Примечание: данная непосредственно образовательная деятельность осуществляется в рамках проведения тематической недели «Школа Неболейки».
Программное содержание:
- Воспитывать у детей желание следить за своими зубами, чистить их, своевременно обращаться к врачу.
- Систематизировать представления детей о свойствах объектов.
- Развивать умение переносить свойства с одного объекта на другой.
- Продолжать учить детей целенаправленному восприятию знакомых объектов, анализу их признаков, назначения.
- Упражнять в разрешении проблемных ситуаций.
- Развивать диалектическое мышление.
- Формировать навыки прогнозирования и фантазирования, развивать внимание.
- Активизировать мышление детей.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков.
- Развивать творческие способности.
Материалы и оборудование:
- компьютер;
- слайдовая презентация «Как правильно ухаживать за зубами»;
- силуэты Домов с названиями улиц;
- карта Города;
- Зеркала (на каждого ребёнка);
- зубные щетки (на каждого ребёнка);
- стаканчики (на каждого ребёнка);
- влажные гигиенические салфетки;
- морковь (на каждого ребёнка);
- различные зубные щетки и зубные пасты;
- ватман, маркеры, клей, корректор;
- картинки –заготовки для коллажа;
- силуэты здоровых и больных зубов;
- силуэт больного зуба – с дырочкой (на каждого ребёнка);
- карточки с набором картинок-продуктов (на каждого ребёнка);
- мягкая игрушка (модель зуба), ножницы.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по стране Здоровья и остановимся в Городе красивой улыбки и здоровых зубов. А сопровождать нас в этот необычный город будет…
- Как вы думаете, какой из предметов, лежащих на этом столе, может помочь нам в нашем путешествии?
(На столе лежат различные виды щёток: одёжная, хозяйственная, щётка для обуви, щётка для чистки металла, щётка для побелки, зубная и пр. Воспитатель предлагает детям осуществить и аргументировать свой выбор.)
Воспитатель: Конечно, зубная щётка. А почему именно её вы выбрали?
Дети: Потому что ею чистят зубы.
- Потому что с помощью зубной щетки ухаживают за зубами.
- Потому что без нее нельзя хорошо почистить зубы.
Воспитатель: Зубная щётка-главный помощник в сохранении здоровья. А еще, когда у человека здоровые зубы, то и сам он здоровый, и у него очень красивая улыбка.
Воспитатель: Давайте определим наш маршрут. (Дети, совместно с воспитателем рассматривают карту города, называют улицы, по которым им предстоит совершить путешествие: Улица Истории Зубной щётки, Улица Познания, Улица Здоровых Советов.)
- Ну что ж, отправляемся…
(Под музыку дети подходят к Улице Истории зубной щётки.)
Воспитатель: Мы с вами попали на Улицу Истории зубной щётки.
- Как вы думаете, чем человек в давние времена чистил зубы? Ведь тогда еще не придумали такой удобной зубной щетки.
Дети: Палочками, травой, жевали цветы, кору деревьев...
Воспитатель: Как выглядели эти приспособления?
Дети: Они не были похожи на зубную щетку, ими было неудобно чистить зубы.
Воспитатель: А теперь послушайте рассказ о зубной щетке.
Зубную щетку придумал еще первобытный человек. Обыкновенная палочка с разрисованными концами – вот и все было «изобретение Древние греки, использовали золу, толченое стекло с песком. Зубной щеткой им служили шерстяные тряпочки пропитанные медом, а зубочистками – когти животных. Жители Индии нашли более приятный способ – они жевали древесную кору.
Во второй половине 17 века открыли новое средство – соль! Протерев зубы солью число микробов резко сокращалось. С тех пор он регулярно чистил ею зубы и рекомендовал это всем. В ХIХ веке начали чистить зубы толченым мелом.
Зубная же паста появилась только в двадцатые годы минувшего столетия. Вот так-то, казалось бы, совсем простая вещь и очень необходимая человеку, а изобрели её позже паровоза и автомобиля. Но – это далекая история. С той поры прошло много времени, и люди научились правильно ухаживать за зубами и полостью рта. Появились различные виды зубных паст как для взрослых, так и для детей. К тому же эти пасты обладают профилактическим и лечебным действием. Усовершенствуются и виды зубных щеток. Есть простые, механические, а есть и электрические.
(По ходу всего рассказа воспитатель демонстрирует различные чистящие средства, виды зубных щёток и зубных паст.)
Воспитатель: Давайте перейдём на следующую улицу нашего города – Улицу Познания.
(Под музыку дети переходят на следующую улицу.)
Улица познания – познавательно-экспериментальная деятельность детей за столами.
Воспитатель: Ребята, а все ли зубы у вас одинаковые? Давайте рассмотрим их ещё раз.
(Дети протирают руки индивидуальными влажными гигиеническими салфетками. Каждый ребенок берет индивидуальное зеркало и рассматривает зубы.)
Воспитатель: Сначала посмотрите на передние зубы, запомните, как они выглядят, затем отодвиньте немножко губу и рассмотрите зубы за щекой. Проведите по поверхности передних зубов и задних. Чем же они отличаются?
Дети: Передние заострённые, а задние плоские с бугорками.
Воспитатель: Давайте проверим, зачем же нужны эти бугорки? Возьмите кусочек моркови, откусите и пожуйте передними зубами, удобно? А теперь оставшийся кусочек пожуйте задними зубами. Какими удобнее откусывать, а какими жевать? Вот вы и сами догадались, какие зубы называются жевательными, а какие резцами.
- А вы знаете, как правильно ухаживать за зубами? (Ответы детей.)
- Сейчас мы подойдем к компьютеру и посмотрим картинки-подсказки, которые подготовила для нас моя знакомая – детский врач-стоматолог.
Просмотр презентации «Как правильно ухаживать за зубами».
Воспитатель: Ребята, помогите мне, пожалуйста, вспомнить правила чистки зубов. У меня вот такой большой зуб (мягкая игрушка), я буду показывать все движения на нем, а вы на своих зубках. Мы будем легко касаться наших зубов, имитируя движения чистки, чтобы не поранить дёсны.
(Перед каждым ребёнком стаканчик с зубной щёточкой и зеркало.)
Практикум:
- Зубная щётка располагается вдоль линии дёсен. Движения зубной щётки – сверху вниз.
- Очищаем внутреннюю поверхность зуба. Движения щётки – снизу вверх.
- Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щётки – вперед назад.
- Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
- Не забудьте почисть язык.
Физкультурная минутка. Игра «Мы сейчас пойдем налево...»
(Слышится детский плач.)
Воспитатель: Ой, ребята, вам не кажется, что кто-то плачет? Кто бы это мог быть?
(Воспитатель предлагает детям перейти в другую зону деятельности. Обращает внимание на силуэты зубов.)
- Посмотрите на эти зубы, что с ними приключилось. Я никак не могу определить, что у них общего, кто мне поможет? (Рассуждения детей.)
Сейчас мы с вами превратимая в стоматологов. В этих зубах поселилась Зубная боль. Как она попала через наши зубы?
Дети: Это дырочка.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы Зубная боль исчезла?
Дети: Закрасить дырочку, как будто заделать вход. Зуб перестанет болеть.
Театрализованная деятельность.
У волчонка зуб заныл, он пошел к врачу
В кресло сел, но вдруг вскочил с криком: - Не хочу!
Зарычал и сгоряча чуть не укусил врача!
Бегать стал от докторов и остался без зубов!
Трудно волчонку добычу ловить, что ж, надо вовремя зубы лечить!
И при леченье уметь потерпеть, чтобы здоровые зубы иметь.
(Дети с воспитателем переходят на Улицу здоровых Советов.)
Воспитатель: А сейчас мы с вами попали на Улицу Здоровых советов. Нам предлагается выяснить что разрешается нашим зубкам, а что запрещается
Игра «Здоровый зуб – больной зуб».
(Дети, в зависимости от предлагаемой ситуации, поднимают силуэт весёлого зубика, или силуэт больного зуба.)
Ситуации:
- долго грызть семечки, леденцы;
- полоскать рот после каждого приема пищи;
- раскусывать рафинированный сахар;
- грызть морковь, яблоко;
- брать зубами металлические предметы;
- откусывать зубами проволоку, нитки;
- пить кипяток;
- есть мороженное в чередовании с горячим чаем (кофе);
- чистить зубы и т.д.
Игра «Найди полезные продукты» – индивидуальная работа детей на карточках.
Воспитатель: Ребята а как вы думаете, пища может оказать влияние на здоровье наших зубов? Сейчас каждый из вас получит карточку, на которой изображены разные продукты. Вам нужно будет выбрать и обозначить цветом полезные и вредные для наших зубов продукты. Вредные продукты обводим красным цветом, полезные – зеленым цветом.
(После выполнения задания, предложить поменяться карточками с соседом. Взаимопроверка.)
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу, мы с вами приобрели ценный опыт правильного ухода за зубами, и можем поделиться своими знаниями с малышами нашего детского сада. Давайте оформим для них коллаж «Правила ухода за зубами».
Художественно-творческая деятельность детей – коллективное творческое дело.
Воспитатель: Вот все необходимое для нашего творческого дела: яркие картинки, клей, маркеры. Можно преступать.