Урок экологии "Гармония и конфликт. Природа и человек"

Разделы: Биология, Экология


Цель урока: закрепить представления об экологическом равновесии и механизмах влияющих на него.

Задачи урока:

  • повторить типы экологических взаимодействий;
  • расширить знания о круговороте веществ и влияние на него биотических и антропогенных факторов;
  • формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать вывод;
  • использовать полученные знания о процессах, происходящих в биосфере, для обоснования мероприятий по охране природы;
  • создание мини проекта;
  • подготовить к ЕГЭ.

Тип урока: по дидактической цели – обобщение; по способу организации – урок – диалог, размышление.

Формы обучения:

  • фронтальная беседа;
  • наглядно-образная;
  • индивидуальная работа.

Межпредметные связи: биология, экология, обществознание, литература.

Оборудование: презентация по теме ( использование фотографий учащихся), проектор, компьютер, конституция РФ, схема круговорота веществ, дидактический материал для организации самостоятельной работы обучающихся (Приложение).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Добрый день, ребята сегодняшний урок мы начнем с таких слов:

Я сорвал цветок, он завял в моих руках.
Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что природу надо любить глазами.

Давайте настроимся на урок и посмотрим на природу нашими глазами.

Идет презентацация красивых пейзажей природы.

Учитель. Какие эмоции, чувства вызывают у вас просмотренные пейзажи природы.

Ученики. Красиво, умиротворенно и т.д.

Учитель. Как можно назвать ваше отношение к просмотренным фотографиям?

Ученики. Поэтичное и гармоничное.

Учитель. Продолжаем смотреть.

Идет презентацация пейзажей, на которых показана влияние деятельности человека на природу ( например: птицы покрытые нефтью, массовая гибель в воде рыбы, выброшенные на берег киты и т. д.)

Учитель. Какие эмоции, чувства вызывают эти просмотренные пейзажи природы.

Ученики. Тревогу, ужас конфликт в нашей душе.

Учитель. Что общего в этих фотографиях?

Ученики. Природа.

Учитель. Что различное?

Ученики. Состояние природы.

Учитель. Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока. Теме нашего урока: «Гармония и Конфликт. Человек и Природа» Запишите тему урока на листах, которые перед вами. В ходе урока мы найдем ответ на вопрос: Что такое гармоничные отношения в природе?

II. Изучение новый темы на основе обобщения материала.

Природа. Что наше воображение рисует нам, когда мы слышим это слово.

Ученики. Моря, озера, цветы, животные и т.д.

Учитель. Какая наука изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет не нее своими действиями

Ученики. Экология.

1. Рефлексия №1

Учитель. Молодцы! Правильно – это наука называется экология. Гармония в природе всегда определяется взаимоотношениями живых организмов, которые формировались миллионы лет. Вспомните эти взаимоотношения. Посмотрите на слайд и выберите, какие существуют взаимоотношения в природе среди растений и животных.

Выберите типы экологических взаимодействий.

Нахлебничество                 Конкуренция
Долг                                     Страх
Хищничество                     Симбиоз
Дружба                               Уважение

Ученики. Читают вслух выбранные взаимодействия.

Учитель. Запишите виды отношений на листах в таблицу задание №1 (Приложение)  в таком порядке

Нахлебничество
Хищничество
Конкуренция
Симбиоз

Выполните дальше задание №1. Соотнесите по значению слова и их определения  и примеры запишите ваши ответы в таблицу. Время на выполнение задания – 3 минуты. Проврете вашу работу и за каждую правильную букву поставьте себе по 1 баллу, за эту работу вы получаете по 8 баллов.

На доске слайд с правильными ответами.

Правильные ответы задания №1

1 2 3 4
Б Е А Ж Г З В И

2. Фронтальная беседа

Учитель. Что такоенахлебничество, хищничество, конкуренция, симбиоз?

Ученики озвучивают определения и примеры взаимоотношений животных  и  растений в природе.

3. Актуализация знаний.

Учитель.  Эти взаимоотношения способствуют гармонии в природе?

Ученики. Нет.

Учитель. Почему?

Ученик. Хищничество, конкуренция не как не могут быть гармоничными отношениями в природе.

Учитель. В природе существуют разные отношения положительные и отрицательные есть единство борьбы и противоположности, которые формировались, длительный промежуток времени. Слово  «гармония»  переводится с греческого языка, как связь, соизмеримость частей в единое целое. Все процессы в природе находятся в закономерной связи и развития. Противоречивые отношения приводят к балансу в системе, которой находятся эти отношения.

4. Рефлексия №2

Учитель. Таким образом, в природе существуют разные отношения, и они  гармоничные. В основе этих отношений лежит пищевая цепочка – это основа жизни. Давайте построим цепочку этих взаимоотношений, и посмотрим, как создается баланс и гармония в природе,  напримере углекислого газа, который является основным веществом в процессе фотосинтеза. Для этого я предлагаю сделать задания №2 (Приложение)  установить последовательность  процесса. Время на выполнение здания – 2 минуты. Обратите внимание это задание взято из демоверсии ЕГЭ по биологии , часть Б, где  в ответе необходимо выписать буквы через запятую.

Ученики выполняют задание №2.

Учитель. Проверьте вашу работу и за каждую правильную букву поставьте себе по 1 баллу, за эту работу вы получаете по 6 баллов.

На доске слайд с правильными ответами.

Правильные ответы задания №2

5. Фронтальная беседа. Круговорот веществ  и энергии.

Учитель. Посмотрите на вашу цепочку,  в начале углекислый газ  используется, а в конце образуется. Эта цепочка противоречит закону М. В. Ломоносова сохранение массы веществ и энергии ни что ни откуда не  возникает, ни что ни откуда не  исчезает. Не хватает одного звена с позиции гармоничных отношений в природе. Какого звена не хватает? Что нужно сделать, чтобы объединить эти процессы?

Ученики. Цепочку нужно  замкнуть. Это круг.

Учитель. Правильно это круг. А как называется круг в биологии?

Ученики. Круговорот веществ и энергии.

Учитель. Благодаря круговороту достигается баланс отношений, и формируются гармоничные отношения в природе. Круговорот веществ и энергии – это сбалансированная система в биосфере,  система, которая создавалась тысячелетиями. Биосфера функционирует как гигантская хорошо отлаженная экосистема, где организмы не только приспосабливаются к среде, но и сами создают и поддерживают на Земле условия, благоприятные для жизни. Совершая гигантский круговорот, жизнь поддерживает стабильные условия для своего существования. Выполняют единства и борьбы противоположности.

6. Фронтальная беседа. Законы Коммонера

Учитель. Круговорот изучали многие ученные. Один из них Барри Коммонер,  зная работу круговорота в природу в 1974 году сформулировал 4 экологических закона.

  1. Все связано совсем.
  2. Все должно куда-то деваться.
  3. Природа знает Лучше.
  4. За все надо платить.

Вписываются эти законы в круговорот?

Ученики. Да.

Учитель. А как? Учитывая наши пищевые цепочки.

Ученики.

  1. Все связано со всем – круговорот веществ и энергии.
  2. Все должно куда-то деваться – пищевая цепочка.
  3. Природа знает Лучше  –  волны жизни.
  4. За все надо платить – борьба за существование и естественный отбор.

Учитель. Какой фактор мы с вами еще не разобрали, который действует на круговорот веществ и энергии?

Ученики. Антропогенный – влияние деятельности человека на природу.

Учитель. Как взаимодействует человек с природой?

Ученики<./strong> Плохо, отрицательно.

Учитель. Эти отношения гармоничные или конфликтные?

Ученики. Конфликтные

Учитель. Покажите мне примеры конфликтных отношений в законах Коммонера.

Ученики.

Все связано со всем. Вред наносимый одному компоненту экосистемы, может привести к большим неблагоприятным последствиям в функционировании всей экосистемы.
Все должно куда-то деваться. Многие вещества  созданные человеком, попадая в окружающую среду, не исчезают бесследно – они не включаются в естественный круговорот, а постепенно накапливаются в почве, воде, живых организмах.
Природа знает лучше. Нельзя покорить природу, с ней надо сотрудничать.
За все надо платить. Все, что было извлечено из глобальной системы человеком, должно быть возмещено.

7. Рефлексия №3

Учитель.  Распределите положительную и отрицательную  деятельность человека на природу,  для этого выполните задание №3 (Приложение). Время выполнения 1 минута.
Проверим, за это задание вы получаете 6 баллов.

Правильные ответы задания №3

Положительное влияние деятельности человека Отрицательное влияние деятельности человека
3. Создание заповедников, заказников. 1. Вырубка лесов
5. Использование очистных сооружений на производстве 2. Загрязнения океанов
  4. Промышленное сжигание топлива.
  6. Истощение полезных ископаемых

– Конечно это не все примеры влияния человека на природу. Как вы думаете, отношения человека и природу сбалансированные?

Ученики. Нет

Учитель. Эти отношения гармоничные?

Ученики.  Нет. Конфликтные.

8. Фронтальная беседа. Создание мини проекта

Учитель. Человек вмешивается своей деятельностью в круговорот веществ и любое нарушение связей в круговороте приводит к необратимым последствиям. Как достигнуть гармонии и сбалансировать эти влияния? Что нужно сделать человеку – «разумному», а сегодня переводится – «готовый», человеку готовому отвечать и понимать,  за все надо платить.

Ученики. Природу нужно охранять.

Учитель. Кто будет охранять природу?

Ученики. Государство.

Учитель.  Государством принят целый ряд законов. Есть законы, прописанные в нормативных документах. Законы, регулирующие взаимоотношения человека с природой. Государство принимает меры к предотвращению отрицательных последствий.  Созданы организации, комитеты по охране и защите природы на всех уровнях.  Посмотрите внимательно в ваших листах после задания №3 прописаны государственные органы, осуществляющие комплексный контроль за охраной окружающей среды в России и деятельность государства по сохранению  природного наследия. Государственные органы работают, а «воз и ныне там». Почему так получается?

Ученики. Потому, что сохранять природу нужно начинать с себя.

Учитель. Правильно. Что может сделать каждый здесь и сегодня, чтобы сделать отношения в природе  были гармоничными. Выполните задание №4 (Приложение). Создайте свои личные законы взаимоотношений с природой. Время на выполнение задания – 3 минуты. Проверяем.

Ученики зачитывают свои записи.

– За каждое правило поставьте – 1 баллу.  Максимальное количества баллов за это задание – 5 баллов.

9. Подведение итогов и выставление оценок

Учитель. Если определить эти правила в одно, то получиться кодекс взаимоотношения человека и природы.  Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам. Законы Коммонера гласят для нас людей – не навреди и предполагают, что каждый должен иметь свои законы гармоничного взаимоотношения с природой. Если каждый из нас будет выполнять эти не сложные правила, то тогда мы будем любить природу глазами, а прикасаться к ее красоте сердцем. И выполним заповедь, что Земля дана нам в не наследство, а долг нашими детьми.
Мы затронули сегодня  тему гармоничных отношений в природе, и что мы можем сделать для этого.
Наш урок подходит к концу, поведем итоги
Подсчитайте  все свои баллы за урок.  23 поставьте себе 5,  с 19-22 – 4. Молодцы, сегодня показали высокие результаты, я рада, что вы поняли сегодняшний урок.  Наш урок не может быть окончен, моя задача была, поставит перед вами проблему и чтобы вы задумались каковы ваши отношения в природе.

III. Заключение

В заключении урока я хочу рассказать вам одну притчу: «Ученики решили проверить, насколько мудр их учитель. Они поймали бабочку и спрятали ее в ладошку и подошли к нему с вопросом. «Учитель живая или мертвая бабочка в моих ладонях?» – спросил ученик. А заранее они договорились, что если учитель скажет, что бабочка мертвая, то но раскроет ладони и бабочка вылетит живая и невредимая. А если он скажет, что бабочка живая, то ученик не заметно сомкнет ладошку и бабочка окажется мертвая.
Что ответил им учитель?

Ученики. Все в твоих руках!

Учитель. Правильно. «Все в ваших руках!»

Спасибо за урок.