Чем младше ребёнок, тем не навязчивее должно быть его обучение. Как бы между делом, играючи, чтобы малыш не скучал и не переутомлялся. Особенно это касается обучения чтению. С одной стороны, дошколёнок обязательно должен научиться читать, с другой – он ещё не умеет подолгу концентрироваться и легче усваивает тот материал, который можно потрогать – пощупать, услышать и увидеть одновременно, а ещё лучше, если с ним можно поиграть. Получается, что больший эффект даст методика, когда ребёнок вообще не будет знать, что идет занятие, а будет думать, что играет. Что же нам предлагают на педагогическом рынке? Для начала две системы: система Домана и Зайцева.
Согласно Доману, мозг ребёнка запрограммирован на обучение. Обучение эффективно, пока продолжается рост мозга, то есть до 7–8 лет. Поэтому годовалого обучить проще, чем шестилетнего, а шестимесячного – легче, чем годовалого. Следовательно, начинать обучение нужно сразу после рождения, иначе драгоценное время будет упущено. Ведь слыша вокруг себя речь взрослого, любой здоровый малыш к году–двум начинает говорить. Но подобно тому, как ребёнок начинает говорить, не имея никакого представления о структуре языка, и читать надо учить не буквами, а сразу целыми словами. Почему именно целыми словами, а не буквами и слогами? Потому что читать буквы очень сложно, Буквы, составляющие слово “мяч” ни о чем не говорят, зато сам мяч можно потрогать, подбросить. Поэтому ребёнку легче выучить целое слово “мяч”, чем одну букву “М”.
На карточках белого цвета (размером 50 на 10 см) пишутся крупными красными буквами слова (высота букв 7,5 см, толщина шрифта 1,5 см). Картинки распределяются по темам (категориям): биология, история, география, математика, физиология человека и т.д. Каждая тема, в свою очередь, включает в себя более узкие подтемы. Например, в теме “биология” выделяются подтемы: “птицы”, “рыбы”, “деревья”… А птицы тоже бывают разные. Так что карточек должно быть очень много. Принцип обучения очень простой: показываете ребёнку карточки, а он смотрит на них и … умнеет.
Конечно, необходимо соблюдать некоторые “условия”, иначе не будет результата:
– поддерживать очень быстрый темп демонстрации: 1 карточка – 1 секунда;
– не ждать и не требовать от ребёнка ответной реакции;
– начинать обучение как можно раньше, почти с рождения.
Общая продолжительность занятий в течение дня: 12 категорий * 3 раза * 10 секунд = 6 минут.
Через 10 дней, когда количество категорий достигнет десяти, ежедневно нужно менять 1 карточку из каждой категории на новую. На обороте карандашом записывается дата демонстрации, чтобы знать, когда понадобится замена.
Количество карточек с каждым днём увеличивается с геометрической прогрессии. От слов нужно плавно переходить к словосочетаниям, а потом к целым предложениям, постепенно уменьшая размер букв. В конце концов, по мысли Домана, “количество переходит в качество”, и ребёнок, сам того не замечая, начинает читать, причём не только знакомые по карточкам слова, но и любые другие – в основном молча.
В методике Домана не предусмотрена “обратная связь” – не говорится об общении взрослого и ребёнка и вообще не приветствуется какая-либо активность со стороны ребёнка. Получается, что занятие сводится к односторонней подаче информации, а ребёнок из активного участника превращается в объект обучения.
Это очень трудоёмкая методика. Некоторых смущает и пугает процесс подготовки и демонстрации пособий. Действительно, показ карточек вырастает почти до бесконечности. Получается в течение дня только и приходится, что показывать старые карточки и “изготавливать” новые.
И еще, этот метод был разработан для английского языка, где система словоизменения не такая сложная, как в русском. В нашем родном языке всё гораздо труднее: дело в том, что, научив ребёнка читать слово “мама”, остаются в стороне его формы (“маме”, “маму”, “мамой”) и т. д. Сделать такое количество карточек, чтобы охватить всю грамматику, просто нереально. Для английских же слов окончания не так существенны.
Следующим вариантом является советская система. Николай Александрович Зайцев занимает 2-е место в рейтинге педагогов-новаторов XX века. Больше всего из его пособий известны “кубики Зайцева”.
Если вы хотите познакомиться с методикой подробнее, запомните первое правило: во время занятий ребёнок должен чувствовать себя естественно, а для него нет ничего естественнее и желаннее, чем возможность поиграть.
Второе правило (основной принцип) – дать ребёнку “всё и сразу”. В этом и состоит отличие методики Зайцева от многих других: она основана на качественно новом подходе к обучению. Так, при обучении чтению ребёнок знакомится сразу и со всеми складами русского языка. Зайцев уверен, что дети обычно устают от примитивных развлечений, поэтому он не предлагает развивающие игры, а превращает игры в увлекательные занятия.
Представление о русском языке ребёнок получает, играя с кубиками и настенными таблицами, на которых написаны склады. С помощью кубика, на который нанесены буквы, малыш может “поиграть” в русский язык: рассмотреть, повертеть в руках, ощутить его вес, переставить, заменить. Всё это не только можно, но и нужно!
А в таблицах для обучения чтению самые сложные правила и законы благодаря оригинальной системе становятся понятными и легко запоминаются.
Кроме того, таблица – своеобразный тренажёр для улучшения остроты зрения и осанки. Чтобы найти нужное решение, к ней придётся подойти. Поэтому ребёнок в течение всего занятия двигается (и это ему очень нравится), а не сидит, сгорбившись, за партой.
Изучая таблицу, дети совершают небольшое путешествие. Таблица чем-то похожа на географическую карту: даже просто поводив по ней пальцем в поисках нужного ответа, можно сделать много открытий.
И, наконец, таблица всегда находится перед глазами, значит она “работает” каждый раз, когда ребёнок смотрит на неё.
Кубики Зайцева – это игра-пособие по обучению чтению. В комплект игры входят:
– кубики (точнее, их картонная развёртка, которую надо сложить в кубик);
– наполнители для кубиков;
– таблицы;
– книга-инструкция;
– аудиокассета с песенками, которые используются при обучении.
Эти необычные кубики различаются по 46 признакам, в том числе и по весу: большие и маленькие, “железные” и “деревянные” и два “золотых” кубика с гласными.
Большие – с “твёрдыми” складами.
Маленькие – с “мягкими” складами.
“Железные” – со “звонкими” складами.
“Деревянные” – с “глухими” складами.
5 двойных кубиков – это склады с теми согласными, которые сочетаются не со всеми гласными (например: “Ч”, “Ш”, “Ж”).
Итак, “золотые” кубики будут звенеть, “железные” – греметь, а “деревянные” глухо постукивать.
Почему Зайцев предлагает давать малышу сразу все кубики и таблицы? Во-первых, почти все кубики понадобятся для того, чтобы начать писать самые разные слова, и очень возможно, что это произойдёт на первом занятии. Во-вторых, что покажется удивительным, ребёнку проще играть с большим объёмом знаков-сигналов, сразу же манипулировать ими и запоминать их. А вот учить “маленькими порциями”, методично выдаваемыми взрослыми, и скучнее, и труднее.
Дети за партами сидеть не должны! На стенах обязательно должны быть развешаны таблицы, а для кубиков предназначаются специальные полки. Дети часто играют “в кубики” сами, без воспитателя. Они повторяют то, что делали вместе со взрослыми: сначала из кубиков складывают слова, потом пишут их указкой на таблице.
В основе системы обучения чтению по Зайцеву лежит очень простая идея: элементарной частицей речи является не буква, не слог, а склад. Склад – это аналог прямого слога, то есть за согласным обязательно следует гласный звук, хотя на письме это не всегда отражается. Соответственно, гласному обязательно предшествует согласный. Склады и складовой принцип обучения напоминают первые “слова”: ребёнок ведь не произносит отдельные буквы “М” и “А”, он говорит “ма”. Поэтому склады, написанные на гранях кубиков, малышу понятны и он воспринимает их легко и просто.
Склады прекрасно ложатся почти на любую мелодию. Зайцев воспользовался этим и предложил пропевать склады, а затем выпустил аудиокассету. Дети обожают забавную “абракадабру”. Как раз такие песенки и попевки, как правило, больше всего нравятся малышам.
Кроме того, произнесение складовых попевок для самых маленьких – прекрасная артикуляционная гимнастик. Запомнив попевки, со временем ребёнок легко отыщет любой склад, пропевая (проговаривая) его и водя пальчиком по таблице или переворачивая кубики, разыскивая нужную грань. Итак, с помощью попевок названия складов быстро запоминаются, при этом развиваются чувство ритма, память, фонематический и музыкальный слух.
Первым словом, которое ребёнок “прочтёт”, должно быть его имя. Начните игру со знакомства ребёнка с тем, как составляется его имя.
Ещё один “подводный камень”, как быть с безударными гласными в слове? Зайцев предлагает ограничиться такими ответами: говорится “ЛЕФ”, а пишется ЛЕ–В, потому что ЛЬ– ВЫ (это слово тоже надо написать), говорится КАТЁНОК”, а пишется КО–ТЁ–НО–К, потому что КО–Т (напишите слово). Постепенно, благодаря проговариванию и показу, ребёнок осваивает механизм проверки. Дошкольнику достаточно сказать, как произносится и как пишется слово, и обязательно показать правильное написание. Таким образом, ребёнок приобретает умение грамотно писать и тренирует свою зрительную память.
“Складовый принцип” обучения чтению очень интересен и эффективен. Ребёнку не нужно разбивать слова на слоги, и это очень важно. Слогов очень много, и не всегда их можно выделить безошибочно, с этим и у взрослых возникают проблемы.
Достоинством методики является включение в работу всех каналов восприятия информации, кроме обоняния, и ребёнок выбирать любой. Например, визуалы любят рассматривать кубики, буквы – трогать, крутить в руках, аудиалы – слушать и проговаривать (пропевать).
Некоторые учителя считают, дети, обученные чтению по методике Зайцева, впоследствии испытывают трудности в разборе слов по составу. Вследствие этого, утверждают скептики, дети затрудняются найти орфограммы, а раз они их не видят, не чувствуют, то и пишут с ошибками.
На карточках пишутся названия находящихся в комнате предметов: шкаф, стол, кровать, ковёр, дверь, окно. Карточки прикрепить скотчем к этим предметам. Регулярно нужно обращать внимание ребёнка на эти таблички и читать ему то, что на них написано. Малыш скоро запомнит, что такое-то слово означает “шкаф”, а такое-то “стол”. Произойдёт это, конечно, потому, что табличка, на которой оно написано, прикреплена к шкафу или к столу, а не потому, что он сумел прочесть это слово. Картинки нужны не для того, чтобы он научился их читать, а для того, чтобы подготовить ребёнка к чтению.
Чтение развивает мышление, речь и память. Поток информации о методиках педагогов-новаторов – Глена Домана, Сесиль Лупан, Зайцева и других – заставляет искать пути эффективного и быстрого обучения ребёнка. О.Жукова предлагает учить детей читать легко, без “чадомучения” в виде запретов на сладкое и удовольствия беззаботно погулять на улице. Её система придумана для любопытных детей и терпеливых любящих родителей и педагогов. В чём отличия этой системы обучения детей чтению? Последовательность изучения букв отличается от традиционной. Обычно при составлении букваря используется принцип “частности” буквы. Последовательность ознакомления с буквами строится от самой частотной (то есть чаще всего встречающейся буквы ) к наименее частотной. Составляя свой букварь О.Жукова придерживалась последовательности формирования звуков речи в процессе освоения ребёнком родного языка. Вспомните, какие звуки составляют звуковую основу речи малыша: это гласные и так называемые звуки видимой, простой артикуляции – м, п, б, д и т.д. Именно эти звуки составляют первые слова малыша: мама, папа, баба, деда, дать. В этом букваре, передающие звуки сложной артикуляции (ш,ж,щ,ч,ц,р,л), появляются позже. Такой принцип позволяет начать обучение чтению в младшем дошкольном возрасте.
Предлагая начать обучение чтению в дошкольном возрасте, О.Жукова говорит об индивидуальных особенностях развития ребенка.
Поддерживая в ребёнке желание заниматься, кроме букваря нужно запастись игровыми пособиями, готовыми или сделанными своими руками, которые позволят разнообразить занятия: магнитные буквы, рамка-вкладыш “Алфавит”. “волшебный” экран, слоговые таблицы.
Чем интересна методика О.Жуковой? Это простые, понятные и конкретные рекомендации, для выполнения которых не требуется больших денежных затрат. Вы не будете связаны с необходимостью подыскивать свободное время и помещение для специальных занятий.
Основой обучения грамоте в нашей стране является звуковой аналитико-синтетический метод, разработанный Д.Б.Элькониным и доработанный Л.Е.Журовой применительно к обучению детей дошкольного возраста. Этот метод требует добуквенного, чисто звукового периода обучения.
И всё-таки, по какой системе лучше всего учить ребёнка читать? И стоит ли обучать ребёнка чтению с раннего дошкольного возраста или с рождения? Безусловно, авторы и последователи будут утверждать, что именно их способ обучения чтению уникален и стопроцентно эффективен в отличие от других. Некоторые родители впадают в крайность, постоянно экспериментируя то с карточками Домана, то с кубиками Зайцева, то забрасывают все пособия на антресоли. К выбору методики стоит относиться критически. Желательно заранее подробно ознакомиться сразу с несколькими вариантами.
В принципе, идеальных систем не существует, поэтому из каждой нужно выбирать то, что больше всего подходит ребёнку и приемлемо для вас самих.
Конспект занятия по обучению грамоте
“Лесная азбука (старшая группа)
Программное содержание:
- Совершенствовать навык проведения звукового анализа слов, упражнять в различении гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких, глухих и звонких.
- Уточнять и закреплять знание букв алфавита, правильное их название.
- Развивать у детей логическое мышление, зрительное восприятие, внимание, память, самостоятельность в выполнении заданий.
- Фонематические представления: называть слова с заданными звуками, определять место звука в слове.
- Учить подбирать слова по заданной схеме, их чтению, чтению слов на карточках.
- Воспитывать чувство добра и взаимопомощи, отзывчивости к чужим несчастьям.
Активизация словаря: Алфавит, азбука, гласные, согласные, твёрдые, мягкие, глухие, звонкие, ударные, безударные звуки, слово, слог, предложение, звук.
Предварительная работа:
- Занятия в кружке “АБВГДейка”.
- Занятия по обучению грамоте.
- Настольно-печатные игры: “Печатная азбука”, “Сложи и прочитай”, “Отгадай слово”.
- Работа с логопедом.
- Индивидуальные занятия.
Материал: письмо, наборное полотно, сигналы, карточки со словами, карточки-лепестки со слогами, картинки на определение местоположения звука в слове.
Ход занятия
Дети заходят в зал, собираются вокруг воспитателя, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад почтальон принёс письмо. Давайте я вам его прочту:
“Дорогие ребята! В нашей лесной школе случилась беда. Злой Гном испортил “Азбуку” и теперь мы не можем научить наших малышей читать. Помогите нам, пожалуйста!”
Дети, вы готовы помочь нашим лесным друзьям?
Дети: Да!
Воспитатель: Я так и знала! Вы очень добрые и дружные дети, и поэтому мы обязательно справимся с заданиями, которые нам приготовил Гном и восстановим “Азбуку”. За каждое выполненное задание Гном нам будет возвращать по одной букве.
Итак, мы отправляемся в путь к друзьям. Но, как же быть? Ведь к нам пришли гости! Давайте возьмем их с собой.
(Дети и воспитатель приглашают гостей и вместе отправляются в путь)
Дети садятся за столы.
Воспитатель: А вот и первое задание, а справиться с ним нам помогут ваша дружба, знания и умения.
Звуковой анализ слова ЛИСА (на доске и на местах)
Вопросы: Сколько слогов в слове ЛИСА?
Сколько всего звуков?
Назовите их (л, и, с, а)
Сколько гласных? Назови их! (и, а)
Сколько согласных? Твёрдых, мягких? Назови их.
Чем отличаются гласные от согласных?
Дети:
Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные… согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Какой ударный гласный?
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием и вот первая буква в награду. (Воспитатель показывает букву “А”).
Вопросы: Что вы можете сказать о букве “А”?
Дети: это буква-домик в нём живёт гласный звук “а”.
Воспитатель: Давайте посмотрим, какое ещё задание приготовил Гном.
Воспитатель читает: придумайте слова, которые начинаются на звук “л”.
Внимательно рассмотрите картинки и покажите местоположение звука “л” в словах (работа с сигналами).
Составьте предложение со словом “лиса”.
Вопросы: Сколько слов в твоём предложении?
Назови их.
Умницы! Получите ещё одну букву.
(Воспитатель вручает букву “Д”)
Вопросы: Что это за буква?
Какие звуки живут в домике-букве “Д”?
Ребята, вставайте парами мы пойдём дальше, чтобы выполнить следующее задание. (Дети встают парами и подходят к ковру, где разложены карточки с написанными словами с пропущенными гласными или согласными буквами в виде моста через реку)
Дети вставляют пропущенные буквы, читают слова и попадают в лес.
ФИЗМИНУТКА
В старом дереве дупло,это домик буквы О,
Рядом с нею на суку притаилась буква У,
В гости к ним издалека прибежала буква А,
Буквы стали веселиться, и смеяться, и кружиться.
Дети садятся на пенёчки-стульчики (звучит пение птиц).
Воспитатель читает следующее задание:
“Вы вернёте ещё по одной букве, если прочитаете слова на карточках и расскажете о животных, которые живут в этом лесу.
Дети читают поочерёдно слова и рассказывают о животном.(Волк, лиса, ёж, медведь, заяц, белка, лось, олень)
Воспитатель: А вот и лесная школа. Смотрите на фланелеграф, Гном выложил схему. Вам необходимо подобрать слова по заданной схеме и написать их буквами. (Выкладывают буквами).
(Получают буквы, называют их).
Воспитатель: Ребята, Гном испортил не только “Азбуку”, но и цветы. Давайте соберём лепестки цветов к их серединкам, так чтобы получились слова.
Игра “собери цветок”.
(Дети собирают цветы, читают слова).
Гном загадал вам загадку. Послушайте её внимательно.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условном месте стоит,
А называется всё – …
(Алфавит)
Да, конечно же, это алфавит.
Вопросы: Из чего состоит алфавит?
Сколько букв в алфавите?
Чем отличаются буквы от звуков?
(Воспитатель вручает букву).
Воспитатель: Вот мы и вернули часть букв из “Азбуки”. А те, которые совсем испорчены, мы должны отремонтировать. Подойдите к пенёчкам и наклейте буквы. Дети конструируют буквы из элементов (элементы из самоклеющейся плёнки).
Воспитатель собирает страницы книги.
Входит белочка с корзинкой печенья (грибов и орешков). Дети дарят “Азбуку”, а белочка благодарит их за помощь и вручает гостинцы.
Ребёнок читает стихотворение:
Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста, прочти”.
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу!”
Не надо ждать,
Не надо звать,
А можно взять и прочитать.
Воспитатель: Ребята, мы помогли лесным друзьям, теперь пришла пора возвращаться в детский сад, нас ждут новые интересные дела.