Изготовление петрушки из различных материалов. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
  • развитие умения коллективного планирования порядка трудовых действий;
  • знакомство с использованием технических средств в театре кукол;
  • развитие связной речи при защите проектов;
  • воспитание бережного отношения к инструментам и экономному расходованию материалов.

ХОД ПРОЕКТА

Организационно-подготовительный этап

I. Оргмомент

II. Слово учителя

Ребята! Наш урок сегодня необычный. У нас гости. Они хотят посмотреть на вас, чему вы научились, какие умения и навыки приобрели. Как умеете работать на уроке технологии. Поздоровайтесь с гостями, садитесь.

«К нам во двор шарманщик нынче по весне,
Притащил актеров труппы на спине:
Развернул он ширму по среди двора;
Дворники, лакеи, прачки. Кучера
Возле ширм столпились, чтобы поглазеть,
Как петрушка будет представлять камедь».

На Руси широко и весело встречали общенародные праздники – Рождество, Масленицу, Пасху, Троицу и другие. В эти праздничные дни во многих городах и селах устраивали ярмарки и гуляния. В специально отведенных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, а зимой – с ледяными горками. (Слайды 2-4)

Главным героем праздников был (стихи – Ангелина) Петрушка – любимец взрослых и детей (слайд 5).

Владимир Иванович Даль дает такое представление кукле:

ПЕТРУШКА – кличка куклы балаганной, русского шута, потешника,  остряка в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп». (В. Даль)  (Слайд 5)

В жизни театр кукол появился еще в Древнем Риме. А вот первое упоминание о кукольном театре в России относится к 1609году.И одной из первых кукол был Петрушка. Впервые Петрушку увидел в России немецкий писатель, путешественник и дипломат Адам Олеарий. Это было почти 400 лет назад! (Слайд 6).

Учитель: А вы знаете, зачем существовали и существуют театры кукол?
– То, что не могли, не решались раньше произнести вслух мужики и рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы.
– А что сделаешь кукле? Кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, в каждой стране были свои. Во Франции любимцем зрителей стал Полишинель, в Германии – Гансвурст, в Голландии – Пикельгеринг, в Польше – Копленек, в Чехии – Кашпарек, в Италии – Пульчинелла. А у нас? ПЕТРУШКА! (Слайды 7-12)

– После революции Петрушка все же постепенно ушел в историю: появились более современные виды кукольного театра.
Этих видов несколько. Петрушка, кстати, относился к верховым, перчаточным куклам (верховые – потому, что появляются поверх ширмы).
А еще бывают марионетки – они двигаются на нитках или проволоке, а их водители – артисты находятся над сценой.
В России марионетки и куклы-перчатки были известны с XVII  века. До XIX века предпочтение отдавалась перчаточным Петрушкам, в конце шарманщики объединились, и русский кукольный шут снова стал марионеткой.

(Стихи и марионетке).  (Слайд 13)

– В наше время широко распространены тростевые куклы – они управляются из-за ширмы тростями. А бывают еще и механические, и теневые  … (Слайды  14-15)

В нашей стране более ста театра кукол. Великий русский кукольник С.В.Образцов в своей книге « По ступенькам памяти» вспоминает, как он ребенком видел представление Петрушки: « Над ширмой появилось то самое, что пищало. Петрушка. Я вижу его в первый раз в жизни. Смешной. непонятный. Большой нос крючком, большие удивленные глаза, растянутый рот. Красный колпак, на спине какой-то нарочный горб не горб и деревянные плоские, как лопатки, руки. Очень смешной. Появился и запел тем же нечеловеческим писклявым голосом. (Слайд 16)

Физминутка (слайд 17)

III. Постановка учебной задачи

– Сегодня мы с вами продолжаем работу над  проектом создания своей куклы (изготовление петрушки из различных материалов).

На прошлых уроках вам было предложено разбиться на три группы и каждая группа должна изготовить своего Петрушку.

1 группа выбрала изготовить Петрушку с подвижными соединениями деталей.
2 группа выбрала Петрушку-дергунчик на палочке.
3 группа решила сделать Петрушку-оригами.

(Слайды 18-25, остн. 23 слайд)

Приведение рабочего места в порядок.

Технологический этап

IV. Разработка проекта

Рассмотреть образцы, рисунки, схематические изображения выбранных вариантов изделий, данные на доске или в виде шаблонов.
Намечаем план работы на 2-3 урока:

А) Посмотрите на свои рабочие места.

Учитель.  На прошлом уроке вы подготовили детали, из картона и цветной бумаги; из синтепона и материала.

 Б) Сегодня вы должны собрать изделия, проверить в действии, закончить отделку.

– Итак, каждая группа делает одну поделку, разработав свой творческий проект. В этом вам поможет « Калейдоскоп обдумывания»  (у каждого на столе).

V. Поиск решения поставленной цели

1 группа:

А) Цветовая гамма.
Б) Кукла должна быть подвижной, детали должны быть соединены так, чтобы двигались ручки, ножки, сгибались ноги в коленях.

2группа:

А) Цветовая гамма.
Б) Знание швов, умение сметывать выкройку рубашки, колпачка и соединения деталей.

3группа:

А) Цветовая гамма.
Б) Умение применить технику складывания оригами.

VI. Правила техники безопасности

  Давайте вспомним правила работы с ножницами ( стихи).
–  Правила работы с клеем (стихи).
–  Правила работы с иглой.

Заключительный этап

Представитель каждой группы выходит к доске и пользуясь «Калейдоскопом обдумывания», защищает свой проект.

VII. Подведение итогов

Вы сделали прекрасные вещи. По конструктивным критериям они прочны, удобны в использовании,
по технологическим – оригинальны и рациональны.
Мы учли и экологические критерии – использовали отходы производства.
По эстетическим критериям все поделки имеют оригинальные формы, с правильно выбранным цветовым решением.
И конечно же учтены экономические критерии. Они доступны, практичны, их можно использовать неоднократно.
Я думаю, что задачи урока мы выполнили.  Вы создали прекрасные куклы,  которые мы можем с вами передать в дар детским садам, которые находятся рядом со школой. Спасибо за работу.

Литература:

  1. Сборник русской поэзии «Лирикон».  Поэт: Жулёв Г.Н.
  2. Энциклопедия «Кругосвет».  Статья взята из Интернета
  3. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.
  4. Петрушка «Умный театр» – М., – 1918.
  5. Смирнова Н.И. «Советский театр кукол 1918-1932» – М., – 1963.
  6. Симонович-Ефимова Н.Я. «Записки петрушечника» – М.-Л.. – 1925.