Цель:
- Познакомить детей с приёмами вычислений для случаев вида 36-2, 36-20, закреплять умение решать задачи в 2 действия.
- Развивать математическую речь, мышление, сообразительность, память, наблюдательность, умение сравнивать.
- Совершенствовать вычислительные навыки.
- Воспитание любви и бережного отношения к природе, к птицам. Воспитывать активную личность, умение слушать других.
Оборудование:
- запись на доске, игра «Лабиринт»;
- картинки птиц: воробья, дятла, синицы, чижа, снегиря, клеста и др.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
II. Актуализация опорных знаний.
- Какое время года наступило?
- Назовите зимние месяцы.
- Какой месяц идёт сейчас? Что можно сказать о нём?
- Сегодня у нас на уроке гости. Это учителя нашей школы. Но будут и ещё одни гости. Для того, чтобы узнать, что это за гости, надо подумать, сколько десятков и единиц в каждом, из записанных на доске, чисел. Найти соответствующую букву на пересечении строки и столбца в таблице, а затем прочитать слово.
На доске: 75, 67, 71, 63, 69, 73, 65, 61. (Пернатые.)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
60 | е | к | н | о | ы | б | е | в | а |
70 | р | г | т | з | п | и | е | л | ж |
- Кого мы называем «пернатыми»? (Птиц, от слова – перья.)
- К нам прилетели сегодня зимующие птицы.
- Каких вы знаете? (Воробей, синица, голубь, сорока, дятел, снегирь, ворона, поползень и др.)
- Как вы думаете, что страшнее всего для птиц зимой: холод или голод?
- Поэтому для птиц зимой надо сделать кормушки и положить туда корм: семечки, зерно, сало для синиц, тыквенные и арбузные семечки. А весной и летом эти птицы в нашем саду будут есть всех вредителей растений.
- За правильный ответ – вы будете насыпать в кормушки корм, который вы принесли.
- А сейчас у нас минутка красивого письма.
1. Перепишите в тетрадь числа с доски в порядке их возрастания.
- Как составлен записанный ряд? (Увеличивается на 2.)
- Допишите ещё 2 числа. (61, 63, 65, 67, 69, 71, 73, 75, 77, 79.)
- Проверка сигнальными светофорами. У кого так же?
2. Вычитание однозначных и двузначных чисел, оканчивающихся нулём.
- Птицы решили примеры, но подул сильный ветер и снег залепил некоторые числа. Помогите им восстановить «спрятавшиеся» числа.
На доске:
– 10 = 20 | 9 – = 3 | |
40 – = 30 | 9 – 5 = | |
50 – 10 = | – 4 = 5 | |
60 – 10 = | 9 – = 6 | |
70 – = 60 | 9 – 2 = |
- Чем похожи примеры каждого столбика? (Действием. В первом столбике уменьшаемое увеличивается, а вычитаемое остается постоянным.)
Устно: дополните каждый столбик ещё двумя примерами:
80 – 10 = 70, 90 – 10 = 80; 9 – 1 = 8, 9 – 0 = 9.
- Как называются числа при вычитании?
- Как изменяется разность, если вычитаемое остаётся без изменения, а уменьшаемое – увеличивается? (Увеличивается.)
- Как изменяется разность, если уменьшаемое остаётся без изменения, а вычитаемое – уменьшается? (Увеличивается.)
3. Игра «Лабиринт».
- Помогите птицам добраться до кормушки с кормом. Надо пройти через двое ворот, получив в сумме число 68.
4. Индивидуальная работа по карточкам.
III. Физкультурная минутка.
IV. Изучение нового материала.
- Птички погреются ещё у нас в классе и поучатся вместе с нами. Сегодня мы познакомимся с приёмами вычитания для случаев вида: 36 – 2, 36 – 20.
- При помощи палочек выложите число 36. Как вы это сделали? (3 дес. и 6 ед.)
- Надо вычесть 2. Как вы это сделаете? (Из 6 палочек уберём 2.) Если говорить математическим языком, то, что мы сделали? (Из 6 единиц вычли 2 единицы.)
- Что у вас получилось? (34)
- Посмотрите, как я это запишу:
- Какой вывод можно сделать? (Единицы вычитают из единиц.)
- Теперь ещё раз выложите на палочках число 36. Вычтите число 20. Что обозначает число 20? (2 дес.)
- А на палочках? (2 пучка.)
- Как будем действовать? (Из 3 дес. вычтем 2 дес.)
- Сколько остаётся? (1 дес. или 10.)
- Что скажете об остальных палочках? (Их количество не изменилось.)
- Что сделаем потом? (К 1 дес. + 6 ед.)
- Как это сказать математическим языком? Из чего вычитают десятки? (Десятки вычитают из десятков.)
- Выполним это на числах. 36 – это ... (30 и 6.)
- Как будем вычитать? (Из 30 вычтем 20.)
- Что с единицами? (Их снова прибавим.)
- Сколько получилось? (16)
- Сравним с результатом действий на палочках. (16 – это 1 дес. и 6 ед.)
- Какой делаем вывод по этой записи? (Десятки вычитают из десятков.)
- Прочитайте правило на с. 64 в красной рамочке, которое вы сами и вывели.
- Наш вывод совпадает с этим правилом? (Да.)
V. Физкультурная минутка для глаз.
VI. Закрепление нового материала.
1) №1, с. 64 – с комментированием на месте. (86 – 5. 86 – это 80 и 6. Вычитаем единицы из единиц: 6 – 5 = 1. 80 да ещё 1, получается 81.)
№3 – первый столбик с кратким объяснением с комментированием, остальные столбики – самостоятельно, с последующей взаимопроверкой (два ученика за доску: 1 в. – верхняя строчка, 2 в. – нижняя строчка).
2) Работа над задачей (формирование умений решать текстовые задачи).
- Птицам голодно зимой, а ребятам хорошо. Решим задачу про зимние увлечения детей.
№2, с. 64
- Прочитайте. О чём говорится в задаче? (О мальчиках и девочках.)
- Прочитайте условие задачи, вопрос (разбор задачи).
- Составим план решения.
- Решим вместе.
VII. Итог.
- Чему учились на уроке?
- Что нового узнали?
- Что особенно понравилось?
- Что осталось непонятным?
- Птицы благодарят вас за помощь и заботу!
Домашнее задание: №3, 5, с. 64.