Цели урока:
познакомить со словами, отвечающими на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?; углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов; формировать умение ставить к слову вопрос; повторить изученные орфограммы.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Минутка чистописания.
ё ёлка ё нёс ё вёз
Сёма вёз воз сена.
– Уделим внимание мы чистописанию!
– Спишите правильно с доски.
ІІІ. Орфографическая пятиминутка.
Кошечка Пушинка, девочка Маринка,
Курочка Пеструшка, поросёнок Чушка –
Жили не тужили, чай из чашек пили…
– Ну а вы, друзья мои,
Сколько правил здесь нашли?
ІV. Сообщение темы и целей урока.
Рисунок 1
Мудрейшая птица на свете – сова.
Всё слышит, но очень скупа на слова,
Чем больше услышит, тем меньше болтает,
Ах, этого многим из нас не хватает.
– Мудрая сова принесла вам вопросы.
1. Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает?
2. С какой частью речи “дружит” имя прилагательное?
3. Что могут называть имена прилагательные?
– Сегодня на уроке мы должны найти на них ответы.
V. Работа по теме урока.
Гриб морковь дерево
– Что это?
– У каждого предмета есть признаки, по которым мы их различаем.
– Подберите слова признаки к слову гриб.
– Гриб – какой?
– Морковь – какая?
– Дерево – какое?
– Мы ответили на первый вопрос.
– Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)
– На какие вопросы отвечает? (какой?, какая?, какое?)
VІ. Физминутка
VІІ. Словарная работа
– Подберите из словаря подходящие по смыслу слова. Запишите в тетрадь.
Рыжая … , косолапый …. , чайная …. , зимнее …. , охотничья …. .
– Вы подобрали слова – к какой части речи они относятся? (имя существительное)
Делаем вывод о “дружбе” имени прилагательного. (Имя прилагательное дружит с именем существительным)
Мы ответили на второй вопрос.
VІІІ. Закрепление.
– Посмотрите на рисунок яблока.
– Подберите слова, какое может быть яблоко:
– по цвету (красное, зелёное, жёлтое),
– по размеру (большое, маленькое),
– по форме (круглое),
– по вкусу (сладкое, кислое).
– Мы ответили на третий вопрос. Имена прилагательные могут называть цвет, форму, размер, вкус.
– Откройте учебник.
– Найдите упражнение 269.
– Послушайте, как о яблоке сказал Я. Аким.
– Спишите стихотворение. Подчеркните имена прилагательные.
ІХ. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?