Цель: познакомит учащихся с А. Л. Барто, как детским писателем, поэтессой, сценаристом, публицистом, переводчиком, общественным деятелем; расширить их кругозор.
Задачи:
- познакомить с биографией А. Л. Барто;
- воспитывать лучшие нравственные качества: честность, трудолюбие; вежливость, заботливое отношение к окружающим;
- формировать устойчивый интерес к чтению;
- развивать память, внимание, логическое мышление.
Форма проведения мероприятия: литературно-музыкальная композиция.
Основной дидактический метод: единство и взаимосвязь всех сторон воспитания и формирования личности.
Частные методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Дидактические средства:
- портрет А. Л. Барто;
- плакат «Детский писатель, поэтесса, сценарист, публицист, переводчик, общественный деятель»;
- выставка книг;
- рисунки детей к стихам;
- видеозаписи;
- компьютер, экран;
- презентация учащихся;
- рисунки «рожицы настроения»;
- кроссворд.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит музыка, на стене рисунки с рожицами, иллюстрации учащихся к стихам А. Л .Барто, ее портрет, плакат, слова – подсказки из стихов к викторине, игре и кроссворду.
Вступительное слово учителя
– Ребята, я приглашаю вас в литературную гостиную «Страна Веселого Детства». Какое возьмем настроение? (Выбор рожиц).
(Презентация. Слайд № 2.) Посмотрите на портрет этого талантливого, удивительного человека. Это детский писатель, поэтесса, сценарист, публицист, переводчик, общественный деятель.
- Что бы вы сказали о ней?
- Кого она вам напоминает (маму, бабушку)?
- Посмотрите на глаза. Ведь это зеркало человека. Что вы видите в них?
– Все в ней просто, она такая домашняя, уютная, к ней хочется прижаться, рассказать все, спросить обо всем. Она вызывает расположение, доверие. Она такая близкая и родная.
– Узнали или догадались, чей это портрет?
(Ответы детей)
– Молодцы.
– Сегодня у нас праздник, посвященный 105 летию
Агнии Львовны Барто. (Слайд № 3)
– Ребята, как вы думаете, почему Агнию Львовну
называют:
– детским писателем?
– поэтессой?
– сценаристом?
– публицистом?
– переводчиком?
– В конце мероприятия проверите свои обоснования, если будете внимательными. Мы познакомимся с биографией и творчеством А.Л.Барто; посмотрим видеозаписи, почитаем ее стихи, отгадаем кроссворд, поиграем.
(Подходит к выставке книг, берёт в руки книгу А.Барто “Твои стихи”.) (Слайд № 4)
– Эта книга – путешествие в Страну Весёлого Детства. Отправиться туда нетрудно: раскрой книжку, начни читать – и сразу очутишься в этой чудесной стране. Все могут тут побывать – и старый и малый, и дети, и взрослые, и папа с мамой, и дедушка с бабушкой. Для всех тут найдётся что-нибудь интересное, каждый найдёт чему улыбнуться. А сейчас мысленно перенесемся в 1906 год, на 105 лет назад.
1 ученик. Агния Львовна Барто (Слайд № 3) родилась 17 марта 1906 г. в Москве в семье врача–ветеринара . Когда она была совсем маленькой и не умела ещё читать, отец Лев Николаевич Волов, обучил Агнию азбуке и она самостоятельно стала читать.
2 ученик. Но Агнию Барто в ту пору больше привлекало другое – музыка, балет. Она мечтала стать танцовщицей. Поэтому и поступила в хореографическое училище, но и там продолжала сочинять стихи. Самым строгим ценителем первых сочинений Агнии Барто был её отец.
3 ученик. Прошло несколько лет, и Агния поняла, что поэзия, стихи для неё важнее. И в 1925 году вышла в свет её первая книжка. Агнии Барто было тогда 19 лет. Стихи понравились читателям (Слайд № 5)
4 ученик. Действительно, прошло 105 лет, но услышав имя Агнии Львовны Барто, человек любого возраста улыбается и произносит: “Да-да, конечно, помню с детства:
(Слайд № 6 – видеозапись. «Уронили Мишку на пол», «Деревянный бычок», «Лошадка», «Слон» – читают артисты театра)
(После первой строчки дети тихонечко повторяют стихотворения хором)
5ученик. Агнию Барто часто можно было увидеть среди ребят. Обычно она посещала те школы, где её не знали в лицо. Спросит разрешения у директора и отправится на урок.
Учитель. Ребята, с какой целью Агния Львовна посещала уроки в школах? Ваши версии.
6 ученик. В классе Агния Львовна наблюдала за ребятами, сидя рядом с ними. Но однажды дети «разоблачили» Агнию Львовну.
– Вы в гороно работаете? – спросила её соседка
по парте.
– Да, – смущенно ответила писательница.
– А я вас по телевизору видела. Вы тогда Агнией
Барто работали…
7 ученик. С того дня Агния Львовна с большой неохотой соглашалась выступать по телевидению. Не хотела, чтобы её узнавали. Она встречалась со своими читателями в детских библиотеках, школах, детских домах. (Слайд № 7)
Учитель. А. Л. Барто была очень наблюдательным человеком и хорошо понимала детей. Так у нее появлялись и сатирические стихи. Кто помнит такие стихи?
Ученики из зала читают сатирические стихи
8 ученик. Агния Львовна писала не только стихи. Ею написано несколько сценариев для кинофильмов. Это – «Подкидыш», «Алёша Птицын вырабатывает характер», «Слон и веревочка»
(Слайд № 8 – кадр из к/ф «Подкидыш»)
9 ученик. Нет, Агния Львовна не писала сценария для фильма «Слон и веревочка». В фильме "Слон и веревочка" взяли за основу стихотворение "Веревочка".
Учитель. Ребята, как же нам разрешить этот спор?
Ученица (из зала): просто, я знаю стихотворение «Веревочка», ученик, и я знаю.
Учитель. Вы можете нам прочитать?
Ученица
«Веревочка»
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки:
Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная
Зеленая листва.
Галдят грачи на дереве.
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Ученик:
Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.
Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.
10 ученик. Многие стихотворения Агнии Барто стали песнями: «Любитель – рыболов», «Лёшенька, Лёшенька…», «Полезная коза» и другие.
(Физминутка под аудиозапись. Слайд № 9)
11 ученик. Во время Великой Отечественной войны А.Барто выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала по радио, писала для газет.
(Слайд № 10 «На заставе» – читают артисты).
Учитель. В 1942 г. побывала на западном фронте, как корреспондент "Комсомольской правды" . Написала много очерков о войне.
12 ученик. В самом конце войны, перед Днем Победы в семье А.Л.Барто произошло большое несчастье – погиб ее сын Гарик. Стихи ушли из дома. Агния Львовна стала ездить по детским домам, где жили сироты – жертвы войны. Там она снова убедилась в том, насколько дети неравнодушны к поэзии. Она читала им свои стихи и видела, как дети начинали улыбаться.
13 ученик. Так появилась новая книга стихов "Звенигород" – книга о воспитанниках детских домов и о людях, которые заботятся о них. В ней рассказывалось о детях, потерявших родителей в годы Великой Отечественной войны и живущих в детском доме. (Слайд № 11)
14 ученик. Часто люди, потерявшие свои семьи в раннем детстве, не помнили ничего о своих родных, не знали даже своего настоящего имени и года рождения. Но сохранились в уголках их детской памяти отрывочные воспоминания о своем детстве. Например:
Ученик 1: "Бабушкин дом стоял на горе, и когда спустишься с горы, перед тобой дорога. Там были посажены фруктовые сады прямо на берегу реки. Как сейчас вижу крышу родного дома. Одна сторона крыта красной черепицей, вторая – каким-то другим материалом".
Ученик 2: "Мы с братом поменьше, кажется, его звали Сережа, катались на калитке сада, она была скрипучая, и мы считали, что наша калитка с музыкой".
Ученик 3: "Была у нас собака Джульбарс. Когда я с мамой выходил в сарай за дровами, я давал Джульбарсу в зубы одно полено, и он нес его в дом. Для меня это было огромное удовольстви".
Ученик 4: "Отец работал каменщиком. Когда он меня целовал, то колол усами. У нас в доме жила морская свинка. Однажды ночью отец ловил ее сачком".
15 ученик: Попытка использовать мелочи, детали, которые сохранила человеческая память, для поисков пропавших родных, легла в основу радиопередачи . 9 лет А. Л. Барто вела передачу «Найти человека». Ей удалось соединить 927 семей, разделенных войной. (Слайд № 12)
16 ученик: Позже Агния Барто написала книгу о людях, разлучённых войной и нашедших друг друга благодаря этой радиопередаче. (Слайд № 13)
Учитель: После войны Барто вернулась к веселым стихам, над которыми всегда с увлечением работала. В конце 1968 г. вышла книга стихов А. Барто “Я расту” – новая грань в её творчестве, новая и весьма важная его ступень. Стихи согреты добрым чувством и улыбкой, радостью бытия. Ребёнок не без проказ, не без ошибок в поступках. Но он растёт. (Слайд № 14 видеоролик)
17 ученик. Есть у Агния Барто еще одна необычная книга. Называется она «Переводы с детского» А. Барто побывала во многих странах, и всюду она привозила детские стихи, стихи «невеликих поэтов» – так она в шутку их называла.
18 ученик: «Переводы с детского» – это стихи Агнии Барто, написанные ею от имени детей, чьё творчество она изучала во время своих поездок по разным странам.
Учитель: Её творчество было нацелено на сближение народов разных стран, чтобы прибавить счастья взрослым и детям. А.Л.Барто побывала во многих странах земного шара и везде встречалась с детьми.
Ученики читают: Мартинко Фельдик, 4 года, сочинил стихотворение о сердце, которое он нарисовал на листе бумаги и подарил своей маме.
Дарю тебе сердце.
Дарю тебе сердце
На листике белом,
Дарю тебе сердце,
Что хочешь с ним делай.
Гуляй где угодно,
Ходи с ним повсюду,
Рисуй, что захочешь,
Сердится, не буду.
Но лучше на нем
Рисовать не учись ты,
Пускай мое сердце
Останется чистым.
19 ученик. Всю жизнь Агния Барто посвятила детской поэзии и оставила нам много замечательных стихотворений. (Показывет книги с выставки)
Учитель: Ребята, После нее осталось
полтора миллиона книг на 86 языках, замечательные
стихи, которые вы помните с детства, которые
будете читать своим детям.
Агния Барто – личность талантливая. Её
творчество было нацелено на сближение народов
разных стран, чтобы прибавить счастья взрослым и
детям. За свой труд она получила много наград. Ее
именем названа малая планета. Умерла А.Барто 1
апреля 1981 г. (Слайд № 15)
Итог
– Ребята, проверили свои обоснования, почему Агнию Львовну называют:
– детским писателем?
– поэтессой?
– сценаристом?
– публицистом?
– переводчиком?
– общественным деятелем?
– А сейчас посмотрим, кто был внимательным?
1. К детским иллюстрациям подбираются названия
стихотворений.
2. Проводится викторина – тест. (Приложение
1)
3. Пословиц и поговорки из стихов А. Л. Барто. (Приложение 2)
4. Городецкий М. прочитал много книг А. Л. Барто и с
помощью бабушки сделал презентацию, которую мы
посмотрим в другой раз.
Он дарит вам свой кроссворд. Разгадывайте. Удачи
вам. (Приложение 3)
Рефлексия
Учитель: Ребята, ответили ли мы на
поставленный вопрос в начале мероприятия?
– Что вам понравилось ?
– С каким настроением вы покидаете
«литературную гостиную», покажите мимикой?
– Спасибо всем за работу.
Используемые сайты:
https://urok.1sept.ru/articles/518270/;
http://www.dbibliotekatur.siteedit.ru/page136.