Цели урока: учиться исследовательской деятельности; увеличить объём знаний о почве, о почве Башкортостана (в частности, Стерлибашевского района); продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве, как о верхнем плодородном слое земли; выяснить основные свойства почвы, узнать о преобладающих почвах родного края; развивать мышление, наблюдательность, любознательность; воспитывать чувство Родины.
Оборудование: Энциклопедия Башкортостана; цветок – радуга; тесты по теме; демонстрационный материал: виды почв; листочки со схемами.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня я к вам пришла, чтобы вместе с вами провести урок по окружающему Я очень надеюсь, что вы мне поможете в этом своей активной работой и хорошим поведением.
— Улыбнитесь друг другу. Приятного вам урока! А теперь повторяйте за мной.
—Мы внимательны!
—Всё будет хорошо!
—Мы успеем сделать всё! (Все повторяют эти строчки хором.)
2,
Постановка цели урока.— Когда я готовилась к уроку, то думала, какой урок вам предложить, поэтому принимая во внимание, что вы выпускной класс, предлагаю провести урок – исследование. Сегодня вы все станете научными сотрудниками наших маленьких научных лабораторий, которых всего 2 (по количеству рядов), выберем давайте научного руководителя для каждой лаборатории, отвечающего за работу группы.
—Исследование — один из видов профессиональной деятельности человека. Учёный и рабочий, преподаватель вуза и учитель—человек любой профессии при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы. Одна из задач этого урока — учиться исследовательской деятельности. Другая задача — увеличить объём ваших знаний о почве, т.е. ответить на вопросы, для чего она нужна, из чего состоит, в каком виде встречается в природе и что с ней делают. По ходу урока вместе будем заполнять схемы, которые вам будут помощниками.
Учитель: Ребята, как вы думаете, с чего начинается любое исследование?
Дети: Любое исследование начинается с постановки проблемы, с накопления информации.
Учитель: А проблема у нас уже есть — это тема нашего урока
Почва — чудесная кладовая”
Учитель: Почему её так называют, по ходу урока вы должны будете ответить на мой вопрос. Взяли схемы и начали работу. (Одновременно идёт работа по цветку – радуге)
Функции — то есть для чего нужна почва? (Снабжение растений питанием и водой; для выращивания овощей и фруктов.)
Структура — из чего состоит почва? (Песок, глина, гумус, воздух, вода, перегной, соли, микробы).
Проявления — какие виды почв бывают? (Чернозём и подзолистые).
Учитель: О чём говорят их названия?
—Теперь каждая лаборатория получает виды этих почв, рассматривает и даёт ответ. Какая из этих почв лучше? Почему? (Ответы учащихся). — Ребята, давайте обратим свой взор на нашу малую родину — на Стерлибашевский район — почвенный покров района представлен в основном, почвами чернозёмного типа. Структура почвенного покрова пашни района показывает, что она представлена различными подтипами чернозёмов и тёмно-серыми лесными почвами: чернозём (3 подтипов) — 104. 629 га чёрные лесные почвы— 1. 193 га овражно-балочный комплекс — 5. 018 га полностью смытые почвы — 7. 682 га.
Общая площадь земель подверженных эрозии — 30 тыс. га, из них водной эрозии — 10 тыс. га, ветровой эрозии — 20 тыс. га.
Учитель: Чернозёмные почвы бывают богаты перегноем. Он придаёт им очень тёмный цвет или даже совсем чёрный цвет. Эти почвы самые плодородные. Меньше перегноя в подзолистых почвах. Они сероватого цвета.
Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах, чернозёмы — в степях.
Существуют и другие типы почв: арктические, тундровые, серые лесные, луговые, болотные.
3. Физминутка: “Мороженое”, “Светофор”.
Учитель: Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 118. Рассмотрите рисунок и попробуйте объяснить, как происходит круговорот веществ в природе.
Работа по схеме: Растения—животные—остатки растений и животных—перегной—микробы—соли.
Учитель: Ребята, представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на земле и люди.
Вот почему замечательный русский учёный Василий Васильевич Докучаев (1846-1903) говорил, что почва дороже золота. Без золота люди смогли бы прожить, а без почвы — почему?
Операции. Ребята, для того, чтобы двигаться дальше отгадайте загадку. “Меня бьют, колотят, ворочают, режут, а я всё терплю и добром плачу. (Земля).
Учитель: Вы правильно отгадали мою загадку — это земля. — А что вы подразумеваете под словом земля?
Дети: Земля — это земной шар, Родина, суша, почва.
Учитель: Для чего нам с вами выше перечисленные предметы? Что они нам дают? (Ответы учащихся).
Учитель: Теперь поговорим непосредственно о почве.
- Что люди делают с почвой?
- Какие операции они проводят над ней?
- Вспахивают.
- Проводят боронование
- Удобряют.
- Проводят севооборот.
- Задерживают снег.
- Проводят операции по защите и охране.
Учитель: (При помощи бумаг для сравнения можно наглядно показать 1 см и 20 см).
1см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см — за 5-6 тыс. лет.
Проблемный вопрос. Слой почвы толщиной в 18см вода может смыть в лесу за 500 тыс. лет, на лугу — за 3.225 лет, а там где нет растений — всего за 15 лет! О чём говорят эти расчёты учёных? (Ответы учащихся).
Учитель: После длительной работы нам
необходим отдых, который я предлагаю провести с
пользой. Ребята, объясните, пожалуйста, смысл
пословиц:
— А теперь игра “Верим, не верим”, которая предназначена для двух групп.
(Каждой группе даётся утверждение, и если они согласны с ним, то говорят “верим”, а если нет, то “не верим”.
- Микробы из солей получают перегной .
- Растения разрушают почву.
Учитель: Поиграли, теперь я вам хочу предложить развивающие задания для каждой маленькой научной лаборатории, итак, слушайте внимательно: “Почва”.
1 группа:
Докажите, что камни и почва — родственники. Но почему тогда огурец не может вырасти на камне?
2 группа:
Опишите эксперимент учёных, которые доказали, что в образовании перегноя (гумуса) большую роль играют насекомые. Предложите эксперимент, который доказывает роль дождевых червей в образовании почвы. (Обсуждение.
Ответы учащихся).
Учитель: Вы поработали, теперь отдохните, а я вам сказку расскажу. “Сказка о чудесной кладовой”.
Положишь в чудесную кладовую горстку зерна — в замен получишь 100 горстей. Спрячешь картофелину — вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. И зовётся она — земля. Да только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать. Да тут мигом опустеет любая кладовая. Издавна кормит людей земля – матушка. Но не всегда догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зерно и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлебов. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.
Задания. Ответьте на вопросы:
- Что называют чудесной кладовой? Почему?
- В каких случаях чудесная кладовая щедро одаривает человека?
- Чем одаривала земля – матушка человека, когда он не умел её обрабатывать?
- Какие изменения в мышлении человека произошли, приведшие его к земледелию?
- В какой последовательности осваивались приёмы возделывания зерновых культур? Почему?
- Почему землю назвали кладовой? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала к данным глаголам подберите соответствующие.
Кладовка | Кладовая |
Что делает человек? | Что делает человек? |
Отпирает Кладёт Запирает |
Вспахивает Засевает Боронит |
Учитель
Ребята, давайте ответим на вопросы, которые помогут вам запомнить лучше, то о чём мы сегодня говорили. А поможет нам в этом наша схема, которую мы заполнили на уроке.
- Что такое почва?
- Из чего состоит почва?
- Какое основное свойство почвы?
- Для чего надо удобрять почву?
- Как её нужно охранять?
- Как люди борются с оврагами?
- Как можно заставить работать почву работать круглый год?
- Что нового узнали для себя?
- Как с помощью материала сегодняшнего урока можно подтвердить, что биологические объекты работают?
Работа по тестам.
Учитель: Теперь, ребята, давайте подведём итоги нашего совместного урока – исследования:
Проблема: Почва.
Тема исследования: Почва — чудесная кладовая.
Цель исследования: Узнать больше о почве.
Гипотеза: Чудесная кладовая.
Подтверждение гипотезы: Схема.
Вывод: Чудесную кладовую нужно беречь и пополнять, тогда она будет добра и щедра.