачу, осмысливает её, делает перевод минут в часы, заполняет ячейки, работает с калькулятором. Делает проверку. Учащийся выполняет задание под контролем учителя. |
Учащийся делится экраном |
V. Закрепления новых знаний. 5 мин |
Учитель проводит проверку реального понимания основной сути материала |
Учитель предлагает учащемуся сделать запись решения задачи в тетради, показывая как правильно это сделать. 2.Задача для самостоятельной работы: Автомобиль проходит первые 2 км за 1 мин., а последующие 8 км за 2,4 мин. Определите среднюю скорость движения. Выразите скорость в м/c.<Приложение 1> |
Учащийся выполняет запись решения
задачи в тетради. Учащийся решает задачу <Приложение 1>, выполняет запись решения задачи в тетради. |
Примечание. Учитель делится экраном и работает в графическом редакторе Point. |
VI. Этап информации учащихся о домашнем
задании и инструктаж к его выполнению. 1 мин |
Учитель дает домашнее задание и обсуждает его с учеником. | Прочитать §14, решить задачу №5 из упр. 4
на стр. 38. Посмотреть видео урок на сайте.Ссылка
№2 http://interneturok.ru/video/fizika/7_klass/vzaimodejstvie_tel/raschyot_puti_i_vremeni_dvizheniya/ Записать решения задач, предложенных учителем. Выполнить тестовое задание. Ссылка №3 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0449-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html |
Записывает домашнее задание. | Текст заданий и ссылки на видео уроки отправляется по скайпу. |
VII. Этап подведения итогов урока. 0,5 мин |
Учитель подводит итоги работы учащегося на уроке. Мотивирует учащегося на выполнение домашнего задания |
Ссылки на ЦОР, используемые на уроке