Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье.
Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:
1. Нарушение количества слогов:
– сокращение слога;
– опускание слогообразующей гласной;
– увеличение количества слогов за счёт вставки
гласных.
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
– перестановка слогов;
– перестановка звуков соседних слогов.
3. Искажение структуры отдельного слога:
– сокращение стечений согласных;
– вставки согласных в слог.
4. Уподобление слогов.
5. Персеверации (циклическое повторение).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков
последующими).
7. Контаминации (смешение элементов слова).
Нарушение слоговой структуры слов может сохраняться у детей с патологией речевого развития довольно долго, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова [4].
Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.
В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой [10], которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:
1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива,
дети).
2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота,
малина).
3. Односложные слова (дом, сок).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван,
мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в
середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан,
компот).
7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот,
телефон).
8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната,
ботинки).
9. Трёхсложные слова со стечением согласных и
закрытым слогом (ягнёнок, половник).
10. Трёхсложные слова с двумя стечениями
согласных (таблетка, матрёшка).
11. Односложные слова со стечением согласных в
начале слова (стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в
конце слова (лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями
согласных (плётка, кнопка).
14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха,
пианино).
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Свою работу я строила в два этапа:
– подготовительный; цель данного этапа –
подготовить ребёнка к усвоению ритмической
структуры слов родного языка;
– коррекционный; цель этого этапа –
непосредственная коррекция дефектов слоговой
структуры слов у конкретного ребёнка.
На подготовительном этапе я проводила упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.
Упражнение «Повтори так же»
Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон,
палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из
предметов, ребёнок должен повторить так же.
Упражнение «Сосчитай правильно»
Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые
инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в
бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на
кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок
считает их и поднимает карточку с
соответствующей цифрой.
Упражнение «Выбери схему»
Цель: учить соотносить ритмический рисунок с
его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических
рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок,
ребёнок выбирает соответствующую схему на
карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический
рисунок по заданной схеме.
Упражнение «Длинное – короткое»
Цель: учить различать длинные и короткие по
звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски
бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок
кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и
раскладывает их на две группы: к длинной полоске
и к короткой.
На коррекционном этапе работа проводилась на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.
Упражнения на уровне звуков:
- «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»
- «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
- Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).
Упражнения на уровне слогов:
– Произносить цепочку слогов с одновременным
нанизыванием колец на пирамидку (построением
башенки из кубиков, перекладыванием камешков или
бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение
цепочки слогов с прикосновением на каждый слог
пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых
логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных
слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов
разных типов.
Упражнения на уровне слова:
Игра с мячом
Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного
логопедом слова.
Игра «Телеграф»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово,
отстучав его ритмический рисунок.
Игра «Сосчитай, не ошибись»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно
выполняя механическое действие.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом
слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки,
кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и
слово длиннее.
Игра с мячом «Передай дальше»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно
выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и
одновременно называют слог заданного слова.
Игра «Назови правильное слово»
Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно,
ребёнок называет слова правильно (если ребёнку
трудно выполнить задание, то в помощь даются
картинки).
Упражнение «Что изменилось?»
Цель: учить различать разную слоговую
структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между
словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.
Упражнение «Найди самое длинное слово»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных
картинок ту, на которой изображено самое длинное
слово.
Упражнение «Сосчитай, не ошибись»
Цель: закреплять умение детей делить слова
на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки,
дети показывают цифру, соответствующую
количеству слогов в слове (вариант усложнения –
цифру ударного слога).
Упражнение «Какое слово отличается»
Цель: учить различать слова с разной
ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети
определяют лишнее слово (использовать картинки,
если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон,
самолёт.
Упражнение «Назови одинаковый слог»
Цель: закреплять умение сравнивать слоговую
структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый
слог в предложенных словах (самолёт, молоко,
прямо, мороженое).
Игра «Конец слова за тобой»
Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч
ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…,
ва…, Да…, Ма…, Ми…
Игра «Какое слово получилось?»
Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду,
произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч,
говорит второй слог и просит ребёнка назвать
слово полностью.
Ребёнок:
Логопед:
Ребёнок:
кет букет
фет буфет
Бу
тон
бутон
бен бубен
Упражнение «Назови ласково»
Цель: учить чётко произносить слова слоговой
структуры 6-го типа при образовании имён
существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку,
называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч,
называет его «ласково».
Бант – бантик, бинт – бинтик, куст –
кустик, шарф – шарфик, лист – листик.
Упражнение «Назови слово правильно»
Цель: учить чётко произносить слова слоговой
структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание
и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения: логопед показывает картинку и
произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает
руку, когда услышит правильное название предмета
и называет его.
Логопед:
Ребёнок:
Мосалёт
Ломасёт
самолёт
Самолёт
Игра «Слоговые кубики»
Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух
частей.
Игра «Цепочка слов»
Цель: закреплять умение анализировать и
синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки с разделёнными на части
картинками и словами.
Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов
(картинок) по типу домино.
Игра «Логокуб»
Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и
трёхсложных слов.
Материал: куб, набор предметных картинок,
карточки с цифрами.
Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок
те, которые соответствуют заданному количеству
слогов и закрепляют их на определённой грани
куба.
Игра «Поезд»
Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой
схемой.
Материал: поезд с вагончиками, набор предметных
картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить
пассажиров» в вагоны в соответствии с
количеством слогов.
Игра «Пирамида»
Цель: закреплять умение анализировать слоговой
состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в
заданной последовательности: одно вверху – с
односложным словом, два в середине – с
двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными
словами.
Упражнение «Собери слово»
Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные
слова.
Материал: карточки со слогами на тонированной
бумаге.
Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по
одному слову. Затем обмениваются набором
карточек и игра продолжается.
Упражнение «Подбери слово»
Цель: закреплять умение анализировать слоговую
структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со
схемами слоговой структуры. Карточки со словами
(для читающих детей).
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.
Игра «Наведём порядок»
Цель: совершенствовать слоговой анализ и
синтез.
Материал: набор карточек со слогами на
тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества
слоги и расставляют их в нужном порядке.
Игра «Кто больше»
Цель: совершенствовать умение синтезировать
слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге
одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети
выкладывают как можно больше вариантов слов.
Литература:
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
- Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
- Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.
- Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
- Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
- Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.
- Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.
- Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.