Цели:
- формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
- развитие умения коллективного планирования порядка трудовых действий;
- знакомство с использованием технических средств в театре кукол;
- развитие связной речи при защите проектов;
- воспитание бережного отношения к инструментам и экономному расходованию материалов.
ХОД ПРОЕКТА
Организационно-подготовительный этап
I. Оргмомент
II. Слово учителя
– Ребята! Наш урок сегодня необычный. У нас гости. Они хотят посмотреть на вас, чему вы научились, какие умения и навыки приобрели. Как умеете работать на уроке технологии. Поздоровайтесь с гостями, садитесь.
«К нам во двор шарманщик нынче по весне,
Притащил актеров труппы на спине:
Развернул он ширму по среди двора;
Дворники, лакеи, прачки. Кучера
Возле ширм столпились, чтобы поглазеть,
Как петрушка будет представлять камедь».
На Руси широко и весело встречали общенародные праздники – Рождество, Масленицу, Пасху, Троицу и другие. В эти праздничные дни во многих городах и селах устраивали ярмарки и гуляния. В специально отведенных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, а зимой – с ледяными горками. (Слайды 2-4)
Главным героем праздников был (стихи – Ангелина) Петрушка – любимец взрослых и детей (слайд 5).
Владимир Иванович Даль дает такое представление кукле:
ПЕТРУШКА – кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп». (В. Даль) (Слайд 5)
В жизни театр кукол появился еще в Древнем Риме. А вот первое упоминание о кукольном театре в России относится к 1609году.И одной из первых кукол был Петрушка. Впервые Петрушку увидел в России немецкий писатель, путешественник и дипломат Адам Олеарий. Это было почти 400 лет назад! (Слайд 6).
Учитель: А вы знаете, зачем
существовали и существуют театры кукол?
– То, что не могли, не решались раньше произнести
вслух мужики и рабочие люди, громко выкрикивали
на площадях и ярмарках куклы.
– А что сделаешь кукле? Кукольные герои, умевшие
выразить чувства простых людей, в каждой стране
были свои. Во Франции любимцем зрителей стал
Полишинель, в Германии – Гансвурст, в Голландии
– Пикельгеринг, в Польше – Копленек, в Чехии –
Кашпарек, в Италии – Пульчинелла. А у нас?
ПЕТРУШКА! (Слайды 7-12)
– После революции Петрушка все же постепенно
ушел в историю: появились более современные виды
кукольного театра.
Этих видов несколько. Петрушка, кстати, относился
к верховым, перчаточным куклам (верховые –
потому, что появляются поверх ширмы).
А еще бывают марионетки – они двигаются на
нитках или проволоке, а их водители – артисты
находятся над сценой.
В России марионетки и куклы-перчатки были
известны с XVII века. До XIX века предпочтение
отдавалась перчаточным Петрушкам, в конце
шарманщики объединились, и русский кукольный шут
снова стал марионеткой.
(Стихи и марионетке). (Слайд 13)
– В наше время широко распространены тростевые куклы – они управляются из-за ширмы тростями. А бывают еще и механические, и теневые … (Слайды 14-15)
В нашей стране более ста театра кукол. Великий русский кукольник С.В.Образцов в своей книге « По ступенькам памяти» вспоминает, как он ребенком видел представление Петрушки: « Над ширмой появилось то самое, что пищало. Петрушка. Я вижу его в первый раз в жизни. Смешной. непонятный. Большой нос крючком, большие удивленные глаза, растянутый рот. Красный колпак, на спине какой-то нарочный горб не горб и деревянные плоские, как лопатки, руки. Очень смешной. Появился и запел тем же нечеловеческим писклявым голосом. (Слайд 16)
Физминутка (слайд 17)
III. Постановка учебной задачи
– Сегодня мы с вами продолжаем работу над проектом создания своей куклы (изготовление петрушки из различных материалов).
На прошлых уроках вам было предложено разбиться на три группы и каждая группа должна изготовить своего Петрушку.
1 группа выбрала изготовить Петрушку с
подвижными соединениями деталей.
2 группа выбрала Петрушку-дергунчик на палочке.
3 группа решила сделать Петрушку-оригами.
(Слайды 18-25, остн. 23 слайд)
Приведение рабочего места в порядок.
Технологический этап
IV. Разработка проекта
Рассмотреть образцы, рисунки, схематические
изображения выбранных вариантов изделий, данные
на доске или в виде шаблонов.
Намечаем план работы на 2-3 урока:
А) Посмотрите на свои рабочие места.
Учитель. На прошлом уроке вы подготовили детали, из картона и цветной бумаги; из синтепона и материала.
Б) Сегодня вы должны собрать изделия, проверить в действии, закончить отделку.
– Итак, каждая группа делает одну поделку, разработав свой творческий проект. В этом вам поможет « Калейдоскоп обдумывания» (у каждого на столе).
V. Поиск решения поставленной цели
1 группа:
А) Цветовая гамма.
Б) Кукла должна быть подвижной, детали должны
быть соединены так, чтобы двигались ручки, ножки,
сгибались ноги в коленях.
2группа:
А) Цветовая гамма.
Б) Знание швов, умение сметывать выкройку
рубашки, колпачка и соединения деталей.
3группа:
А) Цветовая гамма.
Б) Умение применить технику складывания оригами.
VI. Правила техники безопасности
– Давайте вспомним правила работы
с ножницами ( стихи).
– Правила работы с клеем (стихи).
– Правила работы с иглой.
Заключительный этап
Представитель каждой группы выходит к доске и пользуясь «Калейдоскопом обдумывания», защищает свой проект.
VII. Подведение итогов
Вы сделали прекрасные вещи. По конструктивным
критериям они прочны, удобны в
использовании,
по технологическим – оригинальны и
рациональны.
Мы учли и экологические критерии –
использовали отходы производства.
По эстетическим критериям все поделки
имеют оригинальные формы, с правильно выбранным
цветовым решением.
И конечно же учтены экономические
критерии. Они доступны, практичны, их можно
использовать неоднократно.
Я думаю, что задачи урока мы выполнили. Вы
создали прекрасные куклы, которые мы можем с
вами передать в дар детским садам, которые
находятся рядом со школой. Спасибо за работу.
Литература:
- Сборник русской поэзии «Лирикон». Поэт: Жулёв Г.Н.
- Энциклопедия «Кругосвет». Статья взята из Интернета
- Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.
- Петрушка «Умный театр» – М., – 1918.
- Смирнова Н.И. «Советский театр кукол 1918-1932» – М., – 1963.
- Симонович-Ефимова Н.Я. «Записки петрушечника» – М.-Л.. – 1925.