Цели урока:
– повторить и обобщить знания детей о березе; познакомить учащихся с типичными представителями растительного и животного мира березового леса.
– развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру, показать его разнообразие;
– воспитывать ответственное отношение к природе.
Ход урока
1. Организационный момент.
В школе прозвенел звонок,
Нам пора начать урок.
2. Актуализация знаний.
(На доске кроссворд и загадка)
– Какой лес вы знаете? (еловый, сосновый, дубовый, смешанный)
– А теперь отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком лесе мы будем сегодня на уроке говорить.
Русская красавица
Стоит на полянке,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
– Итак, наш разговор будет о березовом лесе, а точнее о берёзовой роще.( иллюстрации березовой рощи на доске)
3. Постановка целей урока.
– Подумайте, что нам нужно знать о березовой роще? Какие вопросы мы можем рассмотреть сегодня на уроке? (дети предлагают, учитель на доску помещает карточки)
– Узнать интересные сведения о березе.
– Какие растения и грибы растут в берёзовой роще?
– Какие животные живут в роще?
– Как человек использует березу?
4. Открытие новых знаний
.4.1. Сообщение читает учитель.
Берёза – это лиственное дерево высотой до 20 метров. Ровный ствол покрыт белой корой с поперечными полосками тёмного цвета. Толстые ветви берёзы поднимаются вверх от ствола, а тонкие – свисают вниз. Берёза любит свет и легко переносит морозные зимы. Её цветки собраны в серёжки, которые в августе – сентябре рассыпаются на отдельные части – чешуйки. Всего на Земном шаре учёные насчитывают более 120 видов берёзы! Берёзовые леса обычно возникают там, где были вырубки и пожары!
– Что интересного вы узнали о берёзе? (ответы детей)
– Берёза – это не просто главное дерево в роще. Оно имеет большое значение для животных и людей.
– А чтобы это выяснить мы сейчас поработаем в группах. А в начале повторим правила работы.
ПРАВИЛА
- Задание читает один ученик.
- Каждый в группе имеет право высказать свое мнение.
- Если группа готова, то поднимает руку.
4.2. Работа в группах
У учащихся на партах карточки двух цветов синие и зеленые (можно и другие), у учителя такие же (для помещения на доску). Задача учащихся соотнести (возможно на одну зелёную карточку, несколько вариантов синих)
ЗЕЛЁНЫЕ | СИНИЕ |
Для птиц | Древесина, из которой можно делать много предметов |
Для насекомых | Место, где можно отдохнуть |
Для художника | Столовая |
Для путника | Место для постройки гнезда |
Для мебельщика | Место, где можно спрятаться |
Жилище | |
Место, где откладывают личинки | |
Объект для картины |
– Давайте проверим, что у вас получилось. (учитель помещает ответы на доску)
ВЫВОД: Берёза – главное дерево в роще, оно приносит пользу и животным, и человеку.
4.3. Сообщение учителя.
Белые стволы берёз хорошо отражают лучи света и рассеивают их, поэтому в берёзовом лесу очень светло. Здесь хорошо растут СВЕТОЛЮБИВЫЕ травянистые растения.
– Посмотрите на доску (картинки растений: колокольчик, лютик, Иван-да-Марья и др.)
– Какие из этих растений вам знакомы?
– Посмотрите, какое интересное название у цветка, оно вам ничего не напоминает?
– О названии этого цветка сложено много легенд. Одну из них мы с вами сейчас услышим.
Сообщение читает ученик.
Если верить легенде, то название цветка Иван-да– Марья возникло так: судьба разлучила в детстве брата Ваню и сестру Машу. Когда они встретились, то полюбили друг друга и поженились. Но узнав о своем родстве, они, чтобы не разлучаться, превратились в цветок с двойной окраской.
– Что интересного узнали о растениях?
ВЫВОД: В берёзовом лесу растут светолюбивые растения
Физминутка. Рисуем в воздухе, в зеркальном отображении слово ГРИБ.
– Какое слово мы написали?
– Какой гриб может расти в роще?
– Почему вы так думаете?
4.4. Сообщение о птицах.
Звучит аудиозапись “Звуки леса. Голоса птиц”.
– Посмотрите на картинку. Кто знает эту птицу?
– Это иволга. Давайте послушаем рассказ орнитолога об этой птице.( звучит аудиозапись)
– Что интересного узнали о птице?
– Каких птиц ещё можно встретить в берёзовой роще? (чтение отрывка текста учебника)
4.5. Сообщение о животных.
– Послушайте выступления учеников, и отгадайте о каком животном они расскажут вам.
1 ученик: Этот зверёк с блестящим бархатисто-чёрным мехом прекрасно приспособился к жизни под землёй. У него короткие и плотные передние лапы по форме напоминают лопату. Мех короткий, без всякого рисунка. Глаза видят плохо. Они спрятаны глубоко под мехом, который защищает их от попадания кусочков почвы. Рот вооружен зубами, с клыками, как у большинства хищников.
– Кто отгадал?
– Что вам помогло?
– Давайте послушаем дальше?
2 ученик: Кроты питаются в основном дождевыми червями, слизнями, личинками майских жуков и другими насекомыми. Также крот, если очень голоден, может съесть попавшую к нему в нору мышку, змею, ящерицу или лягушку. За один раз крот съедает до 20 граммов червей. После приёма пищи крот засыпает на 5 часов.
3 ученик: Гнездо крота находиться в каком-нибудь укромном месте, под корнями деревьев. Гнездо устлано травой, листьями, мягкими кореньями и находится обычно на глубине до 2 метров. Кроты не падают в спячку, они активны круглый год.
– Давайте узнаем, кого из животных можно встретить в роще.
Работа с учебником.
4.6. Самостоятельная работа
– Сегодня на уроке мы узнали много интересного.
– Сейчас мы проверим сами себя, что же вы запомнили.
– Будем работать в парах. Ваша задача вставить в текст подходящие по смыслу слова.
“Летом на дачу к Маше и Пете приехал друг семьи – биолог Николай Иванович. Однажды утром он предложил детям пойти на прогулку. Вскоре они подошли к лесу. Дети очень удивились тому, что вокруг стояли одни белоствольные деревья. Дети их узнали, ведь это – _____________________ .
Николай Иванович сказал: “Мы с вами пришли в _______________________
________________ . В берёзовом лесу очень светло. Здесь хорошо растут светолюбивые растения ______________, _________________, _____________, _______________ .”
Вдруг в лесу раздался резкий крик, а потом запела какая-то птица. Её песня напоминала звук флейты. “ Это поет ____________________” – объяснил Николай Иванович и рассказал Маше и Пете много интересного.
Гуляя по лесу, ребята собирали грибы ____________________________ , и заметили между берёзками небольшие кучки рыхлой земли. Это работа
_____________________ . Погуляв ещё по лесу, юные путешественники вскоре вышли на дорогу, ведущую к дому.
– Давайте зачитаем, что у вас получилось. (зачитать несколько вариантов получившегося текста)
5. Итоги урока
– Какие вопросы мы задавали в начале уроке?
– Мы смогли ответить на них?
6. Домашнее задание
(на карточках, три варианта, дети выполняют по выборуОбсудите с родителями, почему люди придумали о берёзе такие загадки:
– стоят в поле сестрички: платья белены,
шапочки зелены.
– летом цветёт, зимой греет, настанет весна –
потечёт слеза.
– её узнают по простой примете: нет дерева белей
на свете.
– разбежались по опушке в белых платьицах
подружках.
– летом мохнатенькие, зимой сучковатые, где они
стоят, там и шумят, на четыре дела годятся: первое
– горницу освещать, другое – стужу согревать,
третье – скрип колёс унимать, четвёртое –
чистоту соблюдать.
Подобрать загадки о растениях и животных берёзовой рощи.
Сочинить свои загадки.