Цель: развивать у детей интерес к народному творчеству, стремление больше узнавать об истории нашей Родины, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: рисунки детей, картинки цветов из Красной книги, компьютер. интерактивная доска (Презентация)
ХОД ПРАЗДНИКА
Учитель: Сегодня у нас необычный праздник, мы его проведем совместно с гостями, которые пришли к нам. Давайте поприветствуем их улыбкой. Ребята, праздник наш пройдет в виде устного журнала. Листая его странички, вы узнаете много интересного и познавательного. Называется он «Волга – русская река». И так, открываем первую страничку нашего журнала.
1-я страничка: Географическая
1-й ученик. Реки подобны вечности. Из века в век текут они от истоков к устьям, непрерывно меняя свой вид, становясь все более полноводными и могучими. Они пересекают равнины, пробиваются сквозь каменные громады гор, передвигают границы морских побережий. Реке все под силу.
2-й ученик. Тем более – великой реке. А в мире нет страны, у которой не было бы такой реки: Дунай и Днепр, Лена и Енисей, Рейн и Нил, Миссисипи – их сотни.И великими их делают не только их протяженность и полноводность, сколько судьба этого народа, его повседневная жизнь от легендарных времен до сегодняшнего дня. В России такая река – Волга.
Звучит песня о Волге.
3-й ученик. Тысячекратно воспетая в лирических песнях и героических сказаниях, всем своим раздольным, могучим обликом воплощающая русский национальный характер, Волга-матушка и в нашем собственном представлении, и в глазах всего мира уже стала одним из символов России.
Стихотворение «Родина»
Ширь твоих степей венчают горы,
За тайгой морей студеных лед,
Проплывая над твоим простором,
Даже солнце за день устает.
Велика ты. Волга-матушка, красива!
Берега суровые любя, степи вольные не в силах
Заключить в объятия тебя.
Обойти тебя не хватит жизни,
Хоть шагай упрямо день за днем.
Как же ты, великая Отчизна,
В сердце умещаешься моем!?
Учитель: Волга волнует, как сама
Россия. Жизни не хватит, чтобы насмотреться на
волжскую красоту, зеленые берега, тихие плесы,
так бы и любоваться ею на рассвете, и при высоком
солнышке, и по ночам, когда в воду опрокидывается
звездное небо с его глубоким мерцанием, грозным и
таинственным, как сама вечность. Для нас Волга –
исконно русское название, вообразившее в себя
столь многое, что его с полным правом можно
поставить в ряд с другим светлым словом – Россия.
Русскому сердцу слышится в нем и Вольга – имя
былинного богатыря, и слово «воля», выражающее
заветное стремление нашего народа к свету,
братству, единству.
– Ребята, кто знает, как называли Волгу в
древности?
Об этом нам расскажут ученики…
4-й ученик. В древности ее называли «ра» – щедрая. Арабы в Средние века именовали ее «Итиль», что в переводе означает «река рек», а рабский географ 19 века Ибн-Хаукаль писал о ней как о «реке русов», русской реке.
5-й ученик. Специалисты утверждают, что название «Волга» – финского происхождения (ведь в ее бассейне с древности и доныне живут племена и народы финской ветви) и означает «светлое, священное». Но и для нас, и для всего мира это название стало исконно русским, сохранив, вобрав в себя значение всех иных названий.
6-й ученик. Начинается Волга с небольшого ручейка на Валдайской возвышенности, принимая на пути притоки и речушки – своих друзей, становиться все шире и шире и могучее, в районах Астрахани ширина реки достигает 50 километров, а длина ее 3688 километров.
Учитель. Волга прошила голубой нитью всю Европейскую Россию. Семью тысячами малых и больших притоков связывает она север страны с югом и запад с востоком. Об этом говорится в стихотворении А.Твардовского «Семь тысяч рек».
(Читает ученица стихотворение)
Учитель. Волга не просто река, не просто вода, не просто водный путь. Волга – путь исторический, где сходятся прошлое и настоящее русского народа и всех народов, населявших волжские берега:удмуртов и марийцев, татар и чувашей, мордвин и калмыков, где сплетаются воедино старое и новое, великое и вечное. Волга – широкая дорога российской государственности, над которой шумели эпохи княжеских междоусобиц и феодальной разобщенности, борьбы с иноземными захватчиками и объединения волжских земель под эгидой России.
2-я страничка: Историческая
Учитель. Все предвидела Волга, все
пережила, все перечувствовала. Волга, наконец, а
может быть, в первую очередь – это люди, живущие
на ее берегах. Все наиболее сильное, здоровое,
талантливое всегда стремилось к ней. Она
укрепляла патриотический дух достойных сыновей
и поднимала могучие таланты на служение всей
России. С ее берегов и с ее благословения в нашу
историю, в наш день, в наши сердца шагнули
предводители волжской вольницы Разин и Пугачев.
А сколько с Волгой связано имен полководцев,
певцов, художников, музыкантов, политических
деятелей: Пожарский, Шаляпин, Репин, Саврасов,
Левитан, Русланова. Волга неисчерпаема! Об этом
пишет Евтушенко в стихотворении «Волга»
(Читает ученик)
Учитель. Не только историю страны можно изучать, плывя по Волге.Река всегда была проспектом труда. На реке возникло много городов.
Тополя высокие, стройные стоят
И на Волгу-матушку
С нежностью глядят.
Но они от берега ой как далеки!
Волга, Волга-матушка,
Русская река, города на Волге –
Родина моя!
– Какие города есть на Волге?
(Рассказы учеников о Саратове, Волгограде, Ярославле, Нижнем Новгороде, Самаре)
3-я страничка: Народные промыслы Поволжья
Пожалуй, нет в России другого района, где бы
народное искусство во всем многообразии его форм
было бы представлено так хорошо и полнокровно,
как здесь. Большинство жителей Поволжья с давних
времен слыли искусными мастерами. Особенно
славились мастера по дереву. В народе говорили,
что «лес заволжанина кормит».
Набор материалов, используемых в народном
искусстве Поволжья, поразительно богат: дерево и
керамика,металл и лаки, камень и ткани.
Роспись по дереву относится к наиболее ярким
проявлением народного творчества. Во всем мире
известны центры русской народной живописи
Поволжья. Признание любителей народного
искусства приобрели золотые травы хохломской
росписи, сюжетная роспись Городца. Лаковые
миниатюры Палеха, и, конечно же, наши знаменитые
матрешки из города Семенова.
Показ слайдов с хохломской росписью, Городецкие поделки, искусство Палеха, Семеновские матрешки.
Учитель. Мы много говорили о том, как прекрасна Волга, чем она богата, но у нее не все так идеально, у нее есть большие проблемы – это экология
4-я страничка: Экологическая
Сценка «Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад»
Автор:
Жил старик со своею старухой
У самой у матушки Волги.
Они жили в новом коттедже
Ровно 30 лет и 3 года.
Старик ловил сеточкой рыбу,
Старуха на рынок ходила,
Там рыбу она продавала
И деньги домой приносила.Вот пошел раз старик рыбачить,
И поставил он в реку сети.
А когда стал улов смотреть он.
Оказались там банки и склянки.
Он в другой раз поставил сети,
Но улов – лишь бутылки пустые.
Взял старик динамита 2 пачки
И закинул их в воды речные,
Но и тут не увидел рыбы
И в слезах воротился к старухе.
Старуха.
Дурачина ты, простофиля,
Вот возьми телефон мобильный,
Позвони золотой рыбке,
Попроси у нее улова.
Автор.
Вот пошел старик опять к речке.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
Рыбка. Чего тебе надобно, старче?
Автор. Ей с поклоном старик отвечает:
Старик.
Смилуйся, государыня рыбка,
Что-то речка сегодня вздурилась,
Не дает, старику, мне улова.
Покупать хотел я машину,
А без рыбы какое ж богатство?
Автор.
Разозлилась золотая рыбка
И хвостом по воде плеснула.
Рыбка.
Хочешь Рыбы? Ну, что же, попробуй
На часок стань ты тоже рыбой.
Автор.
Не успел старик оглянуться,
В карася в тот же миг превратился,
Очутился в речных он водах,
И поплавать решил в глубине он.
Не успел он проплыть и метра,
Увидал над собою сети,
Еле жив наш карась остался.
А вода-то в реке не простая
Загрязненная, еле живая.
Годом час старику показался.
Наконец. Дома он оказался.
Старуха его увидала.
Старуха. Ну, как .Помогла тебе рыбка?
Старик.
Да, помогла золотая,
Помогла понять нашу жадность!
Оглянись вокруг – стонет природа,
Беднеет она год от года!
Беречь мы ее забываем.
Животных кругом убиваем,
Водоемы мы засоряем.
Старуха.
Прости, если сможешь, природа!
Исправим свои мы ошибки,
Попросим прощенья у рыбки
И станем ее мы друзьями,
А чудо свершим мы и сами.
Все.
Ведь вовсе не надо волшебником быть,
Чтоб землю родную беречь и любить!
Учитель. Да, ребята, смотря эту сценку, есть над чем задуматься, какой конец у нее конец – судить вам. А мы продолжим экологическую страничку.
8-й ученик. Земля – всего лишь малая
частица Вселенной, но только на ней одной есть
жизнь. Все мы любим лес с грибами и ягодами, с
цветами и птичьими трелями. Любим речку,
особенно растений. Ее обложка красного цвета,но
в летнюю пору, когда можно окунуться или ранним
утром посидеть на ее берегу с удочкой. Любим луг,
такой пестрый, от множества цветов, над которыми
неспешно летают и гудят пчелы, бабочки, стрекозы.
Все это мы любим и хотим,чтобы окружающая нас
природа была красивой, богатый, радостной. Но ни
лес, ни озеро, ни луга, ни реки не могут сами
позаботиться о себе. А человек все
безжалостнее с каждым годом истребляет природу,
и виноваты здесь не только заводы и фабрики,
которые отравляют своими выбросами воздух и
реку, но и мы с вами, ребята, тоже. Ведь очень
часто мы. Не задумываясь, можем раздавить
букашку, сломать молодое деревце, нарвать домой
целую охапку цветов.
Уже сейчас многие звери и птицы, растения
насекомые занесены в Красную книгу: книгу редких
и находящихся под угрозой исчезновения видов
животных и растений. Ее обложка красного цвета –
сигнал тревоги и опасности. В Красную книгу
внесены те растения и животные, которых надо
охранять и оберегать. И сейчас мы хотим
познакомить вас с некоторыми из них.
(Демонстрация слайдов)
9-й ученик. В красную книгу внесены и взяты под охрану практически все цветы, которые встречаются в нашей области. Бархатистые ирисы, дикие пионы, гладиолусы и многие другие нуждаются в нашей защите. Берегите их! А если хотите собрать букеты из душистых ландышей, нежных колокольчиков – вырастите цветы сами. Почти у всех цветов есть садовые двойники. А кувшинка белая растет только в водоемах, это очень древнее и красное растение, свое название кувшинка получила по форме плодов, напоминающих кувшин с широким горлом. Вместе с кувшинкой в Красную книгу попал и камыш, в честь которого назван город.
10-й ученик. К сожалению, мы не всегда понимаем, что к природе надо относиться бережно и мудро. Чтобы земля не превратилась в пустыню, человек должен изменить свое отношение к природе, стать ее другом. С чего же начать обращение к учащимся? С самого простого. НЕ ломайте веток, а тем более верхушек молодых деревьев, не увозите с прогулки охапки цветов, берегите птиц, не разоряйте гнезда и муравейники. А природа отплатит вам своей красотой и богатством.
Учитель. Мы перевернули последнюю
страничку нашего журнала. Для чего я сегодня
подняла эту тему? Что вы поняли из нашего
праздника? Что вы расскажите родителям и своим
друзьям, придя домой? Кому надо сказать спасибо?
Вы – МОЛОДЦЫ!