Пища из леса

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить детей какую пищу можно найти в лесу.

Задачи:

  • расширить знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности включения их в рацион питания; об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих растений;
  • воспитывать любовь к родному краю, к традициям северного народа;
  • развивать речь, кругозор, творчество.

Оборудование: картинки с ягодами;  поднос, чашки с ягодами, платок;
загадки;  магнитофон, музыка;  кроссворды;  блюда (морсы, компоты, варенье, желе), презентация, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Подготовка к восприятию

Учитель: Сегодня замечательный день – мы отправляемся в лес.  Летом в лес много народу приезжает. Без дела сидеть нельзя. Как пойдут ягоды и грибы, так в городах народу то и поубавиться. Надо-то везде поспеть. Лето-то – припасиха, а зима-то – подбериха.

У.: Как вы поняли эту пословицу. (Ребята объясняют смысл пословицы).

Коли мы придем,
То все соберем,
Окроме нас,
Никому ни чего не достанется.
После нас
Ни ягод, ни грибов не останется!

(Музыка. Релаксация.)

У.: Закрываем глаза и отправляемся в лес. Утром ранним да при первом солнышке всяко место праздником живет. И дерева, и кустики, и травка расправляются, улыбаются, здороваются. Птицы и всяка живность празднуют всяк по-своему. Повернулся на годные места. На нетоптаных местах, на неломаных кустах, ягод-то, ягод! Видимо-невидимо! Я вытянутой рукой, пригоршней чуть шевельнул и собрал – ежели на пуды, то, пожалуй, с два, да что два, пять пудов ягод в одну горсть собрал! (Глаза открываем)

3. Новая тема

В лесу, тундре, в пустыне можно отыскать множество дикорастущих съедобных растений. Некоторые из них распространены повсеместно, другие имеют точный географический адрес. В пищу идут разные части растений: плоды, корни, луковицы, молодые побеги, стебли, листья, почки, цветы, орехи. Обычно можно безопасно использовать в пищу те растения, которые едят птицы и животные. Однако редко встречаются такие растения, все части которых съедобны. У большинства из них только одна или несколько частей пригодны для еды или утоления жажды.

  • Щавель (обыкновенный и конский) – хорош в салатах, зеленых щах.
  • Стрелолист – клубеньки подземных побегов богаты белками и крахмалом, в сваренном виде напоминают горох, печеные каштаны.
  • Сусак – корневище сушат, перемалывают в муку, пекут из нее лепешки.
  • Молодило – употребляется в борщи и в салат.
  • Черемшина (медвежий лук), лук-резанец, мышиный чеснок – используются в пищу в сыром виде как салат и приправы.
  • Кандык сибирский – луковицы используют в пищу в сыром, варенном и сушеном виде.
  • Клайтония клубневая – корни съедобны в сыром и вареном виде.
  • Портулак – мясистые листья используются на салат.
  • Кислица – нежные листья идут на кисловатые витаминизированные салаты и в супы.
  • Таволга вязолистная, зверобой обыкновенный, чабрец, душица – из цветов получают ароматный суррогат чая.
  • Малина, земляника, брусника, смородина, ежевика – подсушенные листья используют как суррогат чая.

Учитель.  А вы-то знаете нашу северную ягоду? Вот я и посмотрю. (Идет работа в группах).

Каждая группа получает лукошко, надо собрать только съедобную ягоду. Ребята выбирают картинки с ягодами: морошка, костяника, брусника, клюква, вороний глаз, земляника, черника, голубика, волчье лыко, можжевельник, вороника.

Учитель: У кого какая ягода в корзину-то попала? (Ребята называют ягоды из корзины).
– А почто другие не положили? (Ребята объясняют, что эти ягоды ядовитые).

– Вкусна наша ягода. А вы-то вкус её знаете? (На подносе чашки с разными ягодами).
– Вот у меня разные чашечки с лесными ягодами. Надобно закрытыми глазами на вкус ягоду угадать. (Ребята отгадывают названия ягод).

СМ.: Ягоду-то отгадали. Много их у нас, да что-то маленько про них знаем. Пора открывать научный совет. (Ребята отгадывают загадку и слушают сообщения ребят).

1. На ветвях они висят,
Словно солнышки они горят.
А возьмешь их на зубок –
Сразу брызнет сладкий сок.  (Ягоды)

2. Листики – с глянцем,
Ягодки – с румянцем,
А сами кусточки
Не выше кочки.  (Брусника)

3. В лесу на болоте
Травку вы найдете.
Голубеет на ней гроздь –
Кисло-сладких ягод горсть. (Голубика)

4. В красных капельках болото,
Будто их рассыпал кто-то. (Клюква)

5. Две сестры: летом зелены,
К осени одна краснеет,
А другая чернеет. (Красная и черная смородина)

6. Черненька, маленька, сладенька,
Ребятам миленька. (черника)

7. На болоте желто появилось,
Красным девкам полюбилось. (Морошка)

8. Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)

Перечень съедобных дикорастущих растений этим не ограничивается, в нашей стране растет свыше 1000 видов растений, которые могут быть использованы в пищу. Вместе с тем при сборе дикорастущих растений надо очень четко отличать съедобные растения от ядовитых. Если не известно, съедобно растение или нет, лучше его не использовать. В частности, из-за опасности спутать различные виды зонтичных новичкам не следует собирать зонтичные дикорастущие, хотя среди них имеются и съедобные (например, дудник лесной).

Ребята, сегодня к нам в гости пришел «Лесовик». (В костюме заходит родитель)
Здравствуйте, ребята. Я хочу вас познакомить со своими лесными богатствами. В моем лесу вы можете найти очень много растений. которые можно использовать в пищу.

Травы, используемые для чая (Приложение 1, слайды 1-3): зверобой, душица, ромашка, цикорий, мята, тысячелистник, липа, боярышник, крапива, шиповник, донник, иван-чай, чабрец, чага, золотой корень, земляничный лист, смородиновый лист, ветки вишни, листья барбариса, корень пырея, листья яблони, корень рогоза, листья черники, корень сусака, листья ежевики, цветы розы, листья таволги, цветы акации, мелиса, цветы лабазника и т.д.

Крапива – молодые побеги употребляются на зеленые щи, пюре, салаты.
Иван-чай – корневища отваривают, молодые листья идут на салат, а подсушенные листья – как заварка вместо чая.

Семена растений используемых для каш (слайды 4-5): горчица полевая, щетинник, канареечник, куриное просо, бор развесистый, перловник, ячмень дикий, просо сорное, колосняк, рис дикий, овес песчаный, желтая акация, подорожник и др.

Съедобные молодые листья (слайды 6-7): подорожник; смородина черная; шиповник; липа мелколистная; лопух большой; одуванчик; клевер луговой; сныть обыкновенная мать-и-мачеха; борщевик рассеченный; первоцвет весенний; ярутка полевая; ревень.

Одуванчик – листья употребляются на салат, поджаренные и размолотые корни – как суррогат кофе.
Лопух – молодые мягкие корни съедобны в вареном, жареном, печеном виде.

Ревень дикий – идет на кисло-сладкие кисели и варенье.

Съедобные корни, употребляемые сырыми (слайды 8-9): иван-чай, камыш озерный, аир, кровохлебка лекарственная, лабазник шестилепестный, лопух большой, пырей ползучий, медуница.

Съедобные корни, употребляемые в виде муки (слайды 10-12): одуванчик, камыш озерный, горец змеиный, горец живородящий, зопник клубненосный, калужница болотная, клубнекамыш морской, кубышка желтая, кувшинка белая, лапчатка гусиная, пырей ползучий, рогоз широколистный, сусак зонтичный, кровохлебка лекарственная.

Тростник, рогоз – корневища употребляются в печеном и вареном виде (тростник предварительно отмачивают), из них можно делать кашу, пюре.
Сусак – корневище сушат, перемалывают в муку, пекут из нее лепешки.

Рецепт употребления муки из съедобных корней: нарезать, высушить, смолоть, сделать тесто, испечь. Можно добавлять муку из корней в зерновую муку. Можно заквасить муку: добавить обычного хлеба или сухарей, размочить и поставить в теплое место до появления пузырьков и кислого запаха. Муку из кувшинки надо несколько часов вымачивать, меняя воду. Из размолотого корневища камыша озерного варится хорошая каша.

 – А может кто готовить умеет? Поделитесь секретом стряпни. (Ребята называют блюда и объясняют его приготовление: морс, варенье, фаршированные блины и т.д.).

– В лесочке-то побывали? Ягодки-то попробовали? Пора и домой. (Музыка. Релаксация.)

– Богата наша северная земля, богатства неисчерпаемы, принадлежат всем, но беречь-то их надобно. Что надо делать-то, чтобы сберечь эти богатства?

(Ребята рассказывают правила сбора ягод и правила поведения в лесу).

6. Закрепление

Ребята решают кроосворд.

7. Итог урока

У.: Что интересного узнали? Чем богата земля северная?

– Приглашаем всех к праздничному столу. (Идет дегустация блюд северной кухни: ватрушки, ягодники, брусничный напиток, клюквенный морс, чай брусничный, брусника с толокном, брусничная каша, блины с пареной брусникой, морошка с сахаром и сливками, варенье).

Приложение 2

Перечень съедобных дикорастущих растений этим не ограничивается, в нашей стране растет свыше 1000 видов растений, которые могут быть использованы в пищу. Вместе с тем при сборе дикорастущих растений надо очень четко отличать съедобные растения от ядовитых. Если не известно, съедобно растение или нет, лучше его не использовать. В частности, из-за опасности спутать различные виды зонтичных новичкам не следует собирать зонтичные дикорастущие, хотя среди них имеются и съедобные (например, дудник лесной).

Травы, используемые для чая: зверобой, душица, ромашка, цикорий, мята, тысячелистник, липа, боярышник, крапива, шиповник, донник, иван-чай, чабрец, чага, золотой корень, земляничный лист, смородиновый лист, ветки вишни, листья барбариса, корень пырея, листья яблони, корень рогоза, листья черники, корень сусака, листья ежевики, цветы розы, листья таволги, цветы акации, мелиса, цветы лабазника и т.д.

Семена растений используемых для каш: горчица полевая, щетинник, канареечник, куриное просо, бор развесистый, перловник, ячмень дикий, просо сорное, колосняк, рис дикий, овес песчаный, желтая акация, подорожник и др.

Съедобны многие растения, обычно не употребляемые в пищу.

Съедобные листья и молодые побеги: ежевика; цикорий; кипрей; щавель тмин; яснотка белая;

Съедобные молодые листья: подорожник; смородина черная; шиповник; липа мелколистная; лопух большой; одуванчик; клевер луговой; сныть обыкновенная мать-и-мачеха; борщевик рассеченный; первоцвет весенний; ярутка полевая; ревень;

Съедобные корни, употребляемые сырыми: иван-чай, камыш озерный, аир, кровохлебка лекарственная, лабазник шестилепестный, лопух большой, пырей ползучий, медуница.

Съедобные корни, употребляемые в виде муки: одуванчик, камыш озерный, горец змеиный, горец живородящий, зопник клубненосный, калужница болотная, клубнекамыш морской, кубышка желтая, кувшинка белая, лапчатка гусиная, пырей ползучий, рогоз широколистный, сусак зонтичный, кровохлебка лекарственная.

Рецепт употребления муки из съедобных корней: нарезать, высушить, смолоть, сделать тесто, испечь. Можно добавлять муку из корней в зерновую муку. Можно заквасить муку: добавить обычного хлеба или сухарей, размочить и поставить в теплое место до появления пузырьков и кислого запаха. Муку из кувшинки надо несколько часов вымачивать, меняя воду. Из размолотого корневища камыша озерного варится хорошая каша.

Способы хранения съедобных листьев:

1) высушить;

2) заквасить, как капусту (например, молодые листья одуванчика);

3) сделать кисло-соленое пюре (добавить уксуса и соли) и хранить на холоде;

Кофе можно приготовить их прожаренных и размолотых корней лопуха (первого года жизни), одуванчика, цикория.

Внимание!

  • Много щавеля есть вредно: щавелевая кислота переводит кальций крови в нерастворимое соединение.
  • У съедобного растения могут быть несъедобные похожие родственники.