Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.
Цели урока:
- Повторить свойства квадратичной функции.
- Закрепить их знание при построении графиков квадратичной функции.
- Подготовка к государственной (итоговой) аттестации.
- Показать связь квадратичной функции и её графика с реальным миром
Учебно-воспитательные задачи:
Образовательные:
- Закрепить представления о квадратичной функции, умение описывать ее свойства;
- Закрепить умения строить график квадратичной функции;
- Обобщить и систематизировать умения выполнять преобразования графиков квадратичной функции;
Развивающие:
- Развивать графические навыки учащихся, навыки чтения графиков;
- Развивать мышление, сообразительность.
- Развить представления учащихся об особенностях заданий по данной теме, предлагаемых на экзамене по математике в новой форме в 9-м классе.
Воспитательные:
- Воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность.
- Воспитывать умение слушать, анализировать, соблюдать единые требования к оформлению решений.
- Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал (текст теста)
Структура урока:
I. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели урока.
II. Актуализация знаний.
III. Выполнение упражнений.
IV. Защита проекта учащегося.
V. Домашнее задание.
VI. Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
Есть хорошая поговорка: “Повторение – мать учения”. Математика – не исключение, и чтобы её хорошо усваивать, необходимо повторять и приводить в систему уже изученное.
А что мы изучали на предыдущих уроках? (изучали квадратичную функцию, её свойства, строили график квадратичной функции).
Как вы считаете, мы выполнили поставленную задачу? Если кто-то ответит “Да”, то вы молодцы. Это можно будет сегодня продемонстрировать. Если кто-то подумал “Не совсем”, то у вас есть возможность восполнить пробелы. Потому что сегодня на уроке мы должны: (слайд 2)
- Повторить теоретический материал по теме “Квадратичная функция”;
- Выполнить задания на построение и преобразование графиков, а также по графику описать свойства данной функции.
II. Актуализация знаний.
Устная работа.
- Что называется квадратичной функцией? Приведите примеры.
- Что представляет собой график квадратичной функции?
- На экране график функции. (Cлайд 3)
Перечислить общие свойства функции. (Область определения и область значений функции, нули функции, промежутки знакопостоянства функции, промежутки возрастания и убывания функции, наибольшее или наименьшее значения функции).
III. Выполнение упражнений.
1. Найти координаты вершины параболы (слайд 4)
У = х2 – 4х – 5
У = -5х2 + 3
2. Построить график функции у = 3х2 – 12х + 9 и описать её свойства. (слайд 5)
3. Используя шаблон параболы у = х2 построить графики следующих функций: (слайд 6)
- у = -(х – 1)2 – 1
- у = (х + 1)2 – 1
- у = -2х2 + 8
- у = -(х – 3)2
- у = х2 + 1
4. Какой формулой задаётся парабола, изображённая на рисунке. (а = 1) (слайд 7)
5. Мною неоднократно упоминалось о том, что тема “Квадратичная функция” широко представлена на экзамене по математике в 9-ом классе. (Слайд 9, 10, 11)
IV. Защита проекта.
Сейчас мы посмотрим проект, подготовленный ученицей нашего класса на тему “Связь с реальным миром”. (Презентация 2)
V. Самостоятельная работа в форме теста с заданиями с выбором одного верного ответа из трёх предложенных вариантов.
Проверка осуществляется по предложенной таблице с ответами, учащиеся самостоятельно оценивают свою тестовую работу. (Слайд 12)
(Текст теста – см. Приложение.)
V. Домашнее задание.
Сборник для подготовки к экзаменам. Автор Л. В. Кузнецова.
№ 923; № 192(1).
VI. Итог урока.
Дать оценку успешности достижения цели; самооценка учащимися реальных результатов изучения темы.
Задаются вопросы:
Объявляются оценки.
Литература.
- Алгебра: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. Макарычев Ю.Н., Н.Г. Миндюк и др. Под редакцией С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2009
- Алгебра 9 класс. Поурочные планы по учебнику “Алгебра 9 класс” / Ю.Н. Макарычев/ Под редакцией С.А. Теляковского . М.: Просвещение, 2002. /Сост. Д.Ф. Айвазян.– Волгоград – АСТ, 2008
- ГИА-9. Математика. Учебно-тренировочные тесты под ред.Ф. Ф. Лысенко.
- Сайты Интернета.