Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Понятие «дисграфия» в коррекционной педагогике понимается как стойкое нарушение у ребенка процесса реализации письма на начальном этапе школьного обучения. Симптомами дисграфии считаются стойкие, специфические ошибки в письменных работах, не связанные с незнанием или неумением применять орфографические правила. Признаки дисграфии у детей обычно проявляются в 1 – 2 классе и в это время достаточно легко поддаются коррекции.
Проблема исправления дисграфии находится на стыке логопедии, психологии и коррекционной педагогики. Основная задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения.
Научить детей правильной письменной речи, значит, выработать навыки графического оформления языка. Процесс формирования навыка письма определяется деятельностью анализаторов (речедвигательный, слуховой, зрительный, двигательный) и включает этапы:
– анализ звукового состава слова (определение
последовательности и количества звуков,
уточнение звуков);
– перевод фонем в графемы (перевод звука в
букву).
Проблема дисграфии изучалась многими исследователями. Важнейшей задачей учителя-логопеда, по мнению А.В. Ястребовой, является логопедическая работа по нормализации фонематического слуха у детей [5]. И.Н. Садовникова, уточнила, что для развития фонематического слуха ребенка следует научить его услышать звук, проанализировать и перевести звук в письменный знак.
Анализ логопедической литературы и педагогическая практика позволили выявить противоречие между потребностью общества в грамотной личности и недостаточно разработанной методикой развития звукового анализа и синтеза. Проблема формирования навыков звукового анализа и синтеза у младших школьников с нарушением письма, обусловленным ФФН стала темой нашего проекта.
Цель проекта: выявить педагогические условия развития навыков звукового анализа и синтеза младших школьников средствами развития фонематического восприятия и слуха.
Работа над уточнением основных понятий исследования помогла поставить задачи коррекционного обучения детей: сформировать полноценные фонематические процессы, представления о звуко-буквенном составе, навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова и др. [5].
В процессе проектной деятельности использованы различные методы. Работа по развитию звукового анализа и синтеза у младших школьников была выполнена в 1-2 классах на базе МОУ «Инсарская СОШ №1» в 3 этапа: диагностирующего, экспериментального и заключительного.
На диагностирующем этапе (май, сентябрь 2008-2010 г.г.) проводилоськомплексное логопедическое обследование детей. В результате диагностики были выявлены речевые нарушения и скомплектованы логопедические группы.
Экспериментальная часть проекта длилась 2 года. На заключительном этапе (май 2010г.) проведено повторное обследование детей, которое показало положительную динамику.
На первом этапе проекта выявлены специфические ошибки на письме. Спланирована коррекционно-развивающая работа, в основу которой был положен принцип воздействия на «слабое» звено системы письма. Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей проводилось с учетом зоны ближайшего развития с ипользованием игр, упражнений и т. п.
В структуру логопедического занятия были включены системы упражнений над звуком, буквой, слогом, словом, предложением, фразой, текстом. Работа велась по направлениям: развитие звукового анализа и синтеза слов и развитие фонематического восприятия.
Средствами по развитию звукового анализа слов явились упражнения по отработке артикуляции гласных и согласных перед зеркалом, позвуковое проговаривание с опорой на цифровой ряд, задания по различению близких звуков и букв.
Данный путь формирования действия звукового анализа требует от педагога большого терпения и много времени. В этой кропотливой работе нельзя «потерять» ни одного самого медлительного ученика.
Формирование навыков перевода звука в букву осуществлялось деятельностью по анализу и различению близких звуков в составе слова. Эти задания «пропускались» через все виды речевой деятельности и через все типы упражнений по принципу возрастания сложности.
Различение звуков в слогах и словах проводилось в полном объеме в разнообразных условиях. Работа включала упражнения по восприятию на слух, чтение таблиц, запись слогов и слов под диктовку.
Необходимым условием различения фонем в письменной речи является устранение замен и смешений звуков в устной речи при постановке звуков .
Приёмы работы над предложением разнообразны и соответствуют основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе – это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем предложения усложняются: детям предлагается составлять предложения по набору слов или опорным словам. На более высоком уровне развития речи предлагаются задания по восстановлению деформированного текста. Развитию устной и письменной речи способствуют задания, в которых дети составляют предложения из набора слов, связанных ситуативной цепочкой.
Итогом работы по развитию звукового анализа и синтеза стали проведенные с детьми творческие дела: путешествия, игры, праздники, проекты. На каждом этапе проекта одновременно решались задачи организации деятельности детей, расширения объема всех форм внимания и памяти, развития лексического запаса и грамматического строя речи.
Сравнение результатов работы 2009-2010 учебного года с предыдущими годами, выявило повышение уровня развития звукового анализа и синтеза на 20 и 8 % соответственно, уменьшение количества специфических ошибок на письме. Повысилась творческая активность школьников, началось формирование первых навыков самоконтроля и самореализации личности. В результате работы в данном проекте учителем-логопедом накоплен дидактический материал по развитию звукового анализа и синтеза у учащихся 1-2 классов.
Анализ опыта и результатов проекта определяет перспективы:
– разработать серию специальных упражнений по
развитию звукового анализа и синтеза
на логопедических занятияхдля
учащихся с ОНР;
– разработать рекомендации для учителей,
воспитателей и родителей по развитию звукового
анализа и синтеза у детей;
– рекомендовать накопленный дидактический
материал по профилактике и коррекции дисграфии у
детей для работы районного методического
объединения
учителей-логопедов.
Главным итогом проекта стал вывод: своевременная организация и проведение коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками, имеющими нарушение письма, обусловленное ФФН способствует развитию звукового анализа и синтеза и уменьшению количества ошибок на письме у школьников.
Литература и Интернет-ресурсы:
Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Николаева Т.В., Савченко С.Ф. «Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки» Издательство: КАРО, 2008
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М, 1997 http://www.pedlib.ru/Books/1/0317/1_0317-1.shtml
- Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). // Расстройства речи у детей и подростков. / Под. ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Медицина, 1969. – С.190-212.
- Яворская О. Н. Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10 лет): Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб.: КАРО, 2007. – (Серия «Мастер-класс логопеда»).
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: Когито-Центр, 1996 – 47 с http://www.pedlib.ru/Books/1/0326/1_0326-1.shtml.