Интегрированный урок "Пей чай да пряником заедай". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока: изготовление коллективной работы из пластилина «Пряничный домик»

Задачи урока:

  • познакомить с историей возникновения пряника;
  • познакомить с различными видами пряников;
  • продолжать формировать навык работы с текстом;
  • расширять кругозор детей;
  • развивать мышление, речь, мелкую моторику рук детей;
  • обучать работать индивидуально и в коллективе.

Оборудование: мультимедиа-презентация «Пей чай да пряником заедай», пластилин для изготовления поделки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Постановка темы и целей урока

– Прочтите тему урока.  (Слайд 2)
– О чем будем говорить на уроке?
– Я вам расскажу, откуда появился пряник, какие бывают пряники, какими способами их выпекают. Каждый из вас испечет свой пряничек, который будет частью большого общего пряничного домика. А в конце урока, самых внимательных и активных детей ждет вкусный сюрприз!

3. Объяснение нового материала

– Итак, читайте первый вопрос.  (Что такое пряник?)  (Слайды 3,4)
– Пряник – это изделие из теста с добавлением меда и пряных пахучих трав.
– Как вы понимаете словосочетание «пряные пахучие травы»?
– Когда появился пряник?  (Слайд 5)

– Упоминание о первом прянике существует в Древней Греции и связано с мифом об Афине Палладе – богине мудрости. В Афинах был построен прекрасный храм, посвященный этой богине. В храме стояла мраморная статуя Афины. Эту статую охраняла змея, как символ мудрости и ума. Каждый месяц жители города приносили змее медовую лепешку – это и был пряник. Если змея съедала его, это было хорошим знаком, а если оставляла, значит люди чем-то прогневали богиню.  В Древнем Риме  в день Нового года и в другие праздники на цирковых или театральных представлениях народу раздавали большие пряники.  В Древней Руси еще 900 лет назад пекли «хлебы с медом и маком». Это и были первые пряники. (Слайд 6)

– Следующий вопрос для вас. (Какие бывают пряники?) (Слайд 7)
– Пряники бывают мятные. (Слайд 8)В тесто кладут листочки обыкновенной мяты. Мята растет в полях и цветет мелкими сиреневыми цветочками. Если растереть в руке листочек мяты, то можно почувствовать довольно сильный пряный запах. Пряники можно вырезать из теста при помощи формочки. Это вырезные пряники. (Слайд 9)Пряники бывают простые и с начинкой из пастилы, мармелада, варенья. (Слайд 10)Из пряностей в пряники кладут корицу, апельсиновые и лимонные корочки, душистый перец, добавляют орехи, изюм. (Слайд 11)На пряниках с начинкой есть рисунки или надписи. Такие пряники называют печатными, потому что их печатали так же как печатают картинки или буквы. (Слайд 12)

– Из какой сказки строки? (Слайд 13)

«За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины,
Заедает она пряником печатным…»

 (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

– На севере выпекают особенные лепные пряники и называют козули.  (Слайд 14)  Их  лепят руками из теста в форме козочек, оленей или других животных.

– Подведем итог. (Слайд 15)
– Как называются пряники с добавлением мяты?
– Как называются пряники, которые вырезают при помощи формочек?
– Как называются пряники северян?
– Как называются пряники, которые печатают как буквы и картинки?

– А как же печатают пряники? (Слайд 16)
– Для этого брали деревянную дощечку средней толщины, около 5 см, и делали из нее пряничную доску. (Слайд 17)Дощечку сушили от 5 до 20 лет, края покрывали смолой и воском, чтобы они не трескались. На такой доске пряничный мастер  вырезал изображение птиц, растений, зверей, солнца. Потом этот узор углублялся стамеской. В эти углубления закладывали пряничное тесто и ставили в печь. Потом пряник вынимали вместе с доской, как на подносе, и переворачивали.  На готовом прянике отпечатывался рисунок. Затем наносили глазурь, благодаря которой рисунок лучше виден, а пряник становился красивым и нарядным. (Слайд 18)
– На что похоже изготовление пряников?

4. Практическая работа

– На уроке рисования мы с вами рисовали сказочные пряничные домики. (Слайды 19-28) А сегодня будем из пластилина лепить прянички, а из пряничков собирать большой пряничный домик. (Слайд 29) У вас на столах лежат заготовки для пряничков. Будем из этих заготовок делать печатные пряники. Ваша задача украсить свой пряничек, нанести на него рисунок или надпись. Посмотрите внимательно на пряник, как можно нанести на него с помощью пластилина такие узоры?
Собираем из отдельных деталей домик.

5. Итог урока

– О чем мы говорили на уроке?
– Почему пряник так назвали?
– Какие бывают пряники?
– Как называется доска для изготовления пряников?
– Наш пряник очень-очень древний, но по-прежнему остается любимым лакомством детей и взрослых! (Слайд 30)