Тема урока: "Вычитание вида 36–2, 36–20". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  1. Познакомить детей с приёмами вычислений для случаев вида 36-2, 36-20, закреплять умение решать задачи в 2 действия.
  2. Развивать математическую речь, мышление, сообразительность, память, наблюдательность, умение сравнивать.
  3. Совершенствовать вычислительные навыки.
  4. Воспитание любви и бережного отношения к природе, к птицам. Воспитывать активную личность, умение слушать других.

Оборудование:

  • запись на доске, игра «Лабиринт»;
  • картинки птиц: воробья, дятла, синицы, чижа, снегиря, клеста и др.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

II. Актуализация опорных знаний.

- Какое время года наступило?

- Назовите зимние месяцы.

- Какой месяц идёт сейчас? Что можно сказать о нём?

- Сегодня у нас на уроке гости. Это учителя нашей школы. Но будут и ещё одни гости. Для того, чтобы узнать, что это за гости, надо подумать, сколько десятков и единиц в каждом, из записанных на доске, чисел. Найти соответствующую букву на пересечении строки и столбца в таблице, а затем прочитать слово.

На доске: 75, 67, 71, 63, 69, 73, 65, 61. (Пернатые.)

  1 2 3 4 5 6 7 8 9
60 е к н о ы б е в а
70 р г т з п и е л ж

- Кого мы называем «пернатыми»? (Птиц, от слова – перья.)

- К нам прилетели сегодня зимующие птицы.

- Каких вы знаете? (Воробей, синица, голубь, сорока, дятел, снегирь, ворона, поползень и др.)

- Как вы думаете, что страшнее всего для птиц зимой: холод или голод?

- Поэтому для птиц зимой надо сделать кормушки и положить туда корм: семечки, зерно, сало для синиц, тыквенные и арбузные семечки. А весной и летом эти птицы в нашем саду будут есть всех вредителей растений.

- За правильный ответ – вы будете насыпать в кормушки корм, который вы принесли.

- А сейчас у нас минутка красивого письма.

1. Перепишите в тетрадь числа с доски в порядке их возрастания.

- Как составлен записанный ряд? (Увеличивается на 2.)

- Допишите ещё 2 числа. (61, 63, 65, 67, 69, 71, 73, 75, 77, 79.)

- Проверка сигнальными светофорами. У кого так же?

2. Вычитание однозначных и двузначных чисел, оканчивающихся нулём.

- Птицы решили примеры, но подул сильный ветер и снег залепил некоторые числа. Помогите им восстановить «спрятавшиеся» числа.

На доске:

 – 10 = 20   9 –  = 3
40 –  = 30   9 – 5 = 
50 – 10 =     – 4 = 5
60 – 10 =    9 –  = 6
70 –  = 60   9 – 2 = 

- Чем похожи примеры каждого столбика? (Действием. В первом столбике уменьшаемое увеличивается, а вычитаемое остается постоянным.)

Устно: дополните каждый столбик ещё двумя примерами:
80 – 10 = 70, 90 – 10 = 80; 9 – 1 = 8, 9 – 0 = 9.

- Как называются числа при вычитании?

- Как изменяется разность, если вычитаемое остаётся без изменения, а уменьшаемое – увеличивается? (Увеличивается.)

- Как изменяется разность, если уменьшаемое остаётся без изменения, а вычитаемое – уменьшается? (Увеличивается.)

3. Игра «Лабиринт».

- Помогите птицам добраться до кормушки с кормом. Надо пройти через двое ворот, получив в сумме число 68.

4. Индивидуальная работа по карточкам.

III. Физкультурная минутка.

IV. Изучение нового материала.

- Птички погреются ещё у нас в классе и поучатся вместе с нами. Сегодня мы познакомимся с приёмами вычитания для случаев вида: 36 – 2, 36 – 20.

- При помощи палочек выложите число 36. Как вы это сделали? (3 дес. и 6 ед.)

- Надо вычесть 2. Как вы это сделаете? (Из 6 палочек уберём 2.) Если говорить математическим языком, то, что мы сделали? (Из 6 единиц вычли 2 единицы.)

- Что у вас получилось? (34)

- Посмотрите, как я это запишу:

 

- Какой вывод можно сделать? (Единицы вычитают из единиц.)

- Теперь ещё раз выложите на палочках число 36. Вычтите число 20. Что обозначает число 20? (2 дес.)

- А на палочках? (2 пучка.)

- Как будем действовать? (Из 3 дес. вычтем 2 дес.)

- Сколько остаётся? (1 дес. или 10.)

- Что скажете об остальных палочках? (Их количество не изменилось.)

- Что сделаем потом? (К 1 дес. + 6 ед.)

- Как это сказать математическим языком? Из чего вычитают десятки? (Десятки вычитают из десятков.)

- Выполним это на числах. 36 – это ... (30 и 6.)

- Как будем вычитать? (Из 30 вычтем 20.)

- Что с единицами? (Их снова прибавим.)

- Сколько получилось? (16)

- Сравним с результатом действий на палочках. (16 – это 1 дес. и 6 ед.)

- Какой делаем вывод по этой записи? (Десятки вычитают из десятков.)

- Прочитайте правило на с. 64 в красной рамочке, которое вы сами и вывели.

- Наш вывод совпадает с этим правилом? (Да.)

V. Физкультурная минутка для глаз.

VI. Закрепление нового материала.

1) №1, с. 64 – с комментированием на месте. (86 – 5. 86 – это 80 и 6. Вычитаем единицы из единиц: 6 – 5 = 1. 80 да ещё 1, получается 81.)

№3 – первый столбик с кратким объяснением с комментированием, остальные столбики – самостоятельно, с последующей взаимопроверкой (два ученика за доску: 1 в. – верхняя строчка, 2 в. – нижняя строчка).

2) Работа над задачей (формирование умений решать текстовые задачи).

- Птицам голодно зимой, а ребятам хорошо. Решим задачу про зимние увлечения детей.

№2, с. 64

- Прочитайте. О чём говорится в задаче? (О мальчиках и девочках.)

- Прочитайте условие задачи, вопрос (разбор задачи).

- Составим план решения.

- Решим вместе.

VII. Итог.

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

- Что особенно понравилось?

- Что осталось непонятным?

- Птицы благодарят вас за помощь и заботу!

Домашнее задание: №3, 5, с. 64.