Цель урока: закрепить представления об экологическом равновесии и механизмах влияющих на него.
Задачи урока:
- повторить типы экологических взаимодействий;
- расширить знания о круговороте веществ и влияние на него биотических и антропогенных факторов;
- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать вывод;
- использовать полученные знания о процессах, происходящих в биосфере, для обоснования мероприятий по охране природы;
- создание мини проекта;
- подготовить к ЕГЭ.
Тип урока: по дидактической цели – обобщение; по способу организации – урок – диалог, размышление.
Формы обучения:
- фронтальная беседа;
- наглядно-образная;
- индивидуальная работа.
Межпредметные связи: биология, экология, обществознание, литература.
Оборудование: презентация по теме ( использование фотографий учащихся), проектор, компьютер, конституция РФ, схема круговорота веществ, дидактический материал для организации самостоятельной работы обучающихся (Приложение).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Добрый день, ребята сегодняшний урок мы начнем с таких слов:
Я сорвал цветок, он завял в моих руках.
Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что природу надо любить глазами.
Давайте настроимся на урок и посмотрим на природу нашими глазами.
Идет презентацация красивых пейзажей природы.
Учитель. Какие эмоции, чувства вызывают у вас просмотренные пейзажи природы.
Ученики. Красиво, умиротворенно и т.д.
Учитель. Как можно назвать ваше отношение к просмотренным фотографиям?
Ученики. Поэтичное и гармоничное.
Учитель. Продолжаем смотреть.
Идет презентацация пейзажей, на которых показана влияние деятельности человека на природу ( например: птицы покрытые нефтью, массовая гибель в воде рыбы, выброшенные на берег киты и т. д.)
Учитель. Какие эмоции, чувства вызывают эти просмотренные пейзажи природы.
Ученики. Тревогу, ужас конфликт в нашей душе.
Учитель. Что общего в этих фотографиях?
Ученики. Природа.
Учитель. Что различное?
Ученики. Состояние природы.
Учитель. Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока. Теме нашего урока: «Гармония и Конфликт. Человек и Природа» Запишите тему урока на листах, которые перед вами. В ходе урока мы найдем ответ на вопрос: Что такое гармоничные отношения в природе?
II. Изучение новый темы на основе обобщения материала.
Природа. Что наше воображение рисует нам, когда мы слышим это слово.
Ученики. Моря, озера, цветы, животные и т.д.
Учитель. Какая наука изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет не нее своими действиями
Ученики. Экология.
1. Рефлексия №1
Учитель. Молодцы! Правильно – это наука называется экология. Гармония в природе всегда определяется взаимоотношениями живых организмов, которые формировались миллионы лет. Вспомните эти взаимоотношения. Посмотрите на слайд и выберите, какие существуют взаимоотношения в природе среди растений и животных.
Выберите типы экологических взаимодействий.
Нахлебничество Конкуренция
Долг Страх
Хищничество Симбиоз
Дружба Уважение
Ученики. Читают вслух выбранные взаимодействия.
Учитель. Запишите виды отношений на листах в таблицу задание №1 (Приложение) в таком порядке
Нахлебничество
Хищничество
Конкуренция
Симбиоз
Выполните дальше задание №1. Соотнесите по значению слова и их определения и примеры запишите ваши ответы в таблицу. Время на выполнение задания – 3 минуты. Проврете вашу работу и за каждую правильную букву поставьте себе по 1 баллу, за эту работу вы получаете по 8 баллов.
На доске слайд с правильными ответами.
Правильные ответы задания №1
1 | 2 | 3 | 4 |
Б Е | А Ж | Г З | В И |
2. Фронтальная беседа
Учитель. Что такоенахлебничество, хищничество, конкуренция, симбиоз?
Ученики озвучивают определения и примеры взаимоотношений животных и растений в природе.
3. Актуализация знаний.
Учитель. Эти взаимоотношения способствуют гармонии в природе?
Ученики. Нет.
Учитель. Почему?
Ученик. Хищничество, конкуренция не как не могут быть гармоничными отношениями в природе.
Учитель. В природе существуют разные отношения положительные и отрицательные есть единство борьбы и противоположности, которые формировались, длительный промежуток времени. Слово «гармония» переводится с греческого языка, как связь, соизмеримость частей в единое целое. Все процессы в природе находятся в закономерной связи и развития. Противоречивые отношения приводят к балансу в системе, которой находятся эти отношения.
4. Рефлексия №2
Учитель. Таким образом, в природе существуют разные отношения, и они гармоничные. В основе этих отношений лежит пищевая цепочка – это основа жизни. Давайте построим цепочку этих взаимоотношений, и посмотрим, как создается баланс и гармония в природе, напримере углекислого газа, который является основным веществом в процессе фотосинтеза. Для этого я предлагаю сделать задания №2 (Приложение) установить последовательность процесса. Время на выполнение здания – 2 минуты. Обратите внимание это задание взято из демоверсии ЕГЭ по биологии , часть Б, где в ответе необходимо выписать буквы через запятую.
Ученики выполняют задание №2.
Учитель. Проверьте вашу работу и за каждую правильную букву поставьте себе по 1 баллу, за эту работу вы получаете по 6 баллов.
На доске слайд с правильными ответами.
Правильные ответы задания №2
5. Фронтальная беседа. Круговорот веществ и энергии.
Учитель. Посмотрите на вашу цепочку, в начале углекислый газ используется, а в конце образуется. Эта цепочка противоречит закону М. В. Ломоносова сохранение массы веществ и энергии ни что ни откуда не возникает, ни что ни откуда не исчезает. Не хватает одного звена с позиции гармоничных отношений в природе. Какого звена не хватает? Что нужно сделать, чтобы объединить эти процессы?
Ученики. Цепочку нужно замкнуть. Это круг.
Учитель. Правильно это круг. А как называется круг в биологии?
Ученики. Круговорот веществ и энергии.
Учитель. Благодаря круговороту достигается баланс отношений, и формируются гармоничные отношения в природе. Круговорот веществ и энергии – это сбалансированная система в биосфере, система, которая создавалась тысячелетиями. Биосфера функционирует как гигантская хорошо отлаженная экосистема, где организмы не только приспосабливаются к среде, но и сами создают и поддерживают на Земле условия, благоприятные для жизни. Совершая гигантский круговорот, жизнь поддерживает стабильные условия для своего существования. Выполняют единства и борьбы противоположности.
6. Фронтальная беседа. Законы Коммонера
Учитель. Круговорот изучали многие ученные. Один из них Барри Коммонер, зная работу круговорота в природу в 1974 году сформулировал 4 экологических закона.
- Все связано совсем.
- Все должно куда-то деваться.
- Природа знает Лучше.
- За все надо платить.
Вписываются эти законы в круговорот?
Ученики. Да.
Учитель. А как? Учитывая наши пищевые цепочки.
Ученики.
- Все связано со всем – круговорот веществ и энергии.
- Все должно куда-то деваться – пищевая цепочка.
- Природа знает Лучше – волны жизни.
- За все надо платить – борьба за существование и естественный отбор.
Учитель. Какой фактор мы с вами еще не разобрали, который действует на круговорот веществ и энергии?
Ученики. Антропогенный – влияние деятельности человека на природу.
Учитель. Как взаимодействует человек с природой?
Ученики<./strong> Плохо, отрицательно.
Учитель. Эти отношения гармоничные или конфликтные?
Ученики. Конфликтные
Учитель. Покажите мне примеры конфликтных отношений в законах Коммонера.
Ученики.
Все связано со всем. Вред наносимый
одному компоненту экосистемы, может привести к
большим неблагоприятным последствиям в
функционировании всей экосистемы.
Все должно куда-то деваться. Многие
вещества созданные человеком, попадая в
окружающую среду, не исчезают бесследно – они не
включаются в естественный круговорот, а
постепенно накапливаются в почве, воде, живых
организмах.
Природа знает лучше. Нельзя покорить
природу, с ней надо сотрудничать.
За все надо платить. Все, что было извлечено
из глобальной системы человеком, должно быть
возмещено.
7. Рефлексия №3
Учитель. Распределите
положительную и отрицательную деятельность
человека на природу, для этого выполните
задание №3 (Приложение).
Время выполнения 1 минута.
Проверим, за это задание вы получаете 6 баллов.
Правильные ответы задания №3
Положительное влияние деятельности человека | Отрицательное влияние деятельности человека |
3. Создание заповедников, заказников. | 1. Вырубка лесов |
5. Использование очистных сооружений на производстве | 2. Загрязнения океанов |
4. Промышленное сжигание топлива. | |
6. Истощение полезных ископаемых |
– Конечно это не все примеры влияния человека на природу. Как вы думаете, отношения человека и природу сбалансированные?
Ученики. Нет
Учитель. Эти отношения гармоничные?
Ученики. Нет. Конфликтные.
8. Фронтальная беседа. Создание мини проекта
Учитель. Человек вмешивается своей деятельностью в круговорот веществ и любое нарушение связей в круговороте приводит к необратимым последствиям. Как достигнуть гармонии и сбалансировать эти влияния? Что нужно сделать человеку – «разумному», а сегодня переводится – «готовый», человеку готовому отвечать и понимать, за все надо платить.
Ученики. Природу нужно охранять.
Учитель. Кто будет охранять природу?
Ученики. Государство.
Учитель. Государством принят целый ряд законов. Есть законы, прописанные в нормативных документах. Законы, регулирующие взаимоотношения человека с природой. Государство принимает меры к предотвращению отрицательных последствий. Созданы организации, комитеты по охране и защите природы на всех уровнях. Посмотрите внимательно в ваших листах после задания №3 прописаны государственные органы, осуществляющие комплексный контроль за охраной окружающей среды в России и деятельность государства по сохранению природного наследия. Государственные органы работают, а «воз и ныне там». Почему так получается?
Ученики. Потому, что сохранять природу нужно начинать с себя.
Учитель. Правильно. Что может сделать каждый здесь и сегодня, чтобы сделать отношения в природе были гармоничными. Выполните задание №4 (Приложение). Создайте свои личные законы взаимоотношений с природой. Время на выполнение задания – 3 минуты. Проверяем.
Ученики зачитывают свои записи.
– За каждое правило поставьте – 1 баллу. Максимальное количества баллов за это задание – 5 баллов.
9. Подведение итогов и выставление оценок
Учитель. Если определить эти правила в
одно, то получиться кодекс взаимоотношения
человека и природы. Природа не может перечить
человеку, если человек не перечит ее законам.
Законы Коммонера гласят для нас людей – не
навреди и предполагают, что каждый должен иметь
свои законы гармоничного взаимоотношения с
природой. Если каждый из нас будет выполнять эти
не сложные правила, то тогда мы будем любить
природу глазами, а прикасаться к ее красоте
сердцем. И выполним заповедь, что Земля дана нам в
не наследство, а долг нашими детьми.
Мы затронули сегодня тему гармоничных
отношений в природе, и что мы можем сделать для
этого.
Наш урок подходит к концу, поведем итоги
Подсчитайте все свои баллы за урок. 23
поставьте себе 5, с 19-22 – 4. Молодцы, сегодня
показали высокие результаты, я рада, что вы
поняли сегодняшний урок. Наш урок не может
быть окончен, моя задача была, поставит перед
вами проблему и чтобы вы задумались каковы ваши
отношения в природе.
III. Заключение
В заключении урока я хочу рассказать вам одну
притчу: «Ученики решили проверить, насколько
мудр их учитель. Они поймали бабочку и спрятали
ее в ладошку и подошли к нему с вопросом. «Учитель
живая или мертвая бабочка в моих ладонях?» –
спросил ученик. А заранее они договорились, что
если учитель скажет, что бабочка мертвая, то но
раскроет ладони и бабочка вылетит живая и
невредимая. А если он скажет, что бабочка живая,
то ученик не заметно сомкнет ладошку и бабочка
окажется мертвая.
Что ответил им учитель?
Ученики. Все в твоих руках!
Учитель. Правильно. «Все в ваших руках!»
Спасибо за урок.