Внеклассное мероприятие "Страна веселого детства", посвященная 105-летию А.Л. Барто. 4-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 4


Цель: познакомит учащихся с А. Л. Барто, как детским писателем, поэтессой, сценаристом, публицистом, переводчиком, общественным деятелем; расширить их кругозор.

Задачи:

  • познакомить с биографией А. Л. Барто;
  • воспитывать лучшие нравственные качества: честность, трудолюбие; вежливость, заботливое отношение к окружающим;
  • формировать устойчивый интерес к чтению;
  • развивать память, внимание, логическое мышление.

Форма проведения мероприятия: литературно-музыкальная композиция.

Основной дидактический метод: единство и взаимосвязь всех сторон воспитания и формирования личности.

Частные методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Дидактические средства:

  • портрет А. Л. Барто;
  • плакат «Детский писатель, поэтесса, сценарист, публицист, переводчик, общественный деятель»;
  • выставка книг;
  • рисунки детей к стихам;
  • видеозаписи;
  • компьютер, экран;
  • презентация учащихся;
  • рисунки «рожицы настроения»;
  • кроссворд.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит музыка, на стене рисунки с рожицами, иллюстрации учащихся к стихам А. Л .Барто, ее портрет, плакат, слова – подсказки из стихов к викторине, игре и кроссворду.

Вступительное слово учителя

– Ребята, я приглашаю вас в литературную гостиную «Страна Веселого Детства». Какое возьмем настроение? (Выбор рожиц).

(Презентация. Слайд № 2.) Посмотрите на портрет этого талантливого, удивительного человека. Это детский писатель, поэтесса, сценарист, публицист, переводчик, общественный деятель.

  • Что бы вы сказали о ней?
  • Кого она вам напоминает (маму, бабушку)?
  • Посмотрите на глаза. Ведь это зеркало человека. Что вы видите в них?

– Все в ней просто, она такая домашняя, уютная, к ней хочется прижаться, рассказать все, спросить обо всем. Она вызывает расположение, доверие. Она такая близкая и родная.

– Узнали или догадались, чей это портрет? (Ответы детей)
– Молодцы.
– Сегодня у нас праздник, посвященный 105 летию Агнии Львовны Барто. (Слайд № 3)
– Ребята, как вы думаете, почему Агнию Львовну называют:

– детским писателем?
– поэтессой?
– сценаристом?
– публицистом?
– переводчиком?

– В конце мероприятия проверите свои обоснования, если будете внимательными. Мы познакомимся с биографией и творчеством А.Л.Барто; посмотрим видеозаписи, почитаем ее стихи, отгадаем кроссворд, поиграем.

(Подходит к выставке книг, берёт в руки книгу А.Барто “Твои стихи”.) (Слайд № 4)

– Эта книга – путешествие в Страну Весёлого Детства. Отправиться туда нетрудно: раскрой книжку, начни читать – и сразу очутишься в этой чудесной стране. Все могут тут побывать – и старый и малый, и дети, и взрослые, и папа с мамой, и дедушка с бабушкой. Для всех тут найдётся что-нибудь интересное, каждый найдёт чему улыбнуться. А сейчас мысленно перенесемся в 1906 год, на 105 лет назад.

1 ученик. Агния Львовна Барто (Слайд № 3) родилась 17 марта 1906 г. в Москве в семье врача–ветеринара . Когда она была совсем маленькой и не умела ещё читать, отец Лев Николаевич Волов, обучил Агнию азбуке и она самостоятельно стала читать.

2 ученик. Но Агнию Барто в ту пору больше привлекало другое – музыка, балет. Она мечтала стать танцовщицей. Поэтому и поступила в хореографическое училище, но и там продолжала сочинять стихи. Самым строгим ценителем первых сочинений Агнии Барто был её отец.

3 ученик. Прошло несколько лет, и Агния поняла, что поэзия, стихи для неё важнее. И в 1925 году вышла в свет её первая книжка. Агнии Барто было тогда 19 лет. Стихи понравились читателям (Слайд № 5)

4 ученик. Действительно, прошло 105 лет, но услышав имя Агнии Львовны Барто, человек любого возраста улыбается и произносит: “Да-да, конечно, помню с детства:

(Слайд № 6 – видеозапись. «Уронили Мишку на пол», «Деревянный бычок», «Лошадка», «Слон» – читают артисты театра)

(После первой строчки дети тихонечко повторяют стихотворения хором)

5ученик. Агнию Барто часто можно было увидеть среди ребят. Обычно она посещала те школы, где её не знали в лицо. Спросит разрешения у директора и отправится на урок.

Учитель. Ребята, с какой целью Агния Львовна посещала уроки в школах? Ваши версии.

6 ученик. В классе Агния Львовна наблюдала за ребятами, сидя рядом с ними. Но однажды дети «разоблачили» Агнию Львовну.

– Вы в гороно работаете? – спросила её соседка по парте.
– Да, – смущенно ответила писательница.
– А я вас по телевизору видела. Вы тогда Агнией Барто работали…

7 ученик. С того дня Агния Львовна с большой неохотой соглашалась выступать по телевидению. Не хотела, чтобы её узнавали. Она встречалась со своими читателями в детских библиотеках, школах, детских домах. (Слайд № 7)

Учитель. А. Л. Барто была очень наблюдательным человеком и хорошо понимала детей. Так у нее появлялись и сатирические стихи. Кто помнит такие стихи?

Ученики из зала читают сатирические стихи

8 ученик. Агния Львовна писала не только стихи. Ею написано несколько сценариев для кинофильмов. Это – «Подкидыш», «Алёша Птицын вырабатывает характер», «Слон и веревочка»

(Слайд № 8 – кадр из к/ф «Подкидыш»)

9 ученик. Нет, Агния Львовна не писала сценария для фильма «Слон и веревочка». В фильме "Слон и веревочка" взяли за основу стихотворение "Веревочка".

Учитель. Ребята, как же нам разрешить этот спор?

Ученица (из зала): просто, я знаю стихотворение «Веревочка», ученик, и я знаю.

Учитель. Вы можете нам прочитать?

Ученица

«Веревочка»

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки:
Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная
Зеленая листва.
Галдят грачи на дереве.
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!

Ученик:

Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.
Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.

10 ученик. Многие стихотворения Агнии Барто стали песнями: «Любитель – рыболов», «Лёшенька, Лёшенька…», «Полезная коза» и другие.

(Физминутка под аудиозапись. Слайд № 9)

11 ученик. Во время Великой Отечественной войны А.Барто выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала по радио, писала для газет.

(Слайд № 10 «На заставе» – читают артисты).

Учитель. В 1942 г. побывала на западном фронте, как корреспондент "Комсомольской правды" . Написала много очерков о войне.

12 ученик. В самом конце войны, перед Днем Победы в семье А.Л.Барто произошло большое несчастье – погиб ее сын Гарик. Стихи ушли из дома. Агния Львовна стала ездить по детским домам, где жили сироты – жертвы войны. Там она снова убедилась в том, насколько дети неравнодушны к поэзии. Она читала им свои стихи и видела, как дети начинали улыбаться.

13 ученик. Так появилась новая книга стихов "Звенигород" – книга о воспитанниках детских домов и о людях, которые заботятся о них. В ней рассказывалось о детях, потерявших родителей в годы Великой Отечественной войны и живущих в детском доме. (Слайд № 11)

14 ученик. Часто люди, потерявшие свои семьи в раннем детстве, не помнили ничего о своих родных, не знали даже своего настоящего имени и года рождения. Но сохранились в уголках их детской памяти отрывочные воспоминания о своем детстве. Например:

Ученик 1: "Бабушкин дом стоял на горе, и когда спустишься с горы, перед тобой дорога. Там были посажены фруктовые сады прямо на берегу реки. Как сейчас вижу крышу родного дома. Одна сторона крыта красной черепицей, вторая – каким-то другим материалом".

Ученик 2: "Мы с братом поменьше, кажется, его звали Сережа, катались на калитке сада, она была скрипучая, и мы считали, что наша калитка с музыкой".

Ученик 3: "Была у нас собака Джульбарс. Когда я с мамой выходил в сарай за дровами, я давал Джульбарсу в зубы одно полено, и он нес его в дом. Для меня это было огромное удовольстви".

Ученик 4: "Отец работал каменщиком. Когда он меня целовал, то колол усами. У нас в доме жила морская свинка. Однажды ночью отец ловил ее сачком".

15 ученик: Попытка использовать мелочи, детали, которые сохранила человеческая память, для поисков пропавших родных, легла в основу радиопередачи . 9 лет А. Л. Барто вела передачу «Найти человека». Ей удалось соединить 927 семей, разделенных войной. (Слайд № 12)

16 ученик: Позже Агния Барто написала книгу о людях, разлучённых войной и нашедших друг друга благодаря этой радиопередаче. (Слайд № 13)

Учитель: После войны Барто вернулась к веселым стихам, над которыми всегда с увлечением работала. В конце 1968 г. вышла книга стихов А. Барто “Я расту” – новая грань в её творчестве, новая и весьма важная его ступень. Стихи согреты добрым чувством и улыбкой, радостью бытия. Ребёнок не без проказ, не без ошибок в поступках. Но он растёт. (Слайд № 14 видеоролик)

17 ученик. Есть у Агния Барто еще одна необычная книга. Называется она «Переводы с детского» А. Барто побывала во многих странах, и всюду она привозила детские стихи, стихи «невеликих поэтов» – так она в шутку их называла.

18 ученик: «Переводы с детского» – это стихи Агнии Барто, написанные ею от имени детей, чьё творчество она изучала во время своих поездок по разным странам.

Учитель: Её творчество было нацелено на сближение народов разных стран, чтобы прибавить счастья взрослым и детям. А.Л.Барто побывала во многих странах земного шара и везде встречалась с детьми.

Ученики читают: Мартинко Фельдик, 4 года, сочинил стихотворение о сердце, которое он нарисовал на листе бумаги и подарил своей маме.

Дарю тебе сердце.
Дарю тебе сердце
На листике белом,
Дарю тебе сердце,
Что хочешь с ним делай.
Гуляй где угодно,
Ходи с ним повсюду,
Рисуй, что захочешь,
Сердится, не буду.
Но лучше на нем
Рисовать не учись ты,
Пускай мое сердце
Останется чистым.

19 ученик. Всю жизнь Агния Барто посвятила детской поэзии и оставила нам много замечательных стихотворений. (Показывет книги с выставки)

Учитель: Ребята, После нее осталось полтора миллиона книг на 86 языках, замечательные стихи, которые вы помните с детства, которые будете читать своим детям.
Агния Барто – личность талантливая. Её творчество было нацелено на сближение народов разных стран, чтобы прибавить счастья взрослым и детям. За свой труд она получила много наград. Ее именем названа малая планета. Умерла А.Барто 1 апреля 1981 г. (Слайд № 15)

Итог

– Ребята, проверили свои обоснования, почему Агнию Львовну называют:

– детским писателем?
– поэтессой?
– сценаристом?
– публицистом?
– переводчиком?
– общественным деятелем?

– А сейчас посмотрим, кто был внимательным?

1. К детским иллюстрациям подбираются названия стихотворений.
2. Проводится викторина – тест. (Приложение 1)
3. Пословиц и поговорки из стихов А. Л. Барто. (Приложение 2)
4. Городецкий М. прочитал много книг А. Л. Барто и с помощью бабушки сделал презентацию, которую мы посмотрим в другой раз.
Он дарит вам свой кроссворд. Разгадывайте. Удачи вам. (Приложение 3)

Рефлексия

Учитель: Ребята, ответили ли мы на поставленный вопрос в начале мероприятия?
– Что вам понравилось ?
– С каким настроением вы покидаете «литературную гостиную», покажите мимикой?
– Спасибо всем за работу.

Используемые сайты:

https://urok.1sept.ru/articles/518270/;
http://www.dbibliotekatur.siteedit.ru/page136.