Умей предупредить болезни

Разделы: Начальная школа


Цели: ознакомить учащихся со способами предупреждения различных заболеваний; дать представление об инфекционных болезнях и способах их предупреждения; развивать способность анализировать полученную информацию, делать правильные выводы и доказывать свою точку зрения, чувство юмора; воспитывать патриотические чувства, стремление заботится о своем здоровье, закалять свой организм.

Оборудование: плакат, посвященный закаливанию; мультфильм «Ежик и здоровье» (5 мин.) из серии «Смешарики» производство «Радуга»; песня В. Высоцкого «Утренняя  зарядка»; плакат со словами: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»; портрет А. Суворова.

ХОД УРОКА

1. Повторение изученного материала

– Ребята на прошлом уроке мы с вами уже говорили о том, как нужно беречь свое здоровье, что нужно делать, чтобы быть сильным и крепким.
– Давайте вспомним, что  в первую очередь мы должны делать, чтобы не болеть? (Тепло одеваться, есть много витаминов, делать зарядку).
– Вот представьте, на улице светит весеннее солнышко, а вы вышли гулять в шубе и меховой шапке. Набегались, запарились, забежали в школу, и попили холодной воды или просто расстегнули на улице свою шубу. Вас тут же обдуло прохладным весенним ветерком.
– Итак, как нужно одеваться, чтобы не простудиться? (По погоде).
– Скажите с какими продуктами наш организм получает больше всего витаминов? (Со свежими фруктами и овощами).
– А что нам делать зимой и весной, когда уже мало фруктов? (Пить витамины, соки и т.п.).

2. Работа над новым материалом

– Ребята сейчас мы с вами посмотрим мультфильм «Ежики здоровье» из серии «Смешарики». Подумайте, правильно ли Ежик заботится о своем здоровье?

(Ребята смотрят мультфильм)

– Что произошло в начале фильма? (Ежик задумался о своем здоровье).
– Безусловно, беречь свое здоровье – дело похвальное, однако как подошел к этому вопросу Ежик? (Он стал искать у себя признаки различных заболеваний.)
– Как вы думаете правильно ли он поступил? Почему? (Нет,так можно найти у себя что угодно или даже заболеть по-настоящему).
– Все вено, если человек начнет сам себе внушать, что он болен, унего на самом деле появятся признаки этого заболевания. Что дальше предпринял Ежик? (Закрылся дома, все обработал зеленкой и перестал общаться с Крошем, боясь от него чем-нибудь заразится.)
Как вы думаете хорошо ли Ежику жилось так? (Нет.)
Конечно же нужно заботится о своем здоровье, однако чрезмерная мнительность привела к тому, что ежик сломал лапу. Как вы думаете почему он сразу перестал выискивать у себя различные заболевания? (Потому что он заболел по-настоящему.)
– Вот видите – Ежику нужно было по-настоящему заболеть, чтобы почувствовать себя здоровым. Будем мы так же, как Ежик, заботься о своем здоровье? (Нет.)
– А что нужно делать, чтобы наш организм был сильным и сам мог справляться с различными микробами? (Укреплять его.)
– Посмотрите на доску. Прочитайте предложение, написанное на плакате. Как мы можем укреплять свой организм? (Закаливанием.)
– Правильно, закаливание помогает нашему организму без труда переносить ветер, дождь и  холод. Ребята, кто знает, чей портрет весит на доске.
Это велики полководец Александр Васильевич Суворов. Его мы сегодня вспомнили не случайно. Дело в том, что закаливание помогло Александру Васильевичу не только стать военным, но и добиться огромных успехов на этом поприще. В детстве Суворов был слабеньким тщедушным мальчиком. Он так часто болел, что отец решил не отдавать его на военную службу, а подобрать для него какое-нибудь гражданское занятие.  Это не понравилось маленькому Саше. Для того чтобы переубедить отца, он каждый день стал обливаться холодной водой, много занимался физкультурой и часами ездил верхом. В результате Суворов окреп, перестал болеть и был зачислен в полк. До конца жизни полководец обливался водой, в походе спал прямо на земле и предпочитал простую, грубую солдатскую пищу.
– Ребята, давайте немного отдохнем и проведем музыкальную физминутку. (Учащиеся выполняют упражнения под песню в. Высоцкого Утренняя зарядка.)
– Ребята, как вы думаете, когда  проще всего начинать закаливании игде? (Летом, купаясь на речке, в море, в пруду.)
Правильно, летом, отдыхая на пляже, вы закаливаетесь, сами того не ведая. При чем на открытом воздухе вы закаливаетесь с помощью не только водных, но и воздушных и солнечных процедур. Солнце тоже хорошо закаливает наш организм. Под воздействием солнечных лучей в нашей коже образуется вещество, которое не только окрашивает ее в коричневый цвет, но и я является своеобразной кладовой витаминов.
– А если вы решили закаляться зимой, можно ли начинать закаливание с обливания ледяной водой? (Нет, можно заболеть.)
Правильно, температуру воды следует снижать постепенно. После водных процедур лучше всего растереть кожу сухим полотенцем. Воздух также играет большую роль в закаливании.
– Как вы думаете, как вы сами можете закаляться  с помощью воздуха? (Почаще находится на свежем воздухе.)
– Правильно, зимой и летом чаще играть на свежем воздухе, чаще проветривать комнату, в теплое время года спать с открытой форточкой.
– Ребята, давайте вспомним Ежика, как вы думаете, каких микробов он так сильно боялся? (Вредных.)
– На самом деле существуют болезнетворные бактерии и вирусы, которые могут вызывать у человека заболевание. Такие болезни называются инфекционными.
– А какие инфекционные заболевания вы знаете? ( Учащиеся называют.)
– Правильно, к инфекционным заболевания относятся, в частности, грипп, ангина, корь, ветрянка.
Возбудители этих заболеваний предаются от больного человека к здоровому воздушно-капельным путем, т.е. через капельки слюны, когда больной больной человек говорит, чихает или кашляет.
– Как вы думаете, как мы можем уберечься от подобных заболеваний? (Поменьше общаться больным человеком, надевать марлевую повязку.)
– И кроме того, укреплять свой организм. Часто бывает так, что сильный организм сам справляется с инфекцией, и человек не заболевает или переносит болезнь в легкой форме.
– Существуют и кишечные инфекции, когда болезнь вызывает расстройство пищеварительного тракта. К таким заболеванием относится дизентерия. Возбудители этого заболевания проникают в  организм человека с пищей, водой, с грязных рук.
– Подумайте, как мы можем уберечься от кишечных инфекций? (Мыть руки с мылом, хорошо мыть фрукты и овощи, не пить грязную воду.)

3. Подведение итогов

– О чем мы с вами говорили на этом уроке? (О закаливании, о том, как не болеть.)
– Что поможет нам сделать свой организм более сильным и закаленным? ( Солнце, воздух и вода.)
– О каких заболеваниях вы узнали? (Об инфекционных.)
– Как мы можем защитить себя от гриппа и ангины? (По меньше общаться с заболевшими, надевать марлевую повязку)
– Как мы можем защититься от кишечных инфекций? (Мыть руки, не употреблять грязную воду и зараженную пишу.)

4. Домашнее задание

Прочитать по учебнику параграф, освещенный закаливанию. Ответить на вопросы или составить рассказ «Как я забочусь о своем здоровье».

Приложение 1