Урок окружающего мира по теме "Березовая роща"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

– повторить и обобщить знания детей о березе; познакомить учащихся с типичными представителями растительного и животного мира березового леса.
– развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру, показать его разнообразие;
– воспитывать ответственное отношение к природе.

Ход урока

1. Организационный момент.

В школе прозвенел звонок,

Нам пора начать урок.

2. Актуализация знаний.

(На доске кроссворд и загадка)

Какой лес вы знаете? (еловый, сосновый, дубовый, смешанный)

– А теперь отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком лесе мы будем сегодня на уроке говорить.

Русская красавица
Стоит на полянке,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)

– Итак, наш разговор будет о березовом лесе, а точнее о берёзовой роще.( иллюстрации березовой рощи на доске)

3. Постановка целей урока.

Подумайте, что нам нужно знать о березовой роще? Какие вопросы мы можем рассмотреть сегодня на уроке? (дети предлагают, учитель на доску помещает карточки)

– Узнать интересные сведения о березе.

– Какие растения и грибы растут в берёзовой роще?

– Какие животные живут в роще?

– Как человек использует березу?

4. Открытие новых знаний.

4.1. Сообщение читает учитель.

Берёза – это лиственное дерево высотой до 20 метров. Ровный ствол покрыт белой корой с поперечными полосками тёмного цвета. Толстые ветви берёзы поднимаются вверх от ствола, а тонкие – свисают вниз. Берёза любит свет и легко переносит морозные зимы. Её цветки собраны в серёжки, которые в августе – сентябре рассыпаются на отдельные части – чешуйки. Всего на Земном шаре учёные насчитывают более 120 видов берёзы! Берёзовые леса обычно возникают там, где были вырубки и пожары!

– Что интересного вы узнали о берёзе? (ответы детей)

– Берёза – это не просто главное дерево в роще. Оно имеет большое значение для животных и людей.

– А чтобы это выяснить мы сейчас поработаем в группах. А в начале повторим правила работы.

ПРАВИЛА

  1. Задание читает один ученик.
  2. Каждый в группе имеет право высказать свое мнение.
  3. Если группа готова, то поднимает руку.

4.2. Работа в группах

У учащихся на партах карточки двух цветов синие и зеленые (можно и другие), у учителя такие же (для помещения на доску). Задача учащихся соотнести (возможно на одну зелёную карточку, несколько вариантов синих)

ЗЕЛЁНЫЕ СИНИЕ
Для птиц Древесина, из которой можно делать много предметов
Для насекомых Место, где можно отдохнуть
Для художника Столовая
Для путника Место для постройки гнезда
Для мебельщика Место, где можно спрятаться
Жилище
Место, где откладывают личинки
Объект для картины

– Давайте проверим, что у вас получилось. (учитель помещает ответы на доску)

ВЫВОД: Берёза – главное дерево в роще, оно приносит пользу и животным, и человеку.

4.3. Сообщение учителя.

Белые стволы берёз хорошо отражают лучи света и рассеивают их, поэтому в берёзовом лесу очень светло. Здесь хорошо растут СВЕТОЛЮБИВЫЕ травянистые растения.

– Посмотрите на доску (картинки растений: колокольчик, лютик, Иван-да-Марья и др.)

– Какие из этих растений вам знакомы?

– Посмотрите, какое интересное название у цветка, оно вам ничего не напоминает?

– О названии этого цветка сложено много легенд. Одну из них мы с вами сейчас услышим.

Сообщение читает ученик.

Если верить легенде, то название цветка Иван-да– Марья возникло так: судьба разлучила в детстве брата Ваню и сестру Машу. Когда они встретились, то полюбили друг друга и поженились. Но узнав о своем родстве, они, чтобы не разлучаться, превратились в цветок с двойной окраской.

– Что интересного узнали о растениях?

ВЫВОД: В берёзовом лесу растут светолюбивые растения

Физминутка. Рисуем в воздухе, в зеркальном отображении слово ГРИБ.

Какое слово мы написали?

– Какой гриб может расти в роще?

– Почему вы так думаете?

4.4. Сообщение о птицах.

Звучит аудиозапись “Звуки леса. Голоса птиц”.

– Посмотрите на картинку. Кто знает эту птицу?

– Это иволга. Давайте послушаем рассказ орнитолога об этой птице.( звучит аудиозапись)

– Что интересного узнали о птице?

– Каких птиц ещё можно встретить в берёзовой роще? (чтение отрывка текста учебника)

4.5. Сообщение о животных.

– Послушайте выступления учеников, и отгадайте о каком животном они расскажут вам.

1 ученик: Этот зверёк с блестящим бархатисто-чёрным мехом прекрасно приспособился к жизни под землёй. У него короткие и плотные передние лапы по форме напоминают лопату. Мех короткий, без всякого рисунка. Глаза видят плохо. Они спрятаны глубоко под мехом, который защищает их от попадания кусочков почвы. Рот вооружен зубами, с клыками, как у большинства хищников.

– Кто отгадал?

– Что вам помогло?

– Давайте послушаем дальше?

2 ученик: Кроты питаются в основном дождевыми червями, слизнями, личинками майских жуков и другими насекомыми. Также крот, если очень голоден, может съесть попавшую к нему в нору мышку, змею, ящерицу или лягушку. За один раз крот съедает до 20 граммов червей. После приёма пищи крот засыпает на 5 часов.

3 ученик: Гнездо крота находиться в каком-нибудь укромном месте, под корнями деревьев. Гнездо устлано травой, листьями, мягкими кореньями и находится обычно на глубине до 2 метров. Кроты не падают в спячку, они активны круглый год.

– Давайте узнаем, кого из животных можно встретить в роще.

Работа с учебником.

4.6. Самостоятельная работа

– Сегодня на уроке мы узнали много интересного.

– Сейчас мы проверим сами себя, что же вы запомнили.

– Будем работать в парах. Ваша задача вставить в текст подходящие по смыслу слова.

“Летом на дачу к Маше и Пете приехал друг семьи – биолог Николай Иванович. Однажды утром он предложил детям пойти на прогулку. Вскоре они подошли к лесу. Дети очень удивились тому, что вокруг стояли одни белоствольные деревья. Дети их узнали, ведь это – _____________________ .

Николай Иванович сказал: “Мы с вами пришли в _______________________

________________ . В берёзовом лесу очень светло. Здесь хорошо растут светолюбивые растения ______________, _________________, _____________, _______________ .”

Вдруг в лесу раздался резкий крик, а потом запела какая-то птица. Её песня напоминала звук флейты. “ Это поет ____________________” – объяснил Николай Иванович и рассказал Маше и Пете много интересного.

Гуляя по лесу, ребята собирали грибы ____________________________ , и заметили между берёзками небольшие кучки рыхлой земли. Это работа

_____________________ . Погуляв ещё по лесу, юные путешественники вскоре вышли на дорогу, ведущую к дому.

– Давайте зачитаем, что у вас получилось. (зачитать несколько вариантов получившегося текста)

5. Итоги урока

– Какие вопросы мы задавали в начале уроке?

– Мы смогли ответить на них?

6. Домашнее задание (на карточках, три варианта, дети выполняют по выбору

Обсудите с родителями, почему люди придумали о берёзе такие загадки:

– стоят в поле сестрички: платья белены, шапочки зелены.
– летом цветёт, зимой греет, настанет весна – потечёт слеза.
– её узнают по простой примете: нет дерева белей на свете.
– разбежались по опушке в белых платьицах подружках.
– летом мохнатенькие, зимой сучковатые, где они стоят, там и шумят, на четыре дела годятся: первое – горницу освещать, другое – стужу согревать, третье – скрип колёс унимать, четвёртое – чистоту соблюдать.

Подобрать загадки о растениях и животных берёзовой рощи.

Сочинить свои загадки.