Интегрированный урок "чтение + коррекционная технология" "Г.А. Скребицкий "Март""

Разделы: Коррекционная педагогика


Задачи:

а) усвоение учащимися сочетаемости слов в предложении;

б) формирование словаря и обогащение фразовой речи;

в) совершенствование навыка чтения.

Цели:

образовательные:

  • познакомить учащихся с содержанием произведения;
  • развитие языкового анализа и синтеза (коррекция несовершенного навыка чтения через определение границ предложения, звукового анализа и синтеза);
  • развитие морфологической системы языка на основе совершенствования навыков словоизменения частей речи (существительное, глагол и прилагательное);
  • согласование грамматических категорий (существительное, глагол, прилагательное) по родам, числам и падежам;

развивающие:

  • совершенствование навыка чтения через работу над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью чтения;
  • формирование интонационно – выразительной стороны речи на основе ведения диалога, ответов на вопросы, схемы-опоры, элементов
  • устного народного творчества (чтения наизусть стихов, пословиц и примет о весне);
  • организация и расширение семантических полей на основе ключевых слов текста;
  • развитие навыка выразительного и осознанного чтения;

коррекционные:

  • коррекция несовершенного навыка чтения;
  • неречевых психических процессов: аналитико-синтетической деятельности мышления, внимания и памяти, эмоционально-волевой сферы (эмотивной лексики – отображения эмоций на основе внутрилексических средств);

воспитательные:

  • воспитание мотивационно-коммуникативной компетентности учащихся;
  • наблюдательности за явлениями природы;
  • расширение читательского кругозора и жизненного опыта ребенка.

Этап работы III (логопедия): коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Оборудование: учебники чтения, карточки с текстом, схема-опора, карточки с пословицами, приметами и стихами о весне, портрет писателя, весенняя иллюстрация, набор магнитных букв, рушник, блюдо с блинами, разноцветные (пластмассовые) игольчатые шарики – “каштанчики”, набор магнитов, рисунки детей на тему “Весна”, музыкальный центр, DVD (классические мелодии П. И. Чайковского о весне из серии “Времена года”), карандаши.

I. Оргмомент (включение в урок).

Цель: установка контакта, мотивации, психологического комфорта.

Логопед:

а) Приветствие учащихся.

б) Игра-задание “Умей-ка” (взять шарик – “каштанчик” в правую руку, сжать, переложить в левую, сжать и вновь в правую, сядет тот учащийся, кто выполнит данное упражнение);

в) вступительное слово логопеда (необычное, занимательное занятие, аргументация деятельности учащихся на уроке: объективность, активность, самокритичность, уровень успешности).

II. Подготовительная работа.

  1. Самомассаж (точечный) биологически активных точек ладоней и кистей рук, точек акупунктуры на лице и ушной раковине (упражнения с “каштанчиками” по методике Су-Джок –– совместная деятельность взрослых и детей под счет).
  2. Игра “Вспоминай-ка” (кинезиологические упражнения: одновременное написание цифр указательными пальцами обеих рук в воздухе):

а) ребята, вспомните и напишите число, которое было вчера, сегодня, позавчера (2, 3, 1);

б) вспомните и напишите число, которое будет завтра (4);

в) кто из вас помнит, какое число мы написали последнее? (Четвертое), значит, сколько человек должны выйти к доске? (Четыре)

III. Подведение к теме.

1. Игра-задание “Шифровальщики” (дети, посещающие занятия логопеда, работают по заданию):

а) определить начальный звук по артикуляции и составить слово из магнитных букв на доске:

2. Работа со словами.

б) Март, апрель, май, весна.

Задание: найдите лишнее слово. (Весна)

- Скажите, что обозначают эти слова? (Март, апрель, май – месяцы, весна – время года)

- Что объединяет данные слова? (Март, апрель и май – это весенние месяцы)

- Назовите первый месяц весны. (Март)

- Вспомните и назовите месяц, который наступил. (Март - слово остается на доске)

Логопед: Ребята, вы молодцы, вам удалось очень хорошо выполнить все задания и ответить на вопросы.

IV. Проверка домашнего задания (учитель чтения):

1. (Краткое обобщение): итак, март, апрель и май – это месяцы какого времени года? (Весны), значит эти месяцы (какие?) (Весенние)

Что из заданного на дом вы приготовили к уроку?

(Дети: к уроку мы приготовили пословицы, поговорки, приметы и стихи о весне). Еще мы на уроке рисования с учителем изображали весенние пейзажи…

Молодцы!

Учитель: Кто из вас желает рассказать свою пословицу, поговорку, либо стихи или приметы о весне и похвалиться своим творчеством?

2. Поэтический ручеек (чтение пословиц, поговорок, примет и стихов о весне), демонстрация творческих работ детьми (крепятся на доске с помощью магнитов):

  • зима недаром злится, прошла ее пора…весна в окно стучится и гонит со двора;
  • как в марте зима не злится, а весне покорится;
  • и снежок тает, и день прибывает;
  • полюбуйся, весна наступает…
  • я, весна – красна, бужу землю ото сна!
  • в марте курица из лужицы напьется…
  • увидел грача – весну встречай!
  • синие облака к теплу или дождю…
  • ранний прилет журавлей – ранняя весна;
  • март – утро весны.

(Обобщение - учитель чтения): какие замечательные слова! Зажурчал наш поэтический ручеек и плавно вливается в музыкальную минутку…Послушайте, пожалуйста, музыку П.И. Чайковского “Весна” из его композиции “Времена года” (звучит классическая музыка) и рассмотрите иллюстрацию весеннего леса…

V. Сообщение темы и целей.

Учитель чтения: Дети, вы сказали, что март – это утро весны. Сегодня мы с вами познакомимся с произведением “Март”, который написал Георгий Скребицкий.

Логопед: И учиться согласовывать части речи по окончаниям слов в этом тексте.

VI. Работа по теме.

1. Объяснение темы урока.

Вступительное слово о писателе и произведении: многие поэты, писатели и композиторы воспевали это время года. Весна… Ее первые дни неприветливы… И солнечные лучи холодны, а растаявшая днем лужица к вечеру покроется тонкой корочкой льда. И март обманчив, но все равно, по весне человек ждет чуда…Радуются сияющему солнцу дети, думают о жизни старики…

Логопед: Георгий Скребицкий писатель – натуралист, тонко чувствующий настроение природы, ее мимолетное состояние. Он такими точными и выразительными словами описывает весну, как время года, что читая его произведения, тотчас представляешь картину. Скребицкий вносит струнку поэтичности и в изображение весеннего неба, и белых барашков – облаков, и первых журчащих ручейков и появление проталин, на которых маленькими стрелками зеленеют первые стебельки травинок и рождение белых, прозрачных и хрустальных, нежных подснежников…

2. Словарная работа.

Учитель чтения:

Вылинявшее (потерявшее цвет).

Горизонт (видимая граница, линия кажущегося соприкосновения неба и земли).

3. Постановка цели (перед чтением): какую картину можно представить, слушая текст?

4. Чтение части произведения учителем и логопедом.

5. Беседа по содержанию.

а) Кто желает рассказать о представленной картине весеннего марта? (Дети двумя – тремя предложениями говорят о воображаемых ситуациях)

б) Проверка первичного восприятия текстового изложения по вопросам: почему зиме конец? Какие приметы, определяющие, что зиме конец, отметил автор? Какое небо становится в марте? (Учащиеся дают короткие ответы на вопросы)

5. Самостоятельное чтение (по группам дифференциации, учащимся III группы – помощь, совместная деятельность).

Цель: формирование совершенного навыка осознанного и выразительного чтения.

Задание: найти в тексте и отметить карандашом ключевые слова – действия и слова – признаки, подходящие по смыслу, составить словосочетания):

зазвенели,

побежали,

испортились,

показалась,

пришел – март

(Выделить окончания, определить число)

VII. Физпауза (сопровождение деятельности речью).

Физминутка

Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь, потянитесь,
Наклонитесь, наклонитесь,
Покружитесь, покружитесь…
Вы глазами поморгайте,
Открывайте, закрывайте.
Приседайте, приседайте,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните…
Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните.

6. Работа по теме (продолжение - логопед).

А сейчас, ребята, мы с вами прочтем еще одну часть текста, но уже по карточкам (учащиеся берут карточки-тексты, где задание дифференцируется соответственно их психофизическим и компенсаторным возможностям).

Цель: прочитать, согласовать части речи, подбирая правильное окончание, подчеркнуть верный вариант карандашом.

Март

Задание.

1. Прочитать текст.

2. Согласовать слова в предложениях, подбирая нужный вариант в скобках.

У каждого месяца свой цвет. Январь – бел… (ые, ый), июнь – зелен… (ая, ый), а вот март – голуб… (ое, ой).

Март

Задание.

1. Прочитать текст;

2. Согласовать слова в предложениях, подбирая нужный вариант в скобках.

У каждого месяца свой цвет. Январь – бел… (ые, ый), июнь – зелен… (ая, ый), а вот март – голуб… (ое, ой).

Голуб…(ые, ое) небо, снега голуб… (ая, ые). На снегах тени, как син…(яя, ие) молнии. Голуб… (ое, ая) даль, голуб… (ая, ые) льды,

голуб…(ое, ые) на снегу следы. Весь мир голуб… (ая, ой)!

2. а) Найдите в тексте словосочетания - сравнения (прочитать).

б) Определите, какой частью речи являются главное и зависимое слова в словосочетании.

в) Определите род и число данных частей речи.

г) Как согласовываются части речи в предложении? (По связям слов)

3. Проверка: чтение I части – фронтально, II часть – взаимопроверка, итоговая.

Задание: поднимет руку тот, у кого нет ни единой ошибки, у кого две – три, больше трех (самостоятельный анализ и самооценка по критериям, озвученным ранее).

3. Выборочное чтение.

Цель: формирование интонационно-выразительной стороны речи на основе ведения диалога, ответов на вопросы, схемы-опоры.

В тексте найти и по знакам прочитать предложение, соответствующее схеме:

__ - __ , __ - __ , а __ __ - ___ .

(Итог по заданию: самооценка по критериям)

VIII. Закрепление (учитель чтения).

1. Сколько абзацев в прочитанной вами части произведения?

Озаглавьте первый абзац, второй, и третий (варианты предложенных детьми названий):

  • природа просыпается,
  • весеннее небо,
  • ожидание весны.

2. Логопед: Почему автор утверждает, что в марте весь мир голубой? Докажите.

3. Связь с социумом (жизненный опыт ребенка).

а) Логопед: Назовите старинный, христианский праздник с традиционными обычаями празднества каждого дня недели, который отмечает русский народ в конце февраля и начале марта? (Праздник Масленицы)

- Кто из вас, ребята, принимал участие в проведении такого праздника у нас в школе? (Дети поднимают руки)

б) Что это за праздник, Масленица? (Люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны)

в) Продолжите стихи А.С. Пушкина:

“И снова Масленицы бойкой
Закипит … (широкий пир!)”.

(Ответ дают дети, посещающие коррекционные занятия по логопедии)

г) Отгадайте загадку.

Что на сковородку наливают да вчетверо сгибают? (Блины)

д) Почему в этот праздник пекут блины?

е) Что символизирует они? (Блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком), проводы зимы, встреча с весной)

е) Когда это происходит? (В марте)

IX. Домашнее задание (д/з по условно деленным группам детей дифференцированного обучения).

а) Читать текст:

1 гр. – пересказ,

2 гр. – отвечать на вопросы;

3 гр. – чтение текста с пояснением слов (вылинявшее, горизонт).

б) Дети, посещающие коррекционные занятия по логопедии: пояснить, что значит “весь мир голубой”, привести пример словосочетания. (Голубая даль, голубые льды, голубое небо)

X. Рефлексия.

Учитель чтения:

1. а) Назовите произведение, с которым вы сегодня познакомились.

б) Кто написал это произведение?

Логопед:

2. Какие грамматические категории помогают нам согласовывать части речи в предложении? (Род, число, интонационные, семантические связи слов)

Логопед: Дети, будьте самокритичны и по критериям.

а) Проанализируйте свою деятельность и поднимите руку те, кто сегодня занимался без ошибок, достиг высокого уровня “успешности”.

б) Допустил одну – две ошибки, но был активным и есть успех.

в) Допустил более трех ошибок, и все же выполнил задания и есть успех!

3. Самооценки детей за деятельность, комментарии учителя чтения и логопеда, сюрпризмомент (угощение).

Использованная литература

1. Чтение. Автор-составитель З.Ф. Малышева. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - 2-е издание. - М.: Просвещение. - 2008.

2. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши. М.: Просвещение. 2005.

3. И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Книга для логопедов. Учебное издание. - Москва: Владос, 1997, - 255 с.

4. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 1999.