Методы активизации процесса физического воспитания

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Методы активизации процесса физического воспитания направлены не только на повышение интенсивности физических упражнений на уроках, но и на развитие познавательной деятельности детей, расширение их кругозора. Любое совершенствование невозможно без анализа допущенных ошибок. Для этого начиная, с 5-го класса учим правильно оценивать выполнение гимнастических упражнений. Для этого мы разработали несложную классификацию наиболее типичных ошибок. Упражняясь в парах или в отделениях, ученики самостоятельно определяют ошибки. Затем все изготавливают информационные книжечки для судейства соревнований, “ценники” так они у нас называются. На уроках “ценники” раздаются всем ученикам, включая “освобожденных” от занятий, и под руководством учителя класс практикуется в судействе.

ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ КЛАССА

В начале II четверти на информационном стенде в спортивном зале вывешиваем программные требования по разделу гимнастики для всех классов. В зачетных комбинациях под каждым элементом проставляется его стоимость в баллах. Помещаются критерии оценки: ученик выполнивший упражнение на 6,4 балла получает оценку “2”; на 6,5 – 7,4 – “3”; 7,5 – 8,4 – “4”; 8,5 – 10 баллов – “5”. Почему выполнение гимнастических упражнений мы оцениваем по десятибалльной системе.

Пятибалльная система для гимнастики, на наш взгляд, слишком узка и не дает возможности детям разобраться в допущенных ошибках. Предположим, разучиваемое упражнение выполнено, но настолько “грязно”, с такими огрехами, что движения имели весьма отдаленное отношения к гимнастике. Поставить “2” не совсем справедливо; упражнение все-таки выполнено. Поставить “3”, – значит, дать ученику повод думать, что его гимнастическая подготовка вполне удовлетворительная. Кроме того, ученику трудно понять, почему его товарищ, допустив “примерно” такие же ошибки, заслуживает более высокой или низкой оценки. Пятибалльная система в известной степени уравнивает гимнастическую подготовку школьников и не стимулирует её совершенствования. Десятибалльная же лишена этих недостатков. Она дает достаточно четкую градацию умениям, показывая, что даже в пределах одной оценки можно обладать разной гимнастической подготовкой. Это весьма существенная деталь. При десятибалльной системе ученик, зная стоимость каждого элемента, хорошо понимает, за что снижаются баллы. Только устранив допущенные ошибки, он сможет рассчитывать на более высокую окончательную оценку. Таким образом, для каждого расширяются границы спортивного совершенствования и конкретизируются индивидуальные задачи. Даже получив 8,5 балла и соответственно оценку “5”, каждый видит, что возможности для лучшего выполнения упражнения далеко не исчерпаны. Слабые стараются набрать 6,5, затем 7,0 7,4 балла. Все это в пределах “3”. Но в данном случае оценка отодвигается на второй план. Важнее – видимое продвижение вперед, а не топтание на месте, как при пятибалльной системе, где “тройка” остается “тройкой” до тех пор, пока не переделаешь какой-то невидимый качественный барьер. Используя десятибалльную систему, можно ставить перед детьми конкретные, наглядно выполнимые для них задачи: для одних это будет выполнения кувырка вперед без дополнительного отталкивания от мата руками, для других – высокий полет и четкое приземление в опорном прыжке. Решение таких задач определяется наглядно – в баллах. Поэтому, выполняя комбинации, ученики интересуются “заработанными” баллами как наиболее точным показателем своего мастерства.

Умения оценивать гимнастические упражнения по десятибалльной системе исключает пассивного ожидания своего подхода к снаряду: каждый внимательно наблюдает за выполняющим упражнения и показывает ему заработанную оценку. Тут же разбираются возможные недоразумения; более подготовленные гимнасты повторяют на снаряде допущенные ошибки, объясняя, за что снижены баллы. При этом ребята легко пользуются гимнастической терминологией.

Используются на уроках и учебные карточки. Размер каждой карточки 25 х 15 см., наложена на прочную основу и для большей сохранности ламинирована. Для каждого класса изготовлено по шесть карточек с записью и зарисовкой подготовительных и зачетных упражнений (три для девочек – опорный прыжок, равновесие, акробатика и три для мальчиков – брусья, опорный прыжок, акробатика). Под элементами зачетной комбинации проставляется стоимость каждого в баллах.

Карточка выглядит так:

VI КЛАСС. ДЕВОЧКИ

Акробатика

П о д г о т о в и т е л ь н ы е у п р а ж н е н и я

  1. Кувырок вперед из упора присев.
  2. Кувырок вперед из стойки ноги врозь.
  3. Стойка на лопатках после кувырка вперед.
  4. Кувырок назад.
  5. Кувырок назад в упор, стоя на одном колене. “ Полушпагат”
  6. Мост, поворот налево (направо) кругом в упор на правом (левом) колене.
  7. Кувырок вперед с прыжка.
  8. Упор на правом (левом) колене, переход в упор присев.
  9. Угол, согнув ноги, руки в стороны.

Зачетная комбинация:

Упор присев – кувырок назад

2.0 балла

Перекат назад – “березка” – перекат вперед – угол, согнув ноги, руки в стороны

1,0 балла. 1,5 балла

Лечь на спину – мост – поворот кругом в упор на одно колено

2,0 балла 2,0 балла

Махом одной и толчком другой в упор присев

0,5 балла

Кувырок вперед, прыжок прогнувшись

1,0

При групповом способе организации обучения класс разбиваем на 4 отделения, в каждом есть сильные и слабые. От формирования отделений учащимися приблизительно равными по степени подготовленности, отказались: слабым полезно наблюдать за теми, кто выполняет упражнение более качественно. Кроме того, анализ самых разнообразных ошибок, полезен для каждого, независимо от степени его подготовленности. Возможность пусть даже неосознанного психологического давления, тем более насмешек над слабыми, полностью исключается в результате педагогического воздействия. Более подготовленные гимнасты постоянно помогают своим товарищам.