Методическая служба ДОУ как необходимое условие повышения профессионального мастерства педагогов

Разделы: Работа с дошкольниками


В соответствии с концепцией модернизации российского образования одной из главных задачей образовательной политики является обеспечение современного качества образования. Одним из главных субъектов реализации российской образовательной политики является педагог. Повышение качества образования не возможно без повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников. В этой связи, особую роль приобретает решение проблемы повышения профессионального мастерства педагогов в рамках методической службы в ДОУ.

Процесс обновления дошкольного образования, вовлечение нашего дошкольного учреждения в экспериментальную работу потребовал от нас не только определённых управленческих действий, обновления содержания образования, но и серьёзной реконструкции системы методической работы с кадрами. Ориентируясь на гуманизацию образования, признание неповторимости личности каждого ребёнка, мы, прежде всего, должны учитывать, что личность ребёнка формируется личностью педагога. Поэтому работа методической службы ориентирована в первую очередь на раскрытие творческого потенциала каждого педагога, педагогического коллектива в целом, на создание условий для роста профессионального мастерства педагогов, и в конечном счёте на повышение качества и эффективности образования. Следующим приоритетным направлением деятельности методической службы является адаптация молодых специалистов, не имеющих профессионального опыта.

Приложение

При создании методической службы нашего Центра мы руководствовались следующими основаниями:

  • Задачами, стоящими перед ДОУ.
  • Уровнем учебно-воспитательного процесса.
  • Состоянием учебно-методической базы.
  • Имеющимся опытом работы с педагогическим коллективом.

Предлагаемая нами модель методической службы, ориентируется главным образом на всестороннее повышение компетенции и профессионального мастерства педагогов.

Перед методической службой Центра развития ребёнка стоят следующие задачи:

  1. Создание образовательной среды позволяющей реализовать творческий потенциал каждого ребёнка, педагога, всего педагогического коллектива.
  2. Ориентация педагогов на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование.

Методическая служба Центра развития ребёнка включает в себя ряд структурных подразделений: это в первую очередь Педагогический совет , который проводит экспертизу всей образовательной деятельности, принимает конкретные решения и разрабатывает план действий. Следующим структурным компонентом выступает заместитель руководителя по учебно-воспитательному процессу, который координирует педагогическую деятельность и осуществляет педагогический мониторинг. Научно-методический совет, осуществляет следующие виды деятельности: планирование, диагностику, анализ, консультирование, экспертную деятельность. Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения решает вопросы связанные с сопровождением образовательного процесса, а так же процесса развития ребёнка. Временные творческие группы, создаются на ограниченный период времени и решают конкретные практические вопросы.

Деятельность службы осуществляется в следующих направлениях:

  • Организационно-педагогическая деятельность; включает взаимодействие с заинтересованными организациями, планирование и организацию образовательного процесса, организацию коррекционно-диагностической деятельности, работу по проведению аттестации, создание благоприятного психологического климата в коллективе.
  • Диагностика – аналитическая деятельность включает: проблемно-ориентированный анализ, диагностику профессиональной деятельности, учебно-воспитательного процесса.
  • Научно-исследовательская деятельность включает: экспериментальную деятельность отдельных педагогов, работу городской экспериментальной площадки.
  • Собственно методическая деятельность включает: работу с педагогическим коллективом (сохранение традиций коллектива, выработка единой педагогической позиции, повышение деловой квалификации), отдельными педагогами (изучение педагогической деятельности, обеспечение условий для самообразования, информационное обеспечение), детьми(создание условий для всестороннего развития), семьёй (изучение социума, поиск эффективных форм работы).

В практике работы методической службы Центра используется система индивидуального сопровождения педагогов. Выбор оптимального варианта методической работы предполагает всестороннее изучение личности и деятельности воспитателя дошкольного учреждения. В основе системы сопровождения лежит распределение педагогов на группы с учётом стажа педагогической деятельности, а так же дифференцированный подход к педагогу в соответствии с результатами педагогического мониторинга.

Заполнение педагогических паспортов позволяет условно разделить педагогический коллектив на 4 условные группы:

  1. Группа высокого профессионального мастерства.
  2. Группа совершенствования мастерства.
  3. Группа становления мастерства.
  4. Группа особого контроля (молодые специалисты).

Разработаны характеристики и определены перспективы работы для каждой группы педагогов

Невозможно оценивать деятельность любой службы, в том числе и методической без четких критериев эффективности деятельности. Нами разработаны следующие критерии эффективности:

Эффективность для ребёнка

  • Положительная динамика качества обучения и воспитания.
  • Отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников.
  • Реализация принципов дифференцированного подхода.

Эффективность для родителя

  • Положительная оценку деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей.
  • Готовность и желание родителей помогать ДОУ.
  • Высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей.

Эффективность для педагога

  • Положительный психологический климат в коллективе.
  • Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
  • Удовлетворённость педагогов собственной деятельностью.
  • Качественно организованная система повышения квалификации.
  • Рост профессиональной компетентности.

В рамках деятельности методической службы Центра развития ребёнка определены: наиболее эффективные формы работы с педагогическим коллективом, отдельными педагогами. Это в первую очередь активные формы:

  • Деятельность в рамках методических объединений.
  • Профессиональные смотры и конкурсы.
  • Игровые формы работы.
  • Поисково-творческие задания.
  • Проектная деятельность.
  • Мастер-классы.
  • Педагогические мастерские.

Наиболее эффективны и популярны среди педагогов такие формы работы как мастер-класс и педагогическая мастерская, варианты проведения таких мероприятий представлены в приложении (Приложение 1, Приложение 2). Но именно эти формы и вызывают у педагогов ДОУ значительные затруднения.

Нами определена следующая структура проведения мастер-класса.

1) Презентация педагогического опыта педагога-мастера.

  1. Обоснование основных идей эффективной педагогической технологии.
  2. Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки).
  3. Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера.
  4. Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии.

2) Представление урока (занятия).

  1. Рассказ педагога о проекте открытого урока (занятия).
  2. Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться.
  3. Краткая характеристика обученности, обучаемости учащихся, воспитанников (реальные учебные и воспитательные возможности, состояние здоровья), обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся.
  4. Доказательство результативности деятельности учащихся, воспитанников, положительной динамики в состоянии соматического или психического здоровья, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.
  5. Вопросы педагогу по изложенному проекту.

3) Открытый урок (занятие) или имитационная игра со слушателями, где демонстрируются приемы эффективной работы с учащимися (воспитанниками).

4) Рефлексия.

  1. Анализ урока (занятия), сделанный педагогом-мастером.
  2. Анализ урока (занятия), сделанный соавтором мастер-класса или руководителем.
  3. Вопросы слушателей к педагогу по проведенному уроку (занятию).
  4. Общая дискуссия.
  5. Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.

5) Моделирование.

  1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии.
  2. Защита авторских моделей урока (занятия) слушателями.

Предлагаемая нами модель методической службы, позволяет организовать методическую работу на проблемно-диагностической основе. Использование технологий педагогического мониторинга обеспечивает сбор, обработку, хранение и подробный анализ результатов работы. Построение методической службы по предлагаемой нами схеме даёт возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации готовых планов, в выполнении разработанных рекомендаций, но и принимать активное участие в их разработке, что в целом способствует повышению уровня компетентности и профессионального мастерства педагогов, как непременного условия повышения качества образования в ДОУ. Позволяет осуществить перевод методической работы из режима профессиональной поддержки в режим научно-методического развития педагога. И как результат: создание условий для становления и развития педагога-исследователя. На сегодняшний день в Центре сложился сплоченный, работоспособный коллектив педагогов с большим творческим потенциалом. Результаты анкетирования педагогов подтверждают эффективность работы методической службы. Положительная динамика подтверждается и формальными показателями, отмечается устойчивый рост количества педагогов имеющих высшее образование, первую и высшую квалификационную категории.