Цели:
- способствовать разностороннему развитию учащихся;
- продолжить формирование у детей национального самосознания;
- побудить интерес к познанию и соблюдению этнокультурных традиций и законов, российских и международных документов по правам и обязанностям человека;
- способствовать воспитанию гражданской ответственности.
Оборудование:
- На переднем плане название темы игры.
- На стенах тексты хантыйских и русских пословиц и поговорок по теме.
- Рисунки на тему «Освоение нефтяных месторождений на Югорской земле» или буклеты, книги.
- Видеозапись о начале освоения Югорской нефти.
- Аудиозапись с хантыйской музыкой.
- Кроссворд, составленный из терминов и понятий по правовой культуре.
План проведения игры
1. Вступление
2. Интеллектуальная разминка – викторина
3. Решение кроссворда на знание названий правовых
документов
4. Пословицы о законе, правах и обычаях
5. Размышление – философия о законе
6. Заключение
7. Выводы
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Вступление
В зале звучит музыка. Дети и гости уже сидят в
зале.
Ведущий после приветствия детей, коллег и
гостей, обращается к участникам игры:
– Как вы уже догадались, сегодняшняя наша
всреча – игра, называется «В согласии с законом».
– Коль речь пойдет о законах, мы с вами сейчас
попробуем найти краткое и емкое толкование этого
понятия, т.е. как вы понимаете его. Каждый из вас
начинает суждение по вербальному шаблону «Я
думаю, закон – это… »
После ответов детей.
– Да, вы дети, просто молодцы! Да, закон – это
общеобязательное и непреложное правило, которое
должно выполняться всеми без исключения.
– А надо ли знать законы вам? Если
считаете, что их надо знать, голосуете зеленым
жетоном, который имеется у вас у каждого, если
считаете, что не обязательно знать законы,
голосуете красным.
Итог: красные жетоны у … человек,
Желтые – у …
– А дальше задание очень интересное.
2. Викторина
– Я буду читать значения, а вы называете эти слова, понятия. Итак:
1) Браслеты, не украшающие дам (наручники)
2) Участковый Запада (шериф)
3) Тет-а-тет по полицейски (допрос)
4) Собирание (сбор) и проверка доказательств по
уголовному делу (следствие)
5) Автор, скрывший свое имя (аноним)
6) Письменное офицальное извещение вызовом,
приглашением куда-либо (повестка)
7) Служебная собака с особым чутьем (ищейка)
– Итак, последний вопрос в этом туре:
8) То, что нарушает преступник (закон)
3. Кроссворд на проверку знания названий правовых документов
– А теперь задание посложнее, сейчас мы с вами
должны вспомнить точные названия правовых
документов.
Решаем кроссворд.
По вертикали:
1) Основной закон государства (конституция)
По горизонтали:
1) Свод законов государства (кодекс).
2) Общеобязательное и непреложное правило (закон).
3) Свод правил, регулирующих какую-либо
деятельность (устав).
4) Международный договор, одна из форм конвенции,
только неоднородного соглашения (пакт).
5) Международный договор, рекомендательного
характера (декларация).
4. Пословицы о законе, правах и обычаях
– А дальше речь пойдет об общепринятых нормах и
правилах поведения в общественных местах, о
пословицах и поговорках, отражающих отношение
людей друг к другу, к окружающему миру.
Всем известно, что пословицы и поговорки
создавались многими поколениями людей. Они еще
появились в то время, когда не было письменности.
У людей всегда были общепринятые правила, по
которым жили. Веками народ совершенствовал их
силу и выразительность, отшлифовывая их
сообразно своим нравам и обычаям. Они являются
правдивым зеркалом жизни.
В пословицах народ отразил свои представления о
моральных качествах человека.
Ну что же, начинаем проверку домашнего задания.
Каждый из вас подготовил пословицы и поговорки.
Отвечают дети:
– Закон – не кол, не обтешешь.
– Закон – не игрушка.
– Закон – закон законам.
– Незнанием закона не отговаривайся.
– Закон не глядит на поклон.
– Власть всякого ограничена законом.
– Перед правым и горы преклоняются.
– У нас правому всяк свояк.
– Правое слово – велико.
– Дело право, только гляди прямо.
– Правый весь день ликует.
– Правого рука по правде живет.
(Можно попросить расшифровку значения 2-3 пословиц).
– Ребята, я не услышал хантыйские пословицы (включит их).
5. Рефлексия на тему «Закон и жизнь»
– А теперь попробуем поглубже поразмышлять о
законах, об их значении в жизни человека.
Включается видеозапись – отрывок из легенды о
жизни хантов и манси в старину.
После просмотра отрывка записи.
– Вот так они жили, охотились, рыбачили, оленей
разводили, собирали дикоросы.
Никто их не тревожил.
Во второй половине прошлого века геологи
открывают богатые месторождения нефти и газа в
нашем округе. Нарушен привычный спокойный ритм
жизни хантов и манси.
По дикой тайге, по болотам и озерам стала
проходить тяжелая, мощная и шумная техника. Над
тайгой зачастили вертолеты. Началось освоение
Югорской нефти. Пришла цивилизация. И что же
хорошего принесла она людям тайги и тундры. Я
призываю вас к размышлению.
Отвечают дети:
– Со временем появились большие новые школы,
интернаты, новые асфальтированные дороги.
У коренных жителей круто меняется жизнь.
Появились снегоходы, моторные лодки, автономные
электростанции.
– Появились телевизоры, приемники. Гардероб
пополняется совершенно другой, новой одеждой.
Но вместе с тем цивилизация принесла и проблемы,
новые заботы, еще ранее неизвестные аборигенам. И
какие же это проблемы?
Включается видеофильм об истории начала
освоения Югорской нефти.
В реках и озерах меньше стало рыбы из-за
загрязнения водоемов.
– И звери встревожены. Их беспокоят
недропользователи и их техника.
– Площадь угодий, пригодных для традиционных
промыслов сокращается, т.к. часть земли занимают
под строительство нефтяных вышек, под
строительство дорог. Вырубается лес.
– Казалось бы, цивилизация, современная жизнь
должны только помогать коренным жителям, но не
всегда так получается.
Трудно становится им поддерживать традиционные
промыслы, без которых жизнь аборигенов просто
немыслима.
Вот такие проблемы в отношениях между
недропользователями и коренными жителями
появляются в наши дни.
(Участвуют двое детей – недропользователь и коренной житель, которые обыгрывают следующую ситуацию).
Коренной житель занят изготовлением деталей
нарта. На угодье к нему прилегает
недропользователь – нефтяник.
Нефтяник:
– Все ли у вас хорошо?
Хант:
– Все хорошо, а как у вас?
(Здороваются по рукам).
Нефтяник:
– Вы, Кечимов Василий Михайлович?
Хант:
– Да, я, а что вы хотите? Кто вы такой?
Нефтяник:
– Я – представитель компании (нефтегаз…) Вот
документы, удостоверяющие мою личность.
На твоем угодье, за речкой в трехстах метрах от
избушки, нашли нефть. Нефть, как ты знаешь, нужна
стране. Я прошу, чтобы ты подписал договор и мы
начнем добычу нефти на твоей территории.
Хант:
– Нет, я не подпишу, негде будет пастись моим
оленям. Еще и реку загрязните. Оленям нужна
чистая вода. Да и рыбу погубите.
Нефтяник:
– Не подпишете, тогда так начнем подготовку к
добыче. (Он уходит). Кечимов В.М. сел и думает:
– Эх, жаль, что не знаю законы, не знаю свои права.
А вправе ли они начать работу на угодье без моего
согласия?
Ведущий:
– Ребята, сейчас вы все увидели сюжет,
рассказывающий о ситуациях, нередко
встречающихся между коренными жителями и
недропользователями. Ну так, ребята, для чего же
необходимо знать законы.
(Дети отвечают по вербальному шаблону «Я думаю…»)
– Чтобы недропользователи после себя
оставляли земли, пригодные для дальнейшей жизни
коренных жителей.
– Для дальнейшего развития промыслов и будущими
поколениями коренных жителей.
– Для сохранения культуры моего народа, моего
этноса.
– Для сохранения животного мира, флоры.
– Чтобы жить в согласии с
недропользователями, чтобы не оказаться
обманутыми ими.
– Чтобы защищать свои права, свои интересы.
– Чтобы уметь правильно ориентироваться в любой
жизненной ситуации, не забывать и о своих
обязанностях гражданина Р.Ф.
– А теперь я хочу узнать ваше мнение вот о чем.
Кто из вас считает, что коренным жителям нужно
знать законы, прошу поднять зеленые жетоны, а кто
думает, что им не обязательно знать законы,
поднимают красные жетоны.
После подсчета жетонов:
– Да, вы стоите на правильной позиции.
6. Заключение
– Надо жить в гармонии с природой, с
окружающими людьми, с цивилизацией, т.е. жить в
согласии с законом, надо уметь выбирать
правильный путь сосуществования, правильно
ориентироваться в любой жизненной ситуации.
– Сейчас много законов в защиту природы, в защиту
и поддержку традиционных промыслов. Их надо
знать. А для этого надо учиться.
7. Выводы
– И что полезного для дальнейшей жизни вы
получили на этом занятии? (Дети отвечают).
– Что значит жить в согласии с законом? Как вы это
понимаете? (Дети отвечают).
– В заключение, один из старшеклассников читает
стихотворение Ю. Шесталова.
Что для мужчины
Самое лучшее?
Какое украшение
Самое лучшее?
Лучшее украшение мужчины – знание.
Невидимое сокровище – знание.
Море радости – знание.
Река счастья – знание.
Ручей славы – знание.
Лучший наставник – знание.
Без знания человек – росомаха.
Не будь росомахой!
Учись.
– Знания, которые вы приобретете, будут вам друзьями и помощниками в вашей жизни в различных ситуациях.
– А сейчас вы узнаете мою оценку вашей сегодняшней работе. Для этого вы постарайтесь прочитать шифрограмму. А чтобы ее прочитать, нужно расположить буквы в порядке написанных под ними цифр.
О | с | л | с | ы | б | п |
7 | 4 | 10 | 1 | 14 | 6 | 2 |
о | ц | о | и | д | а | м |
11 | 13 | 9 | 5 | 12 | 3 | 8 |
Дети читают шифрограмму.
Ведущий благодарит всех детей, коллег и гостей.
Звучит хантыйская музыка. Дети выходят из зала.